Файл: Проектирование реализации операций бизнес-процесса «Планирование производства» (Роль производственного отдела при реализации и проектировании бизнес-процесса «Планирование производства»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.05.2023

Просмотров: 94

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Классификация бизнес-процессов в планировании производства

В планирование производства бизнес-процессы разделяют на основные, сопутствующие, вспомогательные, обеспечивающие, процессы управление и процессы развития:

Основные бизнес-процессы как в целом, так и в области планирования

генерируют доходы компании. К ним относятся процессы, ориентированные на производство товара или оказание услуги, являющиеся целевыми объектами создания предприятия и обеспечивающие получение дохода. Именно основные бизнес-процессы формируют результат и потребительские качества, за которые внешний клиент готов платить деньги, что является конечной целью при проектировании и реализации бизнес-процесса.

Отличительной особенностью основных процессов является то, что они прямым образом участвуют в реализации бизнес - направлений компании. В большинстве случаев перечень основных бизнес-процессов представляет зеркальное отражение дерева бизнес - направлений компании. Отличительные особенности основных бизнес-процессов и их роль представлены в таблице ниже:

Характеристики основных бизнес-процессов при планировании производства

Определения

Отличительные особенности

– Бизнес-процессы, которые создают добавленную стоимость продукта, предлагаемого компанией;

– Бизнес-процессы, которые создают продукт, представляющий ценность для внешнего клиента;

– Бизнес-процессы, прямой целью которых является генерирование доходов

– Представляют «зеркальное отражение» бизнес - направлений деятельности;

– Являются источником генерирования доходов;

– Определяют профиль бизнеса;

– Имеют стратегическое значение;

– Могут развиваться или отмирать.

Сопутствующие бизнес-процессы «Планирование производства»— это

процессы, ориентированные на производство товара или оказание услуги, являющиеся результатами сопутствующему основному производству производственной деятельности и также обеспечивающие получение дохода.

Вспомогательными бизнес-процессами в планировании производства

являются процессы, предназначенные для жизнеобеспечения основных и сопутствующих процессов и ориентированные на поддержку их специфических черт.


Обеспечивающие процессы поддерживают инфраструктуру,

предназначены для жизнеобеспечения всех остальных процессов и ориентированы на поддержку их универсальных черт. На предприятиях любой отрасли — это процесс финансового обеспечения, кадрового обеспечения, инженерно-технического обеспечения и т. п.

Бизнес-процессы управления — это процессы, охватывающие весь

комплекс функций управления на уровне каждого бизнес-процесса и предприятия в целом.

Это процессы стратегического, оперативного и текущего планирования, формирования и осуществления управленческих воздействий. Процессы управления являются тоже обеспечивающими. Они не нужны для внешнего клиента, но они нужны для менеджмента компании, потому что именно эти процессы позволяют управлять компанией, обеспечивая ее выживание, конкурентоспособность и развитие

Характеристики бизнес-процессов управления

Определения

Отличительные особенности

– Бизнес-процессы, которые обеспечивают выживание, конкурентоспособность и развитие организации, регулируют ее текущую деятельность;

– Бизнес-процессы, прямой целью которых является управление деятельностью организации.

– Имеют типовую внутреннюю структуру: планирование, организация; учет, контроль, регулирование.

– Различие между процессами управления определяется спецификой объектов управления, которыми процесс управляет.

Бизнес-процессами развития являются процессы совершенствования

производимого товара или услуги, процессы развития технологий, процессы модификации оборудования, а также инновационные процессы.

Характеристики бизнес-процессов развития

Определения

Отличительные особенности

– Бизнес-процессы целью которых является получение прибыли в долгосрочной перспективе;

– Бизнес-процессы целью которых является совершенствование и развитие деятельности организации.

– На 80% представляют из себя проекты — процессы, которые выполняются один раз;

– Требуют иных техник управления, которые называют технологиями управления проектами;

– Предъявляют иные требования к проектному менеджеру в отличие от требований к менеджеру операционному.

Отличительной особенностью бизнес-процессов развития является то, что они на 80% представляют собой проектную деятельность. Проект — это процесс, который реализуется один раз, после чего он завершает свое существование. Ему на смену возникает новый проект, и эта ситуация повторяется многократно. Бизнес-процессы развития в производстве — это на 80% проекты, а проекты требуют иных техник управления, которые называют технологиями управления проектами. Соответственно проекты предъявляют другие требования к сотрудникам компании, которые ими управляют и участвуют в их реализации. Проектный менеджер отличается от менеджера операционного по своим как профессиональным, так и личностным навыкам


Таким образом, бизнес-процесс в сфере планирования производства в целом опытные теоретики для упрощения понимания разделили на два вида – основные и вспомогательные, которые призваны поддерживать основные.

К основным процессам организации относят процессы производства, сбыта и снабжения. Характерным признаком основных процессов является добавление ценности продукции для потребителя и обеспечение получения дохода предприятия

Для конкретного предприятия отдельные этапы (процессы) могут отсутствовать или объединятся друг с другом. Например, для некоторых предприятий процесс утилизации и переработки в конце срока службы не актуален, но может быть актуальным «процесс утилизации и переработки отходов производства».

Вспомогательные процессы не добавляют ценности продукции и являются затратными по своей сути. К таким процессам обычно относятся:

подготовка кадров

сервисное обслуживание оборудования

обеспечение связью, IT-обеспечение

административно-хозяйственное обеспечение

финансовое и бухгалтерское обеспечение деятельности организации

обеспечение безопасности, другие процессы.

Этот перечень процессов не является исчерпывающим или обязательным. Конкретное предприятие само решает, какие процессы (в частности в планировании производства) следует выделять для его нормального функционирования и само же отвечает за последствия принятых решений.

Критерием выделения вспомогательного процесса является, например, использование результатов этого процесса многими функциональными подразделениями и процессами. Так выходом бизнес – процесса планирования производства с точки зрения управления персоналом являются квалифицированные кадры, соответствующие должностным инструкциям каждого отдельного подразделения. Несмотря на то, что в разные подразделения требуются различные специалисты, процесс подбора и тестирования кадров неизменно должен присутствовать. Выходом вспомогательного процесса ремонта оборудования является исправно функционирующее оборудование основного процесса производства.

Деление на основные и вспомогательные процессы не является разделением на главные и второстепенные. Вспомогательные процессы также важны, как и основные. Вспомогательные процессы, как и основные процессы, имеют своих внешних поставщиков, для них закупаются материалы. Они расходуют ресурсы предприятия, как и основные процессы.

Для оптимизации бизнес-процессов при проектировании и реализации , а также для сокращения непроизводительных накладных расходов многие предприятия отдают вспомогательные функции для выполнения на сторону (аутсорсинг): складирование, транспортировка, коммунальное обслуживание и т.д. Любое звено цепочки в планировании производства создания добавленной стоимости может быть выделено в самостоятельный вид деятельности (центр прибыли), обслуживающий не только потребности собственного производства, но и выходящий на внешний рынок. Например, при горизонтальной интеграции видов деятельности, объединяющей производство родственных или близких видов продукции, выделяются общие научно-проектные, заготовительные, сбытовые центры, которые в принципе могут осуществлять и самостоятельную коммерческую деятельность


Проведение проектирования и реализации в производстве невозможно без понимания предметной области и сущности протекающих в ней бизнес-процессов. Поэтому нам необходимо рассмотреть общую структуру и состав бизнес-процессов в планировании производства.

Проектирование бизнес-процесса в планировании производства можно понимать в узком или в широком плане. При рассмотрении проектирования в узком плане, оно начинается с получения технических требований и заканчивается разработкой конструкторской документации на изделие. Если же рассматривать проектирование в широком плане, то оно начинается с анализа запросов рынка и заканчивается изготовлением опытной партии изделий.

Прежде всего реализации проектирования бизнес процесса в планировании производства начинается с оцени его коммерческой целесообразности - создания нового изделия завершается его изготовлением и продажей с получением прибыли.

Разработка такого бизнес-плана входит в обязанности руководства предприятия. На основе полученной от отделов маркетинга, финансов и производства информации данного бизнес-план определяет общую схему, в соответствии с которой ставятся цели и задачи дальнейшего планирования в маркетинговом, финансовом, техническом и производственном отделах. Каждый отдел разрабатывает свой план выполнения поставленных бизнес-планом задач. Эти планы согласовываются между собой, а также со бизнес-планом «Планирование производства», который основан на долгосрочных прогнозах. В свою очередь, этот план определяет направление и обеспечивает координацию маркетингового, производственного, финансового и технического планов. Специалисты по маркетингу анализируют рынок и принимают решения относительно действий фирмы в сложившейся ситуации: определяют рынки, на которых будет вестись работа, продукцию, которая будет поставляться, необходимый уровень обслуживания клиентов, ценовую политику, стратегию продвижения и т. д. Финансовый отдел решает, из каких источников получать и как использовать имеющиеся у фирмы средства, движение денежной наличности, прибыль, прибыль на инвестированный капитал, а также бюджетные средства.

Производство должно удовлетворять рыночный спрос. Для этого оно как можно более эффективно использует агрегаты, механизмы, оборудование, труд и материалы.

Технический отдел отвечает за исследования, разработку и проектирование новой продукции, и совершенствование существующей. Технические специалисты тесно взаимодействуют с отделами маркетинга и производства для разработки конструкции изделий, которые будут хорошо продаваться на рынке, и изготовление которых потребует при этом минимальных затрат.


Этот план затрагивает общие требования рынка и производства, – например, рынок в целом по основным группам продукции, – а не продажи отдельных изделий.

Концептуальная фаза проектирования в бизнес-процессе «Планирование производства»

Процесс носит поэтапно-итеративный характер, то есть протекает не в виде строгой последовательности, когда каждый этап завершается до начала следующего. В реальности этапы могут перекрываться во времени или выполняться с проведением итераций (Содержание этапов процесса разработки концепции изделия состоит в следующем:

Идентификация запросов потребителей: Цель данного этапа – понять запросы потребителей и установить связь между ними и разработчик-ми изделия. Результатом работы на данном этапе является тщательно составленное описание перечня запросов потребителей, оформленное в виде иерархического списка, с указанием весовых коэффициентов значимости для каждого вида запросов.

Установка целевых технических требований: Технические требования определяют основные характеристики изделия. Они представляют собой трансляцию запросов потребителя на язык технических терминов. Целевые технические требования отражают наиболее «оптимистичные» прогнозы разработчиков. Впоследствии эти технические требования дорабатываются с учетом ограничений, налагаемых особенностями тех

концепций изделия, которые выбраны разработчиками для дальнейшего продвижения.

Выработка концепций изделия: Цель этапа выработки концепций – всесторонне исследовать область таких концепций изделия, которые могли бы обеспечить удовлетворение запросов потребителей. Выработка концепций сочетает в себе внешний поиск, разработку собственных методов решения проблемы и изучение различных частных решений, предлагаемых разработчиками. Результатом работы здесь является набор концепций, каждая из которых представлена в виде эскизов и краткого текстового описания.

Отбор концепций изделия: На данном этапе различные концепции изделия подвергаются анализу и последовательной отбраковке, с целью выявления наиболее перспективной концепции (или концепций). Процесс обычно требует нескольких итераций и может инициировать формирование новых концепций или доработку имеющихся.