Файл: Взаимодействие органов государственной власти и местного самоуправления.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.05.2023

Просмотров: 80

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления

1.1 Особенности взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления

1.2 Развитие взаимодействия системы органов государственной власти и местного самоуправления в РФ

Глава 2. Анализ эффективности взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления на примере Павлово-Посадского муниципального района Московской области

2.1 Характеристика органов местного самоуправления, их формирование и полномочия

2.2 Исследование эффективности взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления

Глава 3. Проблемы и механизм по совершенствованию взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления

3.1. Проблемы взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления

Заключение

Библиография

Федеральным законом от 27 мая 2014 г. № 136-ФЗ[22] значительное число вопросов местного значения передано от сельских поселений муниципальным районам. Кроме того, предусмотрена возможность создания законами субъектов РФ двух новых видов муниципальных образований – городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов. В целях учета особенностей организации структуры органов местного самоуправления в разных субъектах РФ федеральный законодатель предоставил возможность определять законами этих субъектов РФ способы формирования и (или) избрания представительных органов муниципальных районов, городских округов с внутригородским делением, а также способы избрания глав муниципальных образований[23]. Важнейшей новацией Федерального закона от 27 мая 2014 г. № 136-ФЗ является предоставление субъектам РФ права своими законами осуществлять перераспределение полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти этих субъектов. При этом 29 декабря 2014 г. был принят Федеральный закон № 485-ФЗ, который конкретизирует в федеральном законодательстве случаи, когда такое перераспределение возможно[24]. Трансформации в сфере местного самоуправления потребовали внесения изменений и в структуру бюджетной системы Российской Федерации; перераспределения доходов между муниципальными районами и сельскими поселениями; разграничения доходов между городскими округами с внутригородским делением и внутригородскими районами; изменения принципов формирования межбюджетных отношений между субъектами РФ, муниципальными районами, городскими округами, городскими округами с внутригородским делением, городскими, сельскими поселениями; установления принципов бюджетных отношений между субъектами РФ и городскими округами с внутригородским делением, между городскими округами с внутригородским делением и внутригородскими районами. Несмотря на значительные корректировки принципов участия субъектов РФ в муниципальной практике, можно с уверенностью констатировать:[25] основные институциональные подходы к организации местного самоуправления в целом остаются неизменными, при этом правовое регулирование достаточно разработано и позволяет решать практически все вопросы[26].

Взаимодействие органов государственной власти и местного самоуправления как структур общества строится на таких принципах, как принцип законности; принцип целесообразности; принцип самостоятельности государственных органов и органов местного самоуправления в пределах их компетенции (юридическая, организационная и финансовая самостоятельность); принцип согласования интересов; принцип равноправия взаимодействующих сторон; принцип обеспеченности ресурсами и т.д.[27]


Неукоснительное соблюдение этих принципов обеими сторонами – основа бесконфликтного и продуктивного взаимодействия. Однако на практике эти принципы часто нарушаются, что ведет к возникновению проблем в сфере взаимодействия государственной и муниципальной власти. В рамках данной статьи рассмотрим лишь некоторые из них, которые, на наш взгляд, наиболее сильно тормозят развитие местного самоуправления и общества в целом и требуют незамедлительных действий по их решению[28].

Наиболее острыми проблемами в сфере взаимодействия данных уровней власти являются следующие: недостаточное финансовое обеспечение органов местного самоуправления; слабая реализация на практике некоторых форм взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления; проблема «подвисших» полномочий; чрезмерный контроль за деятельностью органов местного самоуправления со стороны государственных органов; загруженность органов местного самоуправления государственными делами[29].

Как видно из приведенного перечня, груз ответственности за основную массу проблем взаимодействия лежит на органах государственной власти, причем как федеральных, так и региональных. Это объясняется тем, что местное самоуправление в современной России до сих пор находится в стадии становления, несмотря на то, что реформа этого института гражданского общества длится уже более восьми лет[30]. Органы государственного управления пользуются этим и часто играют во взаимодействии с местной властью роль строгого начальника вместо роли партнера и старшего коллеги: требуют предоставить информацию вместо того, чтобы самим информировать органы местного самоуправления; передают государственные полномочия без соответствующего финансирования; осуществляют тотальный контроль за деятельностью муниципальных сообществ.

1.2 Развитие взаимодействия системы органов государственной власти и местного самоуправления в РФ

Конституционно-правовое развитие взаимодействия системы органов государственной власти субъекта Российской Федерации и местного самоуправления в значительной мере направлено на совершенствование нормативного регулирования порядка подготовки, принятия и реализации решений органов власти, оформляемых новыми правовыми актами[31]. Правовое регулирование взаимодействия государственных органов местного самоуправления осуществляется на федеральном уровне Конституцией РФ и федеральными законами, на региональном уровне – законами субъектов Федерации, на муниципальном уровне – нормативными правовыми актами органов местного самоуправления[32].


Сегодня действуют утвержденные в установленном конституциями (уставами) субъектов РФ порядке регламенты администраций (правительств) субъектов Российской Федерации. Регулируя порядок принятия решений, в том числе касающихся вопросов правового развития взаимодействия субъектов управления, регламенты включают новые правила подготовки нормативных актов отраслевых и функциональных органов власти[33].

В современных условиях такой подход весьма актуален. Ибо административная реформа и модернизация требуют решения новых фундаментальных, основополагающих вопросов правового взаимодействия органов государственной и муниципальной власти в субъектах Российской Федерации. Одним из них является малоэффективность правового регулирования такого взаимодействия. В результате создаются различные ведомственные (надведомственные) комиссии (подкомиссии, оргкомитеты, процедуры и так далее)[34]. Многочисленные комиссии, решая экстренные задачи вместо тех, кто их должен выполнять в постоянном, автоматическом режиме, по существу разрушают все тот же принцип демократического взаимодействия институтов власти народа. Преодолению этих недостатков способствовали бы устойчивые организационно-правовые средства выработки решений, в которых определяется приемлемая позиция для центра, регионов и муниципальных образований в условиях модернизации с учетом происходящих в стране демократических преобразований[35].

С одной стороны, недопустимо незаконное вмешательство органов государственного управления в процесс разработки и утверждения решений о местных бюджетах, налогах и сборах, суммах превышения доходов над расходами, образующихся в результате экономии. С другой стороны, увлечение в правотворческой деятельности идеей регионализма, сугубо распределительными отношениями может нанести ущерб органам местного самоуправления[36].

Необходимо признать, что в ходе правотворческой и правоприменительной деятельности на этапе модернизации основное внимание сосредоточено, главным образом, на вопросах экономики и медленно переходит в плоскость практических действий по конституционно-правовому обеспечению приоритетности правоотношений взаимодействия регионально-управленческой системы с муниципальными структурами управления отношениями.

Многие субъекты Российской Федерации предусматривают внесение, помимо пояснительной записки, финансово-экономического обоснования, информации от местного самоуправления и других документов, отражающих состояние правового регулирования сферы отношений взаимодействия. Например, требуется предоставление проекта постановления органа управления о принятии данного проекта правового акта (татарстан, Хабаровский край, Сахалинская область); сопроводительного письма (Оренбургская, Самарская, тамбовская, Ульяновская области); решения соответствующего коллегиального органа власти о внесении проекта в законодательный орган субъекта РФ (Костромская, Курганская, Курская области и др.)[37].


Сделать реальным переход от администрирования и командования к нормативно-правовому регулированию управленческих отношений взаимодействия - значит признать неотложным долгом органов власти субъектов Российской Федерации создание новой системы действия общественных сил субъектов РФ, способных к соединению правотворческой деятельности, взаимодействия и созидания в сфере правового регулирования местного самоуправления[38].

Содержания договорных отношений в сфере взаимодействия государственных, муниципальных и общественных организационных структур, созданных в регионах[39]. Так, областная (краевая) администрация все чаще осуществляет полномочия, дополнительно передаваемые ей по договорам органами власти Российской Федерации и местного самоуправления. Также на договорной основе администрация вправе передавать последним часть своих полномочий и вступать в договорные связи с органами власти других краев, областей, городов федерального значения, автономных округов и республик. все это необходимо для управления в ходе развития согласительных процессов (консолидированных финансовых ресурсов, совместных работ по выполнению федеральных, региональных программ, концепций, стратегий и т.п.)[40].

Укреплению правового статуса органов управления краев, областей, автономий, городов и районов способствовала бы разработка законодательства о системе нормативных правовых актов органов государственного и муниципального управления (принятых совместно в форме решений, постановлений и положений и т.д.). Это позволило бы привести структуру правового регулирования в соответствие с консенсусным содержанием нормативно-управленческой деятельности в субъектах Российской Федерации[41].

Государство совершенствует основы региональной политики, и должно максимально учитывать местные особенности социально-экономического развития. В стране должна быть основана новая парадигма регионального саморазвития, которая осуществляется на основе интересов регионов и возложение ответственности за местное развитие в местные органы власти при предоставлении им максимальной автономии[42].

Обеспечение эффективного управления регионом органами местного самоуправления - это создание условий динамичного, сбалансированного социально-экономического развития для повышения уровня жизни населения и обеспечение гарантированных государством социальных стандартов каждому ее гражданину в контексте углубления процессов рыночной трансформации.


В региональном аспекте эта деятельность характеризуется специфическими целями, задачами, механизмами, в конечном итоге определяют ее стратегию и тактику, предусматривают учет широкого спектра этнических, политических, социально-экономических факторов каждого отдельного региона, что позволяет влиять тенденциям регионального развития[43]. Главной причиной этих тенденций является то, что в России не создано целостной действенной системы реализации государственной региональной политики, не сформирован эффективный механизм взаимоотношений центра с регионами и регионов между собой[44]. Несистемным остается правовое поле в сфере регулирования регионального развития.

Таким образом, можно утверждать, что Российское государство признает необходимость развития территориального сотрудничества.

Другой вывод состоит в том, что конституционно-правовое обеспечение механизма взаимодействия государственных органов местного самоуправления – это институт правового социального государства, обусловливающий неконфронтационный тип социально-экономических и политических преобразований в отношениях между субъектами территориального сотрудничества. Такая тенденция просматривается на примере взаимодействия и сотрудничества, правоотношений между собой под руководством органов государственного и муниципального управления[45].

Не менее существенным обобщением является положение о том, что такое взаимодействие становится правовым только тогда, когда оно урегулировано, нормировано правом на началах консенсуса (консенсусного права[46]), справедливости в отношениях между субъектами управления. В противоположность произволу и привилегии, система правового регулирования предполагает общий масштаб, меру, выражающуюся в юридическом равенстве участников межрегионального и муниципально-правового общения, эквивалентности отношений гуманизма и демократии между всеми структурами территориального сотрудничества и взаимодействия[47].

Органы государственной власти и местного самоуправления сотрудничают друг с другом, подразумевается, что они как партнеры, равны в отношении главного объекта управления, и осуществляют свою деятельность ради достижения общих целей[48].

Вывод:

Таким образом, взаимодействие органов государственной власти и местного самоуправления представляет собой систему правоотношений, складывающихся по множеству направлений, реализующуюся при помощи правового механизма взаимодействия этих органов. Данный механизм взаимодействия предполагает не только одностороннее воздействие государства на органы местного самоуправления, но и наличие обратной связи.