Файл: «Эффективность менеджмента организации» (ООО «Лето»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.05.2023

Просмотров: 83

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Тема курсовой работы является важной и актуальной в условиях российской действительности, так как затрагивает многогранную проблему, связанную с использованием множественных подходов и теоретических установок. Каждый руководитель выбирает подход, необходимый для решения задач на конкретном предприятии так, чтобы решение проблемы вписывалось в реальную систему менеджмента организации.

Рассматривая управление деятельностью подразделений организационной структуры, связанных с различного рода ресурсами, такими как материалы, техника, люди, время, условия деятельности работников, можно говорить о менеджменте организации. При этом необходимо уделять внимание уровню подготовки работников по профессии, развитию конкурентоспособных направлений деятельности организации, повышению производительности труда работников, а так же систематическому отслеживанию изменений рыночной среды.

Актуальность проблемы эффективности менеджмента организации формируется под влиянием многих факторов, основными из которых являются следующие:

- динамика значения управленческого труда в общем итоге деятельности организации;

  • изменение уровня численности работников аппарата управления;
  • риски возникновения потерь в связи с недостаточной оперативностью и низким качеством управления.

Повышение уровня управленческих возможностей руководителей структурных подразделений предприятия повышает эффективность менеджмента организации. Эффективность менеджмента организации является сложной и многогранной категорией. В ней отражаются разноплановые характерные особенности различных явлений, в том числе и экономических.

Тема исследования имеет большое значение, так как умение эффективно управлять организацией может содействовать саморазвитию и позволит занять достойное место в обществе в будущем.

Целью курсовой работы является исследование теоретических и практических вопросов эффективности менеджмента организации.

Предметом исследования в курсовой работе является совокупность процессов, явлений, отношений, закономерностей и связей, присущих эффективности менеджмента организации.

Цель курсовой работы достигнута путем решения следующих задач:

- изучить понятие и сущность эффективности менеджмента организации;

- рассмотреть систему показателей эффективности менеджмента организации;

- определить факторы, влияющие на эффективность менеджмента организации;


- дать краткую характеристику ООО «Лето»;

- проанализировать качественные и количественные показатели эффективности менеджмента ООО «Лето»;

- рассчитать показатели экономической эффективности менеджмента ООО «Лето»;

- определить направления изменений в системе менеджмента ООО «Лето»;

- разработать мероприятия по повышению эффективности менеджмента в ООО «Лето»;

- предложить пути совершенствования системы менеджмента в ООО «Лето».

Объектом исследования данной работы является ООО «Лето», которое осуществляет гостиничную деятельность как профильную.

Для написания курсовой работы использовалась информация, полученная из учебной литературы и обобщающая знания ученых за рубежом и в нашей стране. К зарубежным ученым, исследовавшим проблемы эффективности менеджмента организации, традиционно относят Г. Гантта, Ф.Л. Гилберта, Р.Лайкерта, А. Маслоу, Д. Муни, Г. Мюнстерберга, Ф. Тейлора, Л. Урвика, А. Файоля, М. Фоллета, Г. Эмерсона. Труды этих ученых рассматривались учебной литературе следующих авторов: Л.Е. Басовский [2], И.В. Бородушко [25], Р.В. Веснин [5], О.С. Виханский [6]Р, Р.Л. Дафт [9], Л.А. Жигун [13], М.Х. Комлев [16].

Структура курсовой работы отвечает поставленной цели и включает введение, три главы и заключение.

Во введении раскрываются актуальность темы исследования, цель исследования, задачи, выполненные в работе, предмет и объект исследования, а также структура работы.

В первой главе рассмотрены теоретические основы эффективности менеджмента организации.

Во второй главе рассмотрен анализ эффективности действующей системы менеджмента ООО «Лето».

В третьей главе рассмотрены направления повышения эффективности менеджмента организации.

В заключении приведены выводы и предложения.

Курсовая работа состоит из 45 страниц компьютерного текста, 3 рисунков, 5 таблиц, 4 приложений.

Список использованной литературы включает 31 источник.

1. Теоретические основы эффективности менеджмента организации

1.1 Понятие и сущность эффективности менеджмента организации


Под эффективностью менеджмента понимается сложное и многообразное понятие, смысл которого заключается в том, что весь процесс управления, начиная с постановки цели и заканчивая конечным результатом деятельности, должен производиться с наименьшими издержками или с наибольшей результативностью. Материальные, трудовые и финансовые ресурсы должны преобразовываться в товары, услуги и т. д. В связи с этим существует организация, которая должна обеспечить это преобразование не только с выгодой для потребителя, но и для самой себя. Соответственно затраты на преобразование должны быть меньше, чем стоимость результата.

Критериями эффективного управления организацией является конкретная множественность показателей, которые характеризуют результативность работающих организационных систем и подсистем. Конечным результатом управления часто называют эффект управления. Эффект представляет собой результат осуществления мероприятий, направленных на совершенствование производства, бизнеса и организации в целом [13].

Эффект менеджмента организации рассматривается, как правило, как состоящий из трех видов эффекта: экономического, социально-экономического и социального [12].

К экономическому эффекту относят эффект, который имеет стоимостную форму и определяется в измерителях в денежной и натуральной формах [29].

Социально-экономическим эффектом называют комплексный эффект, который включает экономическую выгоду и социальную стабильность. Так, к социально-экономическому эффекту можно отнести эффект, сочетающий уменьшение количества профессиональных заболеваний в коллективе с одновременным улучшением условий труда [29].

К социальному эффекту, как правило, относят те виды эффекта, которые невозможно пересчитать в экономический эффект. Так, разработка мероприятий по снижению количества социальных конфликтов в коллективе не даёт точной стоимости выгоды организации от проведения этих мероприятий.

Исследования в области менеджмента организации показывают, что это деятельность должна быть определена, а также необходимо использовать специфические измерители эффективности. Поэтому в научной и учебной литературе используется понятие «эффективность менеджмента».

Для изучения эффективности менеджмента его рассматривают как социально-экономическую категорию, то есть результативность деятельности организации.

Эффективность менеджмента отражает степень оптимальности использования всех видов ресурсов: материальных, финансовых и трудовых. Эффективность менеджмента функционально отражает его уровень, изменение развития, в том числе качественные и количественные изменения [25].


Сам по себе менеджмент не показывает всю деятельность организации при достижении ею итоговых целевых показателей и критериев. Он базируется на действиях, связанных с реализацией функций по планированию, координированию, активизацией и организацией всех видов деятельности в рамках предприятия(организации) [6].

Проблема эффективности менеджмента включает понятие эффективности общественного производства. Трактовка эффективности менеджмента с точки зрения эффективности общественного производства обусловлена социально-экономической природой деятельности в сфере управления. Таким образом, единая сущ­ность эффективности производства и менеджмента может быть рассмотрена как экономия совокупного труда, определяемая в форме, присущей конкретным социально-экономическим условиям.

Исследование содержания эффективности менеджмента связано с цепочкой формирования эффективности, которая включает три элемента: цель, результат и эффективность. Это означает, что оценка достижения цели рассматривается через результат, а эффективность включает как оценку результата, так и непосредственно сам процесс достижения этого результата [22].

Рассмотрение цепочки цель – результат – эффективность непосредственно связано с использованием ресурсов и может быть представлено в форме: затраты – результат – эффективность. Затраты на производство и менеджмент тесно связаны с ресурсами. Следовательно, цепочку можно представить в виде ресурсы – результат – эффективность [10]. Можно сделать вывод, что эффективность производства и эффективность менеджмента диалектически взаимосвязаны. Критерием эффективности менеджмента является эффективность производства, но повысить эффективность менеджмента невозможно без учёта резервов увеличения эффективности производства. Это означает, что при равных условиях деятельности более высокий уровень эффективности производства достигается при обеспечении более эффективного менеджмента.

Эффективный менеджмент организации обеспечивается ситуацией, когда каждый элемент системы менеджмента отвечает специфическим требованиям для достижения более высокого результата. К таким элементам традиционно относят организационную структуру управления, персонал или кадры, методы управления, процессы управления, документооборот в организации и т.п. Каждый элемент системы должен соответствовать как системе управления в целом, так и тем элементам, с которыми он соприкасается [19].

Эффективность менеджмента организации включает исследование ключевых экономических параметров таких, как:


- расходы и затраты на менеджмент организации (содержание, технология и организация осуществления функций управления);

- потенциал менеджмента, включающий все ресурсы, используемые системой управления (материальная и интеллектуальная формы управленческого потенциала);

- характер труда в сфере менеджмента;

- эффективность действий людей в процессе целенаправленной деятельности организации, то есть эффективность управления [23].

Специалисты менеджмента разделяют эффективность менеджмента на следующие составляющие:

- эффективность с точки зрения использования внутренних возможностей организации или с точки зрения управления внутренними ресурсами (затратами и капиталом), то есть внутренняя эффективность;

- эффективность с точки зрения использования внешних возможностей организации, то есть внешняя эффективность;

- эффективность, включающая две её составляющие: внутреннюю и внешнюю, то есть общая эффективность;

- эффективность, связанная с удовлетворением запросов потребителя в сравнении с другими способами удовлетворения запросов, то есть рыночная эффективность;

- эффективность, которая практически недостижима, то есть идеальная эффективность;

- стратегическая эффективность, которая отражает степень достижения целей организации, то есть целевая эффективность;

- эффективность, отражающая экономичность способов преобразования ресурсов в результате производственной деятельности организации, то есть затратная (тактическая) эффективность;

- эффективность функционирования экономической системы в целом, то есть глобальная эффективность [3].

Оценка и измерения эффективности менеджмента необходимы для всех организаций [28], поскольку эти параметры могут повлиять на изменения тенденций развития организации и выявить направление изменений, а также резервы развития процессов. Кроме этого с помощью оценки эффективности менеджмента можно изменять процессы в организации. Для этого составляются планы работы организации, которые формируются с учётом планов всех подразделений, отделов и служб [7].

Основные методы оценки эффективности базируются на системе уп­равления трудовыми ресурсами, включающей показатели их форми­рования, развития и повышения качества трудовой жизни. В связи с этим организации осуществляют целенаправленный отбор и расстановку персонала, разра­ботку систем оплаты труда и льгот, обучение и профориентацию, оценку труда, а также подготовку руководящих кадров. При оцен­ке эффективности большое внимание уделяется качеству трудовой жизни, под которым понимается степень удовлетворения важных личных потребностей членов организации через посредство их ра­боты в ней [21].