Файл: Инвестиционная политика РФ в современных условиях (Особенности реализации инвестиционной политики на региональном уровне).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.05.2023

Просмотров: 82

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Основные аспекты правового регулирования инвестиционной деятельности капитальных вложений прописаны в разделе II «Правовые и экономические основы инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений» ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений». В рамках данного раздела определены такие элементы правового регулирования, как: права инвесторов (ст. 6 ФЗ «Об инвестиционной деятельности); обязанности субъектов инвестиционной деятельности (ст. 7); отношения между субъектами инвестиционной деятельности (ст. 8); источники финансирования капитальных вложений (ст. 9); Взаимодействие органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений (ст. 10).[14]

Основополагающие течения инвестиционной политики РФ конкретизируются Министерством экономического развития государства, так же, как и общие её составляющие. Субъекты федерации также дополняют свои замечания и уточнения. Но, однако, необходимо присутствие небольших факторов, особое место среди которых занимают транспортная доступность, готовящиеся объекты: для инвестирования, требующие специальных знаний люди, преференции и открытая информативная поддержка. Все эти условия должны обеспечивать и ревизовать то, что отведенные ишестиционные ресурсы будут расходоваться по назначению.[15]

Департамент инвестиционной политики и развития частно-государственного партнёрства является структурным подразделением центрального аппарата Министерства экономического развития Российской Федерации, осуществляющим функции по обеспечению выработки государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере инвестиционной деятельности, включая размещение российского капитала за рубежом, в области государственно-частного партнерства, а также в пределах полномочий Министерства в сфере амортизационной политики.[16]

Департамент инвестиционной политики и развития частно-государственного партнёрства:

- осуществляет разработку предложений по вопросам государственной инвестиционной политики, направленной на повышение инвестиционной привлекательности российской экономики, увеличение притока инвестиций в экономику Российской Федерации, улучшение и поддержание благоприятного инвестиционного имиджа Российской Федерации за рубежом, создание благоприятных условий для деятельности российских инвесторов за рубежом и устранение препятствий по привлечению иностранных инвестиций в российскую экономику;


- принимает участие в работе межправительственных комиссий по инвестиционной тематике;

- осуществляет координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти по привлечению в экономику Российской Федерации прямых иностранных инвестиций;

- осуществляет организационное обеспечение деятельности Консультативного совета по иностранным инвестициям в России при Правительстве Российской Федерации;

- оказывает содействие в реализации инвестиционных проектов, в том числе с участием иностранных инвесторов;

- осуществляет разработку предложений по совершенствованию и расширению форм государственно-частного партнерства в инвестиционной сфере, включая разработку нормативных правовых актов в развитие законодательства о концессионных соглашениях [17].

1.3. Особенности реализации инвестиционной политики на региональном уровне

Под региональной инвестиционной политикой понимается составная часть государственной экономической политики в виде установления структуры и масштабов инвестиций, направлений их использования, источников получения с учетом необходимости обновления основных средств и повышения технического уровня.[18]

Региональная инвестиционная политика может быть представлена как комплексная система целей, организационных, экономических и нормативно-правовых мероприятий, которые направлены на активизацию инвестиционной деятельности в регионе. При этом важнейшей задачей региональных органов власти является совершенствование инвестиционной политики, выработка приоритетов и механизмов ее реализации с ориентацией на цели устойчивого развития территорий.

Формирование и реализация соответственной региональной инвестиционной политики представляет, несомненно, собой совокупную многоступенчатую задачу, каждый из ключевых этапов которой требует индивидуальной проработки и обязательной адаптации к изменяющимся факторам функционирования самой социально-экономической системы каждого региона.

Эффективность региональной инвестиционной политики зависит от инвестиционного климата, который влияет на интенсивность инвестиционного процесса, объемы инвестиций и определяет инвестиционную привлекательность региона.


Привлечение инвестиций на основе взаимодействия региональной, муниципальной власти и бизнес структур является приоритетным направлением развития экономики региона. Успешной реализации региональной инвестиционной политики может способствовать формирование инвестиционной открытости и имиджа региона.

Система формирования и реализации региональной инвестиционной политики представляет конструкцию из трёх взаимосвязанных и взаимозависимых блоков.[19]

Первый блок - это основные факторы, от которых зависит содержание региональной инвестиционной политики и, соответственно, механизм ее реализации.

К ним относятся:

1) инвестиционный климат в регионе;

2) показатели формирования инвестиционного потенциала региона;

3) уровень инвестиционных рисков;

4) факторы внутреннего и внешнего воздействия.

Второй блок представляет непосредственно этапы формирования инвестиционной политики:

1) определение целей и главных приоритетов инвестиционной политики;

2) формирование региональной инвестиционной программы;

3) разработка принципов механизма реализации региональной инвестиционной политики.

Третий блок механизма реализации инвестиционной политики должен состоять из средств, с помощью которых предусматривается достижение целей такой политики.[20]

Выводы

Таким образом, реализация инвестиционной политики по сути своей направлена на улучшение социально-экономического положения в обществе в целом. Инвестиционная политика государства должна обеспечить системный подход к управлению инвестиционной деятельностью, создавая оптимальные условия для активизации инвестиционного процесса.

Регулирование инвестиционной деятельности органами власти выражается в прямом управлении государственными инвестициями: системе налогов с дифференцированием налоговых ставок и налоговых льгот, финансовой помощи в виде дотаций, субсидий, бюджетных ссуд, льготных кредитов, в финансовой и кредитной политике, ценообразовании, выпуске в обращение ценных бумаг, амортизационной политике.

Таким образом, приоритетной особенностью механизма соответствующей реализации инвестиционной политики региона является его абсолютная направленность на согласование основных интересов всех участвующих сторон, поэтому главное место в структуре механизма реализации инвестиций занимает мотивационный блок, который непременно обеспечивает взаимодействие участников осуществления инвестиционных процедур не только между собой, но и также с внешней средой. Соответствующая инвестиционная политика региона России, непременно, должна реализовываться, в частности, путем разработки и осуществления инвестиционных программ, входящих в систему инвестиционных проектов, созданных на основе ключевых направлений социально-экономического развития определенного региона с учетом возможного объема финансовой базы характерной реализации инвестиционных проектов.


Глава 2.Анализ инвестиционной политики в Российской Федерации

2.1. Экономический потенциал в России

Экономическая ситуация в 2015 г. складывалась под влиянием ухудшения внешнеэкономических условий, прежде всего снижения цен на нефть, продолжения действия экономических санкций со стороны ЕС и США, сохранения тенденции к снижению инвестиционной активности, а также масштабного оттока капитала, усилившегося в том числе ввиду погашения значительного объема внешнего долга в I полугодии 2015 г. В первом полугодии 2015 г. динамика ВВП характеризовалась отрицательными темпами, которые сохранились в начале второго полугодия. Со стороны внутреннего спроса тенденция снижения ВВП в текущем периоде в наибольшей степени связана с отрицательной динамикой инвестиций в основной капитал.

Таблица 1

Показатели, формирующие экономический потенциал Российской Федерации за 2013-2015 гг.[21]

Наименования

2013 г.

2014 г.

2015г.

Отклонение

(-,+)

2014 г. к 2013 г.

2015 г. к 2014 г.

Валовой внутренний продукт , млрд.руб.

на душу населения

71016,7

495,1

77945,1

533,2

80804,3

537,5

6928,4

38,1

2859,2

4,3

Конечное потребление домашних хозяйств , %

103,7

101,7

89,9

2,0

11,8

Инвестиции в основной капитал, %

100,8

97,3

91,6

-3,5

-5,7

Сальдированный финансовый результат

82,7

90,9

148,6

8,2

57,7

Индекс промышленного производства, %

100,4

101,7

96,6

1,3

-5,1

Производительность труда в целом в %

103

101,9

101,5

-1,1

-0,4

Реальный валовой национальный доход, %

103,2

101,0

101,0

-2,2

-


Продолжение табл. 1

1

2

3

4

5

6

Рентабельность проданных товаров, %

7,0

7,3

9,3

0,3

2,0

Среднедушевые денежные доходы населения по Российской федерации, руб.

25928,2

27765,7

30514,4

1837,5

2748,7

Среднегодовая занятость в экономике, млн.чел

67,5

67,9

67,8

0,4

-0,1

Реальные располагаемые денежные доходы населения в %

106

104

99

-2,0

-5,0

Уровень безработицы, %

5,5

5,2

5,6

-0,3

0,4

Средний размер начисленных пенсий,руб.

7476

9918

10786

2442

868

Величина прожитого минимума в среднем на душу населения,руб

7306

8050

9452

744

1402

Коэффициент Джинни

0,421

0,419

0,416

-0,02

-0,03

Из табл. 1 следует, что в 2015 г. ВВП составило 80804,3 млрд.руб., что на 2859,2 млрд.руб. больше по сравнению с 2014 г. В 2014 г. ВВП составило 77945,1 млрд.руб., что на 6928,4 млрд.руб. больше по сравнению с 2014 г.

Инвестиции в основной капитал (капиталовложения) в 2015 г. по сравнению с 2015 г. снизились на 5,7 %, и составили около 19 % ВВП. Данный результат соответствует инерционному варианту прогноза, опубликованного год назад. Среднедушевые денежные доходы населения составили около 30514,4., что 2748,7 руб. больше по сравнению с 2014 г.

Уровень безработицы в 2015 г. по сравнению с 2014 г. вырос незначительно – до 5,6 % трудоспособного населения. 4,3 млн. чел. по методике Международной организации труда (МОТ). Это значение соответствует самому оптимистическому варианту прогноза. При остальных показателях глубоко в негативной зоне это, на мой взгляд, скорее свидетельствует о том, что рынок труда в нашей стране отличается очень сильной инерционностью и не в состоянии адекватно реагировать на изменения экономической ситуации.