Файл: Равновесие экономической системы. Уравновешенность потребления, инвестиций.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.05.2023

Просмотров: 91

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Аналитическая модель спроса, обобщающая классическую модель, предложена в Горбуновым. В этой модели предпочтения потребителей представлены невоз- растающим векторным полем, в общем случае непотенциальным. Эта модель описана в четвертом подразделе.

Свойства рыночного спроса являются критическими для теории экономического равновесия. Эта теория создана Л. Вальрасом для обоснования эвристики Адама Смита, описавшего идеализированный свободный рынок. Современные исследователи ТЭР Д. Браун и Ф. Кублер определяют три гипотезы Вальраса относительно конкурентного рынка (или равновесия).

Первая гипотеза: рыночный спрос является суммой спросов потребителей, максимизирующих полезность при бюджетных ограничениях, определяемых рыночными ценами.

Вторая гипотеза предполагает существование и единственность конкурентного равновесия, и третья - локальную устойчивость относительно механизма «нащупывания» равновесия[5].

Первая гипотеза, в которой согласно цитированной книге Вальраса субъективные оценки полезностей независимы, оказалась, как отмечено выше, противоречивой в логико-эмпирическом отношении.

Г. Кассель предложил модель экономического равновесия в 1918 г. (первое издание цитированной выше книги) без упоминания Вальраса и его теории. В отличие от Вальраса Кассель дал консолидированное описание как потребителей, так и производства. Продукты экономики Кассель разделил на продукты потребления и факторы производства. Производственная система была представлена линейными уравнениями балансов использования факторов для производства продуктов потребления и уравнениями, определяющими конкурентные цены факторов через цены продуктов в соответствии с принципом себестоимости (бесприбыльности). Потребление в экономике Касселя представлено функциями рыночного спроса на каждый продукт, определяемыми ценами всех продуктов и факторов.

Модель Касселя в 1930-е гг. была исправлена путем введении в балансы искусственных неотрицательных переменных для того, чтобы обеспечить неотрицательность искомых значений. Модифицированную модель в 1933-1936 гг. исследовал А. Вальд. Вальд нашел условие для рыночного спроса[6], обеспечившее как существование, так и единственность равновесия. Это условие, заново открытое Самуэльсоном, названо позже Слабой аксиомой.

Можно утверждать, что Вальд обошелся без первой гипотезы Вальраса и нашел условие выполнения второй гипотезы. Однако Вальд, в принципе, не отказался от первой гипотезы Вальраса. Он находился в плену Валь- расовой схемы рыночного спроса и выдвинул предположение, что ключевое условие для индивидуальных спросов должно выполняться и для рыночного спроса. Он обещал показать это в следующей работе, что оказалось невозможно в силу упомянутого выше парадокса агрегирования потребителей Гормана[7].


Результат Вальда не вписывается в современную теорию спроса, согласно которой Слабая аксиома выполняется для индивидуальных спросов, но, как правило, не выполняется для их суммы, т.е. для рыночного спроса. Попытки поиска условий на индивидуальные предпочтения, обеспечивающих выполнение Слабой аксиомы для рыночного спроса, как отмечено выше, приводят к неестественным предположениям относительно предпочтений и доходов потребителей.

Дальнейшие исследования модели Касселя-Вальда в работах 1950-х гг. были основаны на теории линейного программирования (ЛП) и теореме Какутани о неподвижной точке многозначного отображения вместо «неестественного» условия Вальда. При этом удалось доказать лишь существование равновесия.

Основополагающей работой в современной ТЭР считается статья К. Эрроу и Ж. Дебре 1954 г., в которой был предложен абстрактный вариант экономики, где объединены конечные множества производителей (фирм) конечной номенклатуры продуктов и независимых потребителей с классическими предпочтениями. Существенно, что продукты различных видов - товары потребления (блага), ресурсы и полуфабрикаты (факторы производства) - в этой модели формально не различаются. Для модели Эрроу-Дебре было доказано существование равновесия. Это доказательство потребовало привлечения сложной математической техники неподвижных точек многозначных отображений (теоремы Какутани). Однако единственность равновесия без условия Вальда (Слабой аксиомы) не имеет места.

Упомянутое открытие Гормана было проигнорировано исследователями модели Эрроу-Дебре, и парадокс агрегирования покупателей был вторично «открыт» (в иной форме) Х. Зонненшейном в 1972 г. и обобщен сначала Р. Мантелем, а затем Ж. Дебре. Было установлено (теорема Зонненшейна- Мантеля-Дебре), что достаточно произвольная функция типа «цены - спрос» может считаться агрегированным избыточным спросом некоторого множества покупателей. Этот эффект получил название «anything goes» - «подходит что угодно». Это противоречит свойствам классических функций спроса[8].

Можно констатировать, что дефекты современного состояния ТЭР - отсутствие естественных условий, обеспечивающих единственность и устойчивость равновесия, - являются следствиями ошибочного построения Вальрасом теории рыночного спроса в соответствии с его первой гипотезой. Эта теория порождает парадоксы агрегирования покупателей Гормана и Зонненшейна-Манте-ля-Дебре. Они до настоящего времени остаются недостаточно осознанными, и теории потребительского спроса и экономического равновесия продолжают развиваться в рамках «мэйнстрима» на основе концепции Вальраса и в современных обобщениях этих теорий - на основе Слабой аксиомы.


1.3. Прикладные модели общего равновесия

Начиная с 1960-х гг. в зарубежной экономической науке сформировалось направление прикладного общего равновесия (applied general equilibrium), основанное, как заявляют его авторы, на модели общего равновесия Эрроу-Дебре и ориентированное на решение реальных проблем. В последние годы подобные вычислимые модели равновесия (computable general equilibrium) создаются и в России под руководством В.Л. Макарова. Здесь также в качестве базовой модели для одного из направлений указывается модель Эрроу-Дебре.

Однако при описании конкретных моделей, ориентированных на реальный поиск экономического равновесия, исследователи неизбежно заменяют неопределенную совокупность независимых индивидуальных до- мохозяйств Эрроу и Дебре крупными региональными или социальными (децильными доходными) группами, представляемыми рыночной или специально агрегированной статистикой спроса на потребительские блага. Это позволяет корректно (впрочем, без обсуждения проблемы агрегирования покупателей) использовать классическую теорию спроса в виде стандартных, но уже коллективных функций спроса (Кобба-Дугласа, постоянной эластичности замещения, линейных систем расходов).

Производство в прикладных моделях равновесия также описывается с отказом от унификации продуктов, характерной для модели Эрроу-Дебре. Здесь используются линейные модели консолидированного производства с разделением продуктов на «затраты» и «выпуск» или производственные функции, где производимые продукты и используемые факторы также явно разделяются. Такие модели концептуально ближе к моделям класса Касселя, а не модели Эрроу-Дебре. Модификация модели Касселя с конструктивно определенным рыночным спросом содержит экзогенные параметры, идентифицируемые (калибруемые) по стандартной статистической информации. Эта модификация, таким образом, относится к классу теоретически обоснованных вычислимых моделей.

Отметим еще одно превосходство моделей Касселя. В отличие от модели Эрроу-Дебре, представляющей полностью децентрализованную частнособственническую (либеральную капиталистическую) экономику, модели Касселя универсальны относительно институциональных особенностей социально-экономической системы. Они представляют технологии данной экономики и потребительские предпочтения данного населения. Именно то, что определяет цены равновесия и количества выпускаемых продуктов. Эти цены обусловливают эффективное использование ограниченных ресурсов в национальных целях, а не в целях основных покупателей на рынке наиболее богатых стран, называемом «мировым».


Глава 2. Равновесие фирмы

2.1 Равновесие в краткосрочном и долгосрочном периоде

Как и в случае монополии, кривые спроса для фирм при монополистической конкуренции являются нисходящими. Следовательно, фирмы обладают монополь ной властью. Но это не означает, что монополистически конкурентные фирмы должны получать большие прибыли. Монополистическая конкуренция в чем-то сродни совершенной конкуренции: поскольку вход свободный, то возможность получения высокой прибыли привлечет новые фирмы с конкурирующими торго выми марками, что сведет экономическую прибыль к нулю. Чтобы развить эту мысль, рассмотрим равновесную цену и уровень производ ства фирмы для долгосрочного и краткосрочного периодов в условиях монополи стической конкуренции.

Рис. 2.1. Фирма в условиях монополистической конкуренции в краткосрочном и долгосрочном периоде

Рисунок 2.1, а показывает равновесие в краткосрочном периоде. Поскольку товар фирмы отличается от товаров конкурентов, кривая спроса DSR имеет нисходящий (отрицательный) наклон. (Это кривая спроса фирмы, а не рыночная кривая спроса, наклон которой более крутой.) Объем производства QSRy при котором прибыль максимальна, находится на пересечении кривых предельного дохода и предельных издержек. Так как соответствующая цена PSR превышает средние издержки, фирма получит прибыль, которая показана на рисунке заштрихованным прямоугольником. В долгосрочном периоде эта прибыль вызовет выход на рынок других фирм. Когда на рынке появятся товары под их торговыми марками, наша фирма начнет терять долю рынка и объем продаж; ее кривая спроса сдвинется вниз, как на рис. 2.1, б. (В долгосрочном периоде также могут сдвинуться кривые средних и предельных издержек; однако для простоты мы предположили, что издержки не изменяются.) Долгосрочная кривая спроса DLR будет только касаться кривой сред них издержек фирмы.

Здесь максимизация прибыли предполагает объем производства Q и цену PLR. Она также предполагает пулевую экономическую прибыль, так как цена равняется средним издержкам. Наша фирма все еще обладает монопольной властью. Ее долгосрочная кривая спроса имеет нисходящий наклон, так как ее конкретная марка все еще является уникальной. Но возможность выхода на рынок и конкуренция со стороны других фирм сводят ее прибыль к нулю.


Поскольку фирма является единственным производителем товара определенного вида, ее кривая спроса будет нисходящей. Цена превышает предельные издержки, и фирма обладает монопольной властью. В краткосрочном периоде, изображенном на графике а, цена превышает также и средние издержки. Фирма получает прибыль, показанную заштрихованным прямоугольником. В долгосрочном периоде эти прибыли привлекают на рынок новых участников с конкурирующими товарами. Доля фирмы на рынке падает, и ее кривая спроса смешается вниз. При долгосрочном равновесии, показанном на графике 6t цена равняется средним издержкам, так что фирма получает нулевую прибыль, даже если обладает монопольной властью.

Если посмотреть шире, издержки фирм могут оказаться различными, а некоторые торговые марки будут отличаться от других более явно. В этом случае разница в ценах, возможно, окажется более заметной, и некоторые из фирм смогут получать небольшую прибыль.

2.2 Равновесие фирмы на рынке инфокоммуникационных услуг в кратчайшем, краткосрочном и долгосрочном периоде

Одной из характеристик экономики современного общества является преобладание сегмента услуг, в котором, в свою очередь, одну из важнейших ролей играют инфокоммуникационные услуги (далее — ИКУ). ИКУ представляют собой вид экономической деятельности, образовавшийся в процессе конвергенции средств связи и информации. Значение ИКУ состоит в удовлетворении инфокоммуникационных потребностей людей посредством обеспечения индивидам возможности осуществлять различные действия над информацией (создание, обработка, хранение, передача). Экономическое значение обеспечения такой возможности заключается в ее возмездной основе. Многообразие видов ИКУ и бизнес-моделей их предоставления позволяет выделить в экономической системе сектор ИКУ[9].

Таким образом, сектор инфокоммуникаци- онных услуг представляет собой деятельность фирм, обеспечивающих процессы обработки, распределения, хранения и передачи информации при помощи создания условий для доступа пользователей к сетям передачи данных (телефонная связь, интернет, телевидение)[10]. Понятия «сектор» и «рынок» близки по своему значению, но не тождественны. Однако при рассмотрении вопросов взаимодействия спроса и предложения на ИКУ можно пренебречь определением границ сектора с целью определения специфики взаимодействия спроса и предложения с точки зрения анализа закономерностей рыночного механизма. В данном случае мы будем понимать рынок как своеобразный агрегированный элемент, представляющий собой механизм, сводящий потребителей и продавцов ИКУ вместе вне зависимости от видовых особенностей услуг.