Файл: Равновесие экономической системы. Уравновешенность потребления, инвестиций.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.05.2023

Просмотров: 92

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность исследования. Основы теории потребительского спроса были заложены во второй половине XIX в. Германом Госсеном, Уильямом Джевонсом, Карлом Менгером и Лионом Вальрасом в рамках индивидуального потребительского выбора, и теория спроса, излагаемая в учебниках микроэкономики, остается таковой до настоящего времени. Однако главный интерес для правительств, производителей товаров и услуг (благ), торговцев и политиков представляет спрос различных сегментов и всего рынка экономики, а также агрегированный спрос социальных групп. Теория рыночного спроса необходима для развития количественных методов экономического анализа и построения реалистичных моделей экономического равновесия.

Классикам казалось, что переход от индивидуального спроса к рыночному будет простым. Процитируем Дж. Хикса: «Изучение индивидуального спроса - лишь средство для изучения рыночного спроса. К счастью, при помощи наших методов мы можем осуществить подобный переход очень легко. Рыночный спрос обладает почти в точности теми же свойствами, что и индивидуальный». Основатели теории спроса своими работами неявно заявили программу микрооснования макроэкономики (microfoundations for macroeconomics). Но проблема перехода от построенной теории независимых индивидуальных потребителей к эффективной теории коллективного (рыночного или группового) спроса, отражающей реальность, оказалась принципиально неразрешимой. В середине XX в. было установлено, что аналитические свойства функций индивидуального спроса, вытекающие из классического принципа максимизации полезности набора благ (в современной трактовке - выбора наиболее предпочтительного набора), покупаемого при данных ценах и личном бюджете, не переносятся на рыночный спрос, понимаемый как сумма спросов индивидов, действующих независимо в соответствии с субъективными предпочтениями.

Целью данной работы является изучение равновесия фирмы в краткосрочном и долгосрочном периоде, для достижения поставленной цели, были выделены следующие задачи:

- рассмотреть теории рыночного равновесия;

- изучить основные этапы и проблемы теорий спроса и равновесия;

- рассмотреть прикладные модели общего равновесия;

- изучить равновесие в краткосрочном и долгосрочном периоде;

- провести анализ равновесие фирмы на рынке инфокоммуникационных услуг в кратчайшем, краткосрочном и долгосрочном периоде.

Объект исследования – равновесие фирмы.


Предмет исследования - равновесия фирмы в краткосрочном и долгосрочном периоде

Структура работы состоит из введения, основной части, заключения и списка литературы.

Теоретической и методологической базой данной работы послужили труды российских и зарубежных авторов в области экономической теории, материалы периодических изданий и сети Интернет.

Глава 1. Теоретические аспекты рыночного равновесия

1.1 Теории рыночного равновесия

Нерешенность проблемы рыночного спроса, естественно, породила проблемы в теории экономического равновесия (ТЭР). Эта теория была заложена Вальрасом одновременно с развитием теории потребительского спроса в его фундаментальном труде 1874-1877 гг. Вальрас представил замкнутую экономику как совокупность индивидуально рациональных потребителей и производителей, действующих в условиях совершенной конкуренции, и поставил вопрос о существовании цен, при которых совокупный (рыночный) спрос уравнивается совокупным предложением производства. Вальрас сделал важнейший шаг, сформулировав основные понятия и создав систему равновесия на языке математики, оставив потомкам проблему обоснования своей теории, - существования, единственности и устойчивости равновесия. Этот процесс растянулся более чем на столетие, и до настоящего времени теория экономического равновесия остается в «кризисном» состоянии. Этому кризису, в частности, посвящена статья известного исследователя теории экономического равновесия В.М. Полтеровича «Кризис экономической теории», опубликованная в самом первом номере журнала «Экономическая наука современной России». В ней автор констатирует: «Несмотря на многочисленные попытки, не удалось найти сколько-нибудь общие и естественные условия, обеспечивающие единственность и устойчивость равновесия». Отсутствие естественных условий для индивидуальных предпочтений, обеспечивающих единственность и устойчивость равновесия, и «невозможность сравнительной статистики» свидетельствуют о логических дефектах оснований ТЭР и, как следствие, об ошибочности или бессмысленности ее некоторых выводов, тогда как определенные успехи в ее приложениях являются эвристическими и требуют дополнительного обоснования[1].


Дефектом ТЭР, представленным в литературе «мэйнстрима», является недооценка варианта модели равновесия Вальраса, предложенного в начале XX в. шведским экономистом Густавом Касселем, и теоретического результата австрийского математика Абрахама Вальда о существовании и единственности равновесия в этой модели. Модель Касселя, в отличие от исходной «атомизированной» системы равновесия Вальраса, представляет секторы производства и потребления консолидированно. Соответственно, рыночный спрос Касселя является априорным объектом. Вальд нашел условие рыночного спроса, обеспечившее доказательство как существования, так и единственности равновесия. Аналогичное условие было сформулировано в 1938 г. П. Самуэльсоном как принцип оптимальности потребительского выбора в рамках альтернативного подхода к построению теории потребителя на основе понятия выявленного предпочтения. Позже этот принцип был назван слабой аксиомой выявленного предпочтения (далее - Слабая аксиома). Эта аксиома, принимаемая для индивидуального потребителя, как и классическая рациональность (максимизация полезности) для суммы индивидуальных спросов, как правило, не выполняется.

Развитие ТЭР определила статья К. Эрроу и Ж. Дебре, где был предложен вариант атомизированной модели Вальраса с единым пространством продуктов - ресурсов, полуфабрикатов и товаров потребления. Для этой модели было доказано существование равновесия. Эрроу и Дебре квалифицировали свою модель экономики как более близкую к реальности, чем модель и условие Вальда. Однако в рамках их модели оказалось невозможным получить условия регулярности рыночного спроса, обеспечивающие единственность и устойчивость равновесия без искусственных предположений. Модель Касселя-Вальда была пересмотрена в 1956-1958 гг. Г. Куном и Р. Солоу на основе теории линейного программирования и отказа от условия Вальда (Слабой аксиомы), а следовательно, и от гарантированной единственности равновесия. Эта модель оказалась на периферии современной ТЭР, построенной как развитие модели Эрроу-Дебре.

1.2 Основные этапы и проблемы теорий спроса и равновесия

. Основы классической теории индивидуального потребителя наиболее последовательно сформулированы Вальрасом как теория индивида, покупающего на рынке набор благ, максимизирующий его субъективную полезность на множестве благ, доступных при данных ценах и личном бюджете. В XX в. теория индивидуального спроса после критических относительно понятия полезности работ В. Парето и Дж. Хикса была пересмотрена и развита на основе понятия предпочтения, представленного бинарным отношением предпорядка. При дополнительных свойствах полноты и непрерывности отношение предпочтения имеет индикатор - порядковую функцию полезности, которую также называют функцией предпочтения. При этом разработанный классиками и их последователями аналитический аппарат сохранился с простой заменой кардинальной функции полезности на функцию предпочтения.


Построенная аналитическая теория индивидуального потребителя аккумулировала законы А. Курно (закон спроса), Г. Госсена (Первый и Второй законы), Е. Энгеля (кривые Энгеля), дополнила их гипотезами выпуклости и транзитивности предпочтений. Но эти законы были сформулированы на основе правдоподобных гипотез и статистического анализа книг торговцев, т.е. рыночного спроса, и потребительских расходов групп, различавшихся уровнем доходов. Законы коллективного поведения потребителей были перенесены на индивидуальные «домохозяйства».

Венцом классической теории спроса стал вариационный анализ спроса (сравнительная статика) Е. Слуцкого, опубликованный на итальянском языке в 1915 г., в результате которого был получен новый инструмент количественного анализа свойств дополнительности - замещения благ (матрица Слуцкого). Однако распространения теории индивидуального спроса на рыночный спрос без выявления и исправления ошибок не получилось[2].

Классическая теория спроса не имела абсолютного признания у ряда авторитетных экономистов. Первая существенная критика содержится в фундаментальном труде Г. Касселя, выдержавшего множество переизданий (первое немецкое издание - 1918 г., на русском языке - в 1929 г.). Кассель не принял теорию полезности в целом и использовал для объяснения потребительского поведения понятие желаний. Описывая экономическую систему, Кассель избежал ошибочной (что проявилось позднее) детализации поведения индивидуальных потребителей и представил рыночный спрос как априорный объект. Однако Кассель не предложил теории рыночного спроса.

Второй известный нам пример неприятия теории рыночного спроса Вальраса содержится в широко известной монографии Джона фон Неймана и Оскара Моргенштерна 1943 г. При обсуждении экономики «Робинзона Крузо» и экономики общественного обмена авторы возражают против «использования этой весьма упрощенной модели изолированного потребителя в теории экономики общественного обмена... она не отражает индивидуума, подвергающегося многообразным общественным воздействиям». В качестве общественных воздействий авторы отмечают подражание, рекламу, обычаи. Нейман и Моргенштерн, как и Кассель, только обозначили нетривиальность перехода от экономики Робинзона к общественной экономике.

Неудовлетворенность существующей теорией рыночного спроса, создаваемой на основе теории индивидуального спроса, и предположение о возможности принятия кривых рыночного спроса за основу теории цен высказывал известный английский экономист Ян Литтл.


Распространение теоретических свойств индивидуального спроса на рыночный потребовало определения коллективной функции предпочтения, рационализирующей наблюдаемый рыночный спрос в соответствии с моделью максимизации полезности. Простые примеры двух благ и двух покупателей показали[3], что следствие классической рациональности - слабая АВП, справедливая для индивидуальных спросов, не выполняется для их суммы в общем случае. При этом коллективной функции предпочтения не существует.

Общее решение проблемы существования коллективной функции предпочтения было получено в 1953 г. У Горманом, который показал, что для существования коллективной функции предпочтения, порождающей рыночный спрос, который является суммой конечного числа спросов, порождаемых индивидуальными функциями предпочтений, необходимо и достаточно, чтобы все кривые Энгеля были параллельными прямыми. Это противоречит разнообразию субъективных предпочтений и наличию благ различной субъективной ценности, при которых непрямые кривые Энгеля должны существовать. Противоречие схемы рыночного спроса Вальраса установлено также в недавних работах В.И. Зоркальцева 1997-2010 гг.

Несмотря на результат Гормана, демонстрирующий невозможность построения реалистичной теории рыночного спроса по схеме Вальраса, еще долго продолжался поиск условий на индивидуальные предпочтения и распределение доходов, обеспечивающих существование коллективной функции предпочтения. Однако в рамках существующей теории «выяснить их специфику до сих пор не удается, а без этого ответы на многие фундаментальные вопросы теории не могут быть получены».

Некоторые исследователи потребительского спроса в последние годы стали учитывать взаимозависимость поведения индивидуальных потребителей и делать попытки построить теорию потребительского выбора, учитывающую влияние социальной среды и взаимодействия между различными индивидами. При этом первичными субъектами рынка остаются индивиды, описание которых усложняется. Но индивидуальные характеристики потребителей и их численность для реальных рынков ненаблюдаемы, и внутренняя структура спроса неидентифицируема по наблюдениям группового (рыночного) спроса. Следовательно, усложненные описания взаимозависимого группового выбора не помогают решать проблемы рыночного спроса.

Многие исследователи (в основном зарубежные) в последние десятилетия предлагают пересмотреть теорию индивидуального спроса, освободив ее от стеснительных для некоторых рынков свойств транзитивности и (или) полноты предпочтений. Большая их часть ограничивается теоретико-множественным или топологическим уровнем без построения содержательного аналитического аппарата, позволяющего вычислять спрос. Известны две попытки аналитических обобщений классической теории на основе отказа от транзитивности предпочтений. В 1932 г. Р. Аллен предложил теорию локального потребительского выбора с представлением потребительских предпочтений через направление предпочтения, определенное в каждой точке пространства благ. Это представление можно рассматривать как векторное поле, обладающее специфическими свойствами, однако Аллен и его последователи этого не сделали и не построили содержательную теорию спроса, обобщающую классическую теорию[4]. Вторую попытку сделал У. Шафер. Он ввел в качестве представления полного, но нетранзитивного предпочтения бифункцию. Но эта идея также не была развита до содержательной теории соответствующих функций спроса.