Файл: Взаимодействие органов государственной власти и местного самоуправления.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.05.2023

Просмотров: 88

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления

1.1 Особенности взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления

1.2 Развитие взаимодействия системы органов государственной власти и местного самоуправления в РФ

Глава 2. Анализ эффективности взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления на примере Павлово-Посадского муниципального района Московской области

2.1 Характеристика органов местного самоуправления, их формирование и полномочия

2.2 Исследование эффективности взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления

Глава 3. Проблемы и механизм по совершенствованию взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления

3.1. Проблемы взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления

Заключение

Библиография

Не менее важная проблема – слабая реализация некоторых форм взаимодействия государственной и муниципальной власти. Будет излишним перечислять все формы взаимодействия, так как эту информацию на сегодня можно обнаружить в любом учебнике по муниципальному праву. Отметим лишь те из них, которые, по нашему мнению, хуже всего реализуются на практике[58].

Информационное обеспечение местного самоуправления. Государственные органы субъектов РФ обязаны информировать муниципальную власть о проектах нормативных актов, касающихся местного самоуправления, а также предоставлять другую необходимую информацию. На практике же получается наоборот: органы государственной власти требуют от местного самоуправления предоставления информации различного рода, не обеспечивая взамен другой информацией, необходимой для нормальной жизнедеятельности местного самоуправления[59]. Это приводит к нехватке информационных ресурсов у местной власти, а также к тому, что значительную часть времени муниципальные служащие тратят на подготовку различных отчетов федерального или регионального уровня.

Обращение органов и должностных лиц местного самоуправления в органы государственной власти и к государственным должностным лицам. Высшие должностные лица муниципальных образований должны иметь право доступа в любые региональные государственные органы и к любым должностным лицам[60]. Реализация этой формы взаимодействия осуществляется довольно часто, однако обращения должностных лиц местного самоуправления в органы государственной власти практически всегда носят характер неких «прошений». Местные органы власти всего выступают не с конкретными предложениями, а с просьбой оказать материальную поддержку[61]. Такая практика вполне закономерна, однако было бы более эффективным внесение в органы государственной власти конкретных предложений по решению определенной проблемы со стороны органов местного самоуправления.

Реализация представительными органами местного самоуправления права законодательной инициативы в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта РФ[62]. В настоящее время в Московской области единичны случаи обращения представительных органов местного самоуправления в областную Думу, причиной чему является неверие органов местного самоуправления в решение проблемы. Выход из этой ситуации – просвещение муниципалов посредством обучающих семинаров и форумов, в том числе и на конкретных примерах положительной практики реализации права законодательной инициативы представительными органами местного самоуправления в других субъектах РФ[63].


Проблема загруженности органов местного самоуправления государственными делами касается не только бесконечной подготовки отчетов для органов государственной власти, но и отдельных государственных полномочий, переданных на местный уровень[64]. Так, в случае нецелевого расходования субвенций, предоставленных для осуществления государственных полномочий, высшее должностное лицо субъекта Федерации вправе отрешить главу муниципального образования (главу местной администрации) от должности, причем безотносительно к тому, как эти должностные лица решают вопросы местного значения. Фактически устанавливается приоритет выполнения государственных полномочий перед решением вопросов местного значения[65]. Такой практики не должно быть в принципе. Местная власть должна в первую очередь решать местные вопросы, удовлетворять потребности местного населения, а не думать, каким образом в срок приготовить десятки статистических отчетов для государственной власти.

Помимо указанных к проблемам взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления можно также отнести низкую квалификацию муниципальных служащих; плохую обеспеченность муниципальных образований техническими средствами; нехватку кадров в муниципальных образованиях, особенно в удаленных от региональных центров и т.д. [66]

В заключение следует отметить, что все рассмотренные проблемы вполне решаемы. Не последнее место в их разрешении занимают социологические исследования в области взаимодействия государственной и муниципальной власти.

3.2 Оптимизация взаимодействия органов местного самоуправления Павлово - Посадском муниципальном районе Московской области и органов государственной власти

Оптимизация взаимодействия органов местного самоуправления Павлово-Посадском муниципальном районе МО и органов государственной власти будет способствовать повышению эффективности государственной и муниципальной политики в решении социально-экономических проблем, укреплении основ народовластия, обеспечения жизненных интересов населения.

Названные, в первой главе курсовой работы, механизмы взаимодействия органов государственной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления можно было бы определить как «взаимодействие по инициативе сверху». Однако возможно и «взаимодействие по инициативе снизу». «Взаимодействие по инициативе снизу» рассматривается в данном случае как процесс реализации установленных процедур. Выясняется, что и в этом случае взаимодействие регулируется и осуществляется посредством принятия и исполнения соответствующих законов. У органов местного самоуправления Павлово-Посадского муниципального района МО в соответствии с действующим законодательством есть право законодательной инициативы в законодательных органах государственной власти МО. Следовательно, при необходимости разрешить какой-либо вопрос, отнесенный к компетенциям московских органов государственной власти, органы местного самоуправления выступают в качестве субъекта законодательной инициативы и имеют право внести необходимый им законопроект.


В этой связи целесообразно более подробно сосредоточиться на конкретных вопросах, совершенствования взаимодействия органов местного самоуправления с органами государственной власти.

Во-первых, необходимо отметить, что, исходя из дробления территории МО и создания на одной и той же территории и органов государственной власти, и органов местного самоуправления, «предусмотрено исключение целого ряда вопросов из полномочий местного самоуправления, что является недостаточно обоснованным с точки зрения прав граждан на местное самоуправление»[67].

Кроме того, необходимо завершить работу над теми вопросами, которые вошли в перечень вопросов местного значения, но несут в себе определенную степень размытости и неконкретности многих правовых форм. Это, в частности, «вопросы взаимодействия с общественными организациями; участие в осуществлении контроля за охраной, содержанием и использованием особо охраняемых природных территорий, расположенных на территории муниципального образования; участие в работе общественных пунктов охраны порядка и их советов и т.п.».

Сами слова «взаимодействие, участие» несут определенную смысловую нагрузку, но строго определенными юридическими понятиями не являются. В этой связи, на мой взгляд, целесообразно в московском законодательстве уточнить, какие именно действия предпринимаются органами местного самоуправления, какую часть работы должен выполнять орган местного самоуправления, а какую государственный, и кто будет нести ответственность за невыполнение[68].

В этой связи можно утверждать, что несогласованность действий в этой сфере будет во вред как местным, так и государственным органам.

Во-вторых, у органов государственной власти есть право возложения отдельных государственных полномочий на органы местного самоуправления.

В этой связи необходимо отметить, что, прежде всего, перед тем как решить эту задачу, надо досконально изучить и проанализировать предмет передачи. Однако и после передачи государственных полномочий органам местного самоуправления государство не может самоустраниться от задач, решаемых местной властью, так как в конечном итоге именно государство отвечает перед гражданами за их реализацию, а поэтому имеет право и обязано контролировать исполнение переданных полномочий и содействовать их исполнению.

Следовательно, механизм передачи органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий становится немаловажным направлением деятельности двух органов власти и в то же время позволяет сохранить общегородскую политику и стандарты в данной сфере, контроль за их реализацией, в том числе и за использованием переданного имущества и финансовых средств, возможность осуществлять методическое руководство специалистами, организующими работу с населением по месту жительства. Вместе с тем передача дополнительных полномочий органам местного самоуправления должна сопровождаться передачей в муниципальную собственность соответствующей ресурсной базы.


Органы государственной власти обязаны создавать необходимые условия для развития местного самоуправления, содействовать населению в осуществлении права на местное самоуправление. Государственная поддержка местного самоуправления осуществляется посредством соответствующих федеральных и региональных программ.

В целях координации совместных действий органов местного самоуправления в Павлово-Посадском муниципальном районе с органами государственной власти, организации информационного поля, содействия защите, развитию и укреплению местного самоуправления создать на постоянной основе при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации структурные подразделения по взаимодействию с органами местного самоуправления.

Актуальными решениями существующих проблем являются:

1. разработка комплексной программы социально-экономического развития Павлово-Посадского муниципального района, которая должна быть основана на действующих федеральных целевых программах, на целевых программах Московской области и согласована с органами государственной власти Московской области. Программа должна быть увязана по срокам, в ней должны быть определены ресурсы, которые необходимо привлечь муниципальному району для этого из всех источников финансирования (муниципальный, региональный и федеральный бюджеты);

2. правовая регламентация делегированных государственных полномочий, фактически осуществляемых органами местного самоуправления;

3. решение вопросов кадрового обеспечения и оплаты труда муниципальных служащих, осуществляющих исполнение государственных полномочий.

Вывод:

Таким образом, задача государственной власти при взаимодействии с органами власти местного самоуправления - достичь политического, экономического и гуманитарного единства на основе согласования разнонаправленных интересов с местными органами власти.

Заключение

Среди основных проблем, связанных со становлением и развитием местного самоуправления, одна из них занимает особое место. Это проблема взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления в условиях, когда местное самоуправление представляет собой относительно самостоятельной институт власти, организационно обособленный от системы государственных органов.

Цель представленной курсовой работы заключалась в исследование проблем и совершенствование механизма взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления на примере Павлово-Посадского муниципального района Московской области.


В первой главе курсовой работы были рассмотрены теоретические аспекты взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления.

Во второй главе курсовой работы был проведен анализ эффективности взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления на примере Павлово-Посадского муниципального района Московской области.

В третьей главе курсовой работы были выявлены проблемы и предложены мероприятия по совершенствованию взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления .

Обобщая результаты исследования взаимодействия государственных органов с органами местного самоуправления предложено дефиницию понятия «организация местного самоуправления» как процесс определения и воплощения в практику существенных связей, принципов, механизмов и инструментов деятельности жителей субъектов РФ, для совместного управления местными делами путем эффективного использования всех доступных ресурсов.

Местное самоуправление, как институт публичной власти является фундаментом представительной системы, выражает представительное народовластие, не всегда выступает формой воплощения и осуществления народного суверенитета, полноценно и пропорционально отражает социальную структуру общества.

В ходе исследования были выявлены основные проблемы при осуществлении взаимодействия между органами местного самоуправления Павлово-Посадского муниципального района и органами государственной власти: низкая эффективность управления со стороны органов местного самоуправления; слабый уровень профессиональной подготовки кадров органов местного самоуправления; недостаток финансовых средств, выделяемых органами государственной власти для исполнения закрепленных полномочий органами местного самоуправления муниципального района; отсутствие необходимых организационных и материально-технических условий для исполнения закрепленных полномочий органами местного самоуправления.

Актуальными решениями существующих проблем являются:

1)разработка комплексной программы социально-экономического развития Павлово-Посадского муниципального района, которая должна быть основана на действующих федеральных целевых программах, на целевых программах Московской области и согласована с органами государственной власти Московской области. Программа должна быть увязана по срокам, в ней должны быть определены ресурсы, которые необходимо привлечь муниципальному району для этого из всех источников финансирования (муниципальный, региональный и федеральный бюджеты);