Файл: Взаимодействие органов государственной власти и местного самоуправления.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.05.2023

Просмотров: 81

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления

1.1 Особенности взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления

1.2 Развитие взаимодействия системы органов государственной власти и местного самоуправления в РФ

Глава 2. Анализ эффективности взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления на примере Павлово-Посадского муниципального района Московской области

2.1 Характеристика органов местного самоуправления, их формирование и полномочия

2.2 Исследование эффективности взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления

Глава 3. Проблемы и механизм по совершенствованию взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления

3.1. Проблемы взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления

Заключение

Библиография

Глава 2. Анализ эффективности взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления на примере Павлово-Посадского муниципального района Московской области

2.1 Характеристика органов местного самоуправления, их формирование и полномочия

Структуру органов местного самоуправления Павлово-Посадского муниципального района Московской области составляют Совет депутатов Павлово-Посадского муниципального района, глава Павлово-Посадского муниципального района, администрация Павлово-Посадского муниципального района, контрольная палата Павлово-Посадского муниципального района, обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Структура органов местного самоуправления представлена в приложение 1.

Местное самоуправление в Павлово-Посадском муниципальном районе осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера.[49]

Органы местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав Павлово-Посадского муниципального района, вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления Павлово-Посадского муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов этих поселений в бюджет Павлово-Посадского муниципального района.

Совет депутатов Павлово-Посадского муниципального района является представительным органом местного самоуправления Павлово-Посадского муниципального района.

Глава Павлово-Посадского муниципального района входит в состав Совета депутатов Павлово-Посадского муниципального района с правом решающего голоса и исполняет обязанности его председателя.


Численность Совета депутатов Павлово-Посадского муниципального района составляет 19 человек.

Итоги формирования Совета депутатов Павлово-Посадского муниципального района подлежат официальному опубликованию не позднее одного месяца со дня начала его работы. Совет депутатов Павлово-Посадского муниципального района может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее двух третей от установленной численности состава Совета депутатов[50].

Органы местного самоуправления Павлово-Посадского муниципального района не входят в систему органов государственной власти.

По показателю удовлетворенности населения деятельностью органами местного самоуправления в Павлово-Посадском муниципальном районе в 2015 году отмечена положительная динамика: показатель составил 42,8% и снизился на 5,9%[51]. Тенденции социально-экономического развития Павлово-Посадского муниципального района МО формируются под влиянием макроэкономических процессов в государстве, структурных особенностей экономики Московской области, реализации мероприятий государственной региональной социально-экономической политики, трансформации системы государственного управления и местного самоуправления. Для развития Павлово-Посадского муниципального района характерны следующие особенности и тенденции: свидетельствует о слабости экономической базы, недостаточность их потенциала развития.

По итогам 2015 г. выполнение программы социально-экономического развития муниципального района в 2015 году составило 91 % (2014 г. - выполнение целевой программы составило 73,8 %), см. приложение 2.

2.2 Исследование эффективности взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления

Тема взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления является актуальной для Павлово-Посадского муниципального района, так как именно на муниципальном уровне одновременно пересекается их практическая деятельность. Местное самоуправление в Павлово-Посадском муниципальном районе представляют муниципальные образования двух уровней: Павлово-Посадский муниципальный район и сельские поселения. В ведении Павлово-Посадского муниципального района находятся вопросы местного значения, которые относятся к вопросам собственной компетенции, а также отдельные государственные полномочия (вопросы делегированной компетенции).


Полномочиями органов государственной власти на территории Павлово-Посадского муниципального района являются[52]:

1) Формирование и содержание архивных фондов;

2) Предупреждение чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера;

3) Предупреждение ситуаций, которые могут привести к нарушению функционирования систем жизнеобеспечения населения, и ликвидации их последствий;

4) Организация и осуществление межмуниципальных программ и проектов в области охраны окружающей среды и экологической безопасности;

5) Поддержка сельскохозяйственного производства;

6) Планирование использования земель сельскохозяйственного назначения;

7) Строительство и содержание автомобильных дорог общего пользования межмуниципального значения;

8) Организации библиотечного обслуживания населения;

9) Организация оказания специализированной медицинской помощи в специализированных медицинских учреждениях;

10) Создание комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав и организации деятельности таких комиссий[53].

Органы государственной власти осуществляют контроль за положением дел в сферах деятельности, полномочия по которым переданы Павлово-Посадскому муниципальному району, в виде указаний по вопросам реализации переданных полномочий, согласования решений по вопросам осуществления переданных полномочий, направления запросов, получения документов и иной информации, заслушивания отчетов, подготовленных органами местного самоуправления, проведения проверок и ревизий органов местного самоуправления муниципального района.

Выделены негативные тенденции развития представительных органов местного самоуправления на местном и региональном уровнях. Среди них:

- политизированость органов местного управления;

- искусственное сужение круга участников избирательного процесса через партийное участие в выборах;

- отсутствие законодательно-нормированного действенного механизма отзыва депутатов местного совета;

- разрешительный характер участия гражданина в работе органов местного самоуправления;

- отсутствие субсидиарности полномочий между местным самоуправлением и государственным управлением;

- назначения руководителей коммунальных предприятий субъектов РФ по принципу политической лояльности;

- недостаточное стимулирование государством развития сети органов самоорганизации населения и др.


Развитие местного самоуправления является базой формирования эффективного местного самоуправления, призванных обеспечивать баланс публичных, партийных, социальных, региональных и общественных интересов субъектов и государства в целом. Это возможно тогда, когда действует механизм открытости и демократичности выборов и осуществлена передача властных полномочий относительно местного развития и финансовых ресурсов с центра субъектам РФ.

В ходе исследования были выявлены основные проблемы при осуществлении взаимодействия между органами местного самоуправления Павлово-Посадского муниципального района и органами государственной власти:

1) низкая эффективность управления со стороны органов местного самоуправления;

2) слабый уровень профессиональной подготовки кадров органов местного самоуправления;

3) недостаток финансовых средств, выделяемых органами государственной власти для исполнения закрепленных полномочий органами местного самоуправления муниципального района;

4) отсутствие необходимых организационных и материально-технических условий для исполнения закрепленных полномочий органами местного самоуправления.

Таким образом, проблемы взаимодействия являются проблемами взаимоувязывания процессов, которые происходят в муниципальном образовании, с процессами, которые происходят в Павлово-Посадском муниципальном районе.

Вывод:

Взаимодействие органов государственной власти с органами местного самоуправления в Павлово-Посадском муниципальном районе МО осуществляется по основным организационным формам: органы местного самоуправления и органы государственной власти являются основными взаимодействующими структурами; создается комиссия и временные группы, которые вместе решают возникающие вопросы; создается постоянная комиссия и рабочие группы для решения вопросов постоянного характера.

Глава 3. Проблемы и механизм по совершенствованию взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления


3.1. Проблемы взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления

Проблемы взаимодействия местного самоуправления с органами государственной власти имела и имеет место практически на всех этапах развития местного самоуправления в России. Отсутствие согласованности деятельности федеральных и местных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления по обеспечению социально-культурных прав граждан РФ не позволяет эффективно решать проблемы асимметрии уровней экономического и социального развития, состояния депрессивности отдельных территорий, фактически отстраняет органы местного самоуправления от определения приоритетных направлений регионального развития. Отсутствие согласованности не поощряет органы местного самоуправления полнее выявлять и использовать социально-культурный потенциал каждого субъекта РФ. Ведь реформирование местного самоуправления только путем укрупнения советов может, снижает уровень демократизма власти на местах.

Основной проблемой в сфере взаимодействия органов государственного управления и муниципальной власти является недостаточное финансирование местного самоуправления. Отсюда вытекают все остальные проблемы (впрочем, она является краеугольным камнем и во многих других сферах жизни общества)[54]. С 2003 г. на всей территории Российской Федерации в полную силу вступил Федеральный закон № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»[55], одна из основных задач которого – достижение такого уровня финансовой обеспеченности муниципалитетов, которая позволила бы им исполнять свои полномочия без помощи государственной власти. Фактически это означает перевод муниципальных образований на полное самообеспечение. Сегодня эта цель еще не достигнута, большинство муниципальных образований по-прежнему остаются дотационными. Несмотря на это, государство продолжает снижать количество и объемы субсидий местному самоуправлению, что и обусловливает «бедность» последнего[56].

Решение проблемы финансирования муниципальных образований может быть только одно – обеспечение их достаточным количеством финансовых средств со стороны государства. Однако это обеспечение не может быть простым вливанием денежных средств в бездонную «копилку» местного самоуправления. Государство должно также обучать муниципалов самостоятельному зарабатыванию средств к существованию, помогать организовывать муниципальные предприятия, подсказывать возможные пути экономии средств и, конечно, проводить грамотную налоговую политику, так как земельный налог и налог на имущество физических лиц, что в настоящее время составляет налоговую базу местного самоуправления, не способны удовлетворить его финансовые потребности[57].