Файл: Роль семьи в процессе обучения младших школьников (Анализ эффективности программы ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.05.2023

Просмотров: 102

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Человек становится личностью в процессе социализации, т.е. в результате включения индивида в социальные отношения. Социализация осуществляется путем усвоения индивидом социального опыта и воспроизведения его в своей деятельности.

Социализация - это процесс становления социального «Я». Она охватывает все формы приобщения индивида к культуре, обучения и воспитания, с помощью которых индивид приобретает социальную природу.

С самого рождения человек попадает в общество. Он растет, развивается и умирает в нем. На развитие человека оказывает влияние множество различных факторов, как биологических, так и социальных. Главным социальным фактором, влияющим на становление личности, является семья. Семьи бывают совершенно разными. В зависимости от состава семьи, от отношений в семье к членам семьи и вообще к окружающим людям человек смотрит на мир положительно или отрицательно, формирует свои взгляды, строит свои отношения с окружающими. Отношения в семье влияют также на то, как человек в дальнейшем будет строить свою карьеру, по какому пути он пойдет.

Именно в семье индивид получает первый жизненный опыт, поэтому очень важно в какой семье воспитывается ребенок: в благополучной или неблагополучной.

Главной ролью семьи является воспитание младших школьников. Младший школьный возраст – это тот период, когда активное принятие участия семьи в воспитании оставляет печать для дальнейшего развития, воспитания и самовоспитания.[1] Проблемы, особенности воспитания детей данного возраста приобретают особую важность и обращают на себя внимание. Трудности в обучении, причины неудачи в воспитании заставляют нас задуматься о том, что определяющая роль в воспитании ребёнка отводится не только школе (учителям, психологам, социальным педагогам), но и, конечно, принадлежит семье, которая становится координатором и регулятором в воспитании.

Проблемой влияния семьи на становлении ребенка как личности занимались такие учёные, как Я.А.Коменский, П.Ф. Лесгафт, А.С. Макаренко, И.Г. Песталоцци, Ж.Ж. Руссо, К.Д. Ушинский, В.П. Вахтеров, К.Н. Вентцель, Х.Д. Джайнотт, Д. Локк, Дж. Рескин и др.

Вышесказанное и определило актуальность данного исследования.

Объект исследования: особенности детей младшего школьного возраста в процессе обучения.

Предмет исследования: организация процесса позитивной социализации детей младшего школьного возраста.


Цель исследования: обоснование комплекса мероприятий, направленных на успешную социализацию детей младшего школьного возраста из семьи.

Задачи исследования:

  1. Рассмотреть теоретические аспекты изучения процесса социализации;
  2. Выявить особенности психофизиологического развития детей младшего школьного возраста воспитывающихся в неблагополучных семьях;
  3. Рассмотреть способы социально-педагогической поддержки младших школьников, воспитывающихся в семьи;
  4. Разработать программу «Социально-педагогической помощи семьям»;
  5. Провести анализ эффективности программы «Социально-педагогической помощи семьям».

Гипотеза исследования: Решение проблемы социализации ребенка из семьи возможно при условии осуществления комплекса мероприятий, направленных на:

  • раннее выявление и постановка на учет ребенка из семьи;
  • определение причин неблагополучия семьи;
  • осуществление информационной помощи семье;
  • организация профилактики нарушений воспитания в семьях «группы риска»;
  • при кардиционно – организационной помощи со стороны социального педагога.

Для решения задач и подтверждения гипотезы были использованы следующие методы исследования: анализ научной литературы по теме исследования «Работа социального педагога с семьей в процессе социализации детей младшего школьного возраста», психодиагностические методы:

  • теоретические: анализ литературы;
  • эмпирические: анкетирование, статистическая обработка полученных данных.

Эмпирическая база исследования: учащиеся общеобразовательной школы № 1598 г. Москвы (с 1 по 3 классы).

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.

Глава 1. Теоретические аспекты социально-педагогической работы с семьей в процессе социализации детей младшего школьного возраста


1.1 Теоретические аспекты изучения процесса социализации

Изучением процесса социализации личности на разных этапах развития общества занимались многие ученые. Среди них З.Фрейд, Ж.Пиаже, Б.Г.Ананьев, Б.П.Парыгин, С.Л.Рубинштейн, К.А.Альбуханова-Славская, И.С.Кон, Д.И.Фельдштейн, М.В.Демин, Н.П.Дубинина, А.Ф.Полис. Каждый из них в соответствии со своей концепцией давал различные определения по­нятия «социализация». В психологическом словаре дается следующее опреде­ление: «социализация - это эволюционный процесс, с ориентацией на итог овладения и воссоздания субъектом социального опыта, который сам субъект осуществляет в факторах коммуникации, в индивидуальной деятельности».[2]

Социализация- это процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм  общество и ценностей, необходимых  такт для его  неумение успешного функционирования  взаимодействии в данном обществе. В  консультации процессе социализации  мачехой принимает участие  число все окружение  отождествление индивида: семья,  числе соседи, сверстники  зависимости в детском заведении,  средствованно школе, средства  среди массовой информации  способ и т.д. Для  развиваются успешной социализации,  ликвидация по Д.Смелзеру, необходимо  окружают действие трех факторов: ожидания,  прекрасном изменения поведения  ситуация и стремления соответствовать  которая этим ожиданиям. Процесс  микрофакторы формирования личности,  описание по его мнению,  представлений происходит по трем  ребенка различным стадиям:

  • стадии  наблюдается подражания и копирования  сигналь детьми поведения  физического взрослых;
  • игровой стадии,  методы когда дети  дошкольный осознают поведение  мачехой как исполнение  особенно роли;
  • стадии групповых  всеми игр, на которой  особенности дети учатся  взрослыми понимать, что  межличностном от них ждет  центр целая группа  всей людей.[3]

Понятие «социализация» связано  отношению с такими понятиями  родители как «воспитание», «обучение», «развитие  каждая личности».

Воспитание и обучение (в  случае узком смысле) - это  общественных специально организованная  касающиеся деятельность с целью  организации передачи социального  администрация опыта индивиду (ребенку) и  поступков формирования у него  предполагающие определенных, социально  младших желательных стереотипов  стиля поведения, качеств  принимавшим и свойств личности.[4]


Социализируется  своеобразно ребенок, не пассивно  неумение принимая различные  стыд воздействия (в том  этом числе воспитательные),  тестирование а постепенно переходя  различаются от позиции объекта  внешним социального воздействия  человек к позиции активного  означает субъекта. Ребенок  диагностике активен потому,  возможность что у него  представителей существуют потребности,  ученики и если воспитание  собой учитывает эти  врожденных потребности, то это  определение будет способствовать  контроль развитию активности  проявлять ребенка. Если  возможность же воспитатели постараются  психологи устранить активность  учащихся ребенка, заставляя  него его «спокойно  родители сидеть», пока  автоматически они осуществляют  обучающий свою «воспитательную  системы деятельность», то этим  норм они могут  поддержки добиться формирования  педагогическим не идеальной и гармоничной,  ведущим а ущербной, деформированной,  отклонения пассивной личности. Активность  организовывать ребенка будет  однако либо полностью  отклонения подавлена, и тогда  однако личность сформируется  повысить как социально  сознательным неадаптированная, тревожная,  изучить либо (при  снятие наличии определенных  результате индивидуальных особенностей,  необходимости таких, как  обратились сильный тип  педагог нервной системы  однако и пр.) активность  организации будет реализовываться  апробирования через различные  обращения компенсаторные выходы (например,  прекрасном то, что  полученные не разрешено, ребенок  воспитательные будет стараться  напряженной сделать скрытно).[5]

Одним  образа из первых выделил  способствует элементы социализации  контролирующей ребенка З.Фрейд.[6] По  организации Фрейду, личность включает  ведущим три элемента: «ид» - источник  приносит энергии, стимулируемый  постановка стремлением к удовольствию; «эго» - осуществляющий контроль  возраста личности на основе  становление принципа реальности,  социа и «суперэго», или  добиться нравственный оценочный  личностная элемент. Социализация  оказывать представляется З.Фрейдом  подражание процессом «развертывания» врожденных  возможностей свойств человека,  происходила в результате которого  протяжении происходят становления  гармонизации этих трех  ребенок составляющих элементов  ощущения личности. В этом  ступень процессе Фрейд  неумение выделяет 4 стадии,  опрос каждая из которых  является связана с определенными  поведении участками тела,  ребенок так называемые  управленческо эрогенные зоны:  реакцией оральная, анальная,  выявить фаллическая и фаза  органы половой зрелости.


Французский  хватает психолог Ж.Пиаже,  предполагающие сохраняя идею  педагогическая различных стадий  регистрации в развитии личности,  друзья делает акцент  целях на развитии познавательных  включает структур индивида  начинаются и их последующей перестройке  ними в зависимости от опыта  родителям и социального воздействия.[7]

Многие  направления психологи и социологи  стыд подчеркивают, что  организация процесс социализации  число продолжается в течение  проблемах всей жизни  педагогическая человека.[8] А это  подготовленных значит, что  обеспечивают на протяжении всей  неустойчивость жизни осуществляется  этих включение индивида  функциональные в социальные отношения  которая и благодаря этому  неумение может происходить  качестве изменение его  педагогическим психики. Однако  любом понятия «развитие  различных психики» и «социализация» не  насколько тождественны друг  идентификация другу, хотя  основании и пересекаются.

Социализация есть  такие изменение психики  проявить и формирование личности.

Хотя,  типов как развитие  учебная психики не исчерпывается  направленные социальными процессами,  чтобы так и развитие  состав личности не сводимы  сказывается лишь к социализации. Такое  запретов развитие осуществляется,  именно как минимум,  организация посредством двух процессов:

  • социализации;
  • саморазвития,  коррекцию саморазвертывания личности.

Социализация  учреждение начинается с воздействий  школа на индивида, поскольку  внешнее родители ребенка  работой уже социализованы,  сфере а ребенок может  помощи на них воздействовать  учебная первоначально лишь  настоящее как биологическое  полноценной существо, затем  отношениях он становится способен взаимодействовать  игры с взрослыми и, далее,  педагогческая воспроизводить имеющийся  вранье у него социальный  разработка опыт в своей  становление деятельности.

Развиваясь, личность  структуры становится субъектом  микрофакторы социальных отношений,  важности способным оказывать  детей воздействие на другого  социально человека, но,  индивидом в силу диалогичности  учителя сознания, рефлексии,  любом человек может  оказание воздействовать и на себя  представлений как социальный  ребенка объект. Такие  развивается воздействия не считаются  прониклись социализацией, но могут  охране составлять основу  нравственные развития личности.[9]