Файл: Анализ структуры торгового ассортимента (Методика формирования ассортимента).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.05.2023

Просмотров: 61

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

В условиях развивающейся рыночной экономики в России ситуация на рынке постоянно меняется: в результате слияния и поглощения новых компаний появляются мощные структуры розничной торговли, способные конкурировать в борьбе за покупателя благодаря предоставлению продукции более высокого качества и широкого ассортимента, снижения цен и расширения сферы услуг, лучшего понимания потребностей покупателей.

Для поддержания конкурентоспособности на рынке руководителям торговых компаний требуется точная и оперативная информация, позволяющая обоснованно решать вопросы сохранения рентабельности, быстро реагировать на непредвиденные ситуации, незамедлительно извлекать выгоды из новых возможностей.

Определение наиболее эффективного товарного ассортимента чрезвычайно важно для компаний розничной торговли. Слишком широкий ряд продаваемой продукции приводит к конкуренции между собственными марками, слишком узкий – к потере части рынка. Только качественный и регулярный сбор данных о рынке, мониторинг цен позволят эффективно сформировать товарный ассортимент.

Целью курсовой работы является исследование системы формирования ассортимента торговой организации.

Для выполнения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- определить теоретические аспекты формирования ассортимента розничной торговой организации;

- провести анализ ассортиментной политики ООО «Ашан»;

- рассмотреть направления совершенствования ассортиментной политики ООО «Ашан».

Объект исследования данной курсовой работы – торговое предприятие ООО «Ашан»

Предмет исследования – процесс формирования товарного ассортимента.

Курсовая работа состоит из введения, трех основных глав, заключения и списка используемой литературы.

Теоретической и методологической базой данной работы послужили труды российских и зарубежных авторов в области маркетинга, менеджмента, торговли, материалы периодических изданий и сети Интернет.

Глава 1. Теоретические аспекты формирования ассортимента торговой организации


1.1. Понятие товарной политики, свойства и показатели

Ассортимент товаров - набор товаров, объединенных по какому-либо одному или совокупности признаков (например, по общности производства или потребления, по назначению, материалу изготовления и др.)

Различают два основных вида ассортимента товаров — промышленный и торговый.

Промышленный ассортимент — ассортимент товаров, вырабатываемый отдельной отраслью промышленности или отдельным промышленным (сельскохозяйственным) предприятием.

Торговый ассортимент - ассортимент товаров, представленный в торговой сети. Он, как правило, шире промышленного, поскольку формируется путем: подбора товаров по группам, видам, сортам, моделям, фасонам, размерам и другим признакам.

В основе образования торгового ассортимента лежит товарная группа, которая включает товары (продовольственные или непродовольственные}, выпускаемые различными производителями. Товарная группа — это совокупность товаров имеющих аналогичное функциональное назначение и обладающих сходным составом потребительских свойств и показателей (например: верхняя одежда, белье, обувь, молочные продукты и т. п.).

Совокупность товаров определенной группы, объединенных общим названием и назначением, образует вид товаров. В качестве примера вида товара можно привести, например, костюм, платье, сапоги, телевизор, творог и т. п.

Внутри каждого вида товаров по ряду частных признаков выделяют их разновидности. Разновидность товара представляется в виде конкретных марок, моделей, артикулов, сортов. [2, с. 81] Ассортимент товаров, представленный их разновидностями, называется развернутым.

В зависимости от количества признаков, по которым классифицируются товары, их ассортимент может быть простым или сложным.

Простой ассортимент товаров представлен такими видами, которые классифицируются не более чем по трем признакам (например: наименование, сорт, артикул). К ним относят большинство продовольственных товаров, а также некоторые непродовольственные товары (отдельные виды чулочно-носочных изделий, металлическая галантерея и др.).

Сложный ассортимент товаров представлен такими видами, которые классифицируются более чем по трем признакам (например: наименование, сорт, артикул, модель, цвет, отделка, размер, полнота и др.). Это почти все непродовольственные товары и часть продовольственных (консервы, колбасные и кондитерские изделия и др.).

По частоте и характеру предъявляемого покупателями спроса товары подразделяют на несколько групп.


Товары повседневного спроса регулярно приобретаются населением (ежедневно или через небольшие промежутки времени).

Товары периодического спроса покупатели приобретают тоже регулярно, но через более длительные промежутки времени (например, несколько раз в год).

К товарам редкого спроса относят преимущественно те из них, сроки службы которых исчисляются годами (товары длительного пользования). Приобретаются они, соответственно, один раз в несколько лет (технически сложные товары, мебель и др.).

Реализация сезонных товаров производится в определенные периоды года (некоторые виды плодов, овощей, елочные украшения и др.

Работа по формированию ассортимента товаров на предприятиях торговли должна проводиться с учетом всех свойств и показателей ассортимента. Формирование широты, глубины, структуры ассортимента реализуемых товаров, устойчивость и своевременное обновление торгового ассортимента – важные задачи коммерсантов и маркетологов.

Свойство ассортимента – это специфическая особенность ассортимента, проявляющаяся при его формировании. К свойствам относятся: широта, полнота, структура, устойчивость, новизна, рациональность, гармоничность.

Количественно оценить ассортимент товаров можно с помощью показателей ассортимента.

1) Широта ассортимента – количество видов, разновидностей и наименований товаров однородных и разнородных групп. Это свойство характеризуется двумя абсолютными показателями – действительной и базовой широтой, а также относительным показателем – коэффициентом широты.

Действительная широта – (Шд) – фактическое количество видов, разновидностей и наименований товаров, имеющихся в наличии.

Базовая широта (Шб) – широта, принятая за основу для сравнения.

В качестве базовых показателей могут быть данные ассортиментного перечня товаров, магазинов – конкурентов, нормативных документов.

Коэффициент широты (Кш) выражается как отношение действительного количества видов, разновидностей и наименований товаров однородных и разнородных групп к базовому.

Кш = • 100% (%) (1.1)

2) Полнота ассортимента – это способность набора товаров одной группы удовлетворять одинаковые потребности. Полнота характеризуется количеством видов, разновидностей и наименований товаров однородной группы.

Действительный показатель полноты характеризуется фактическим количеством видов и наименований товаров однородной группы, а базовый – регламентируемым или планируемым количеством товаров.


Коэффициент полноты (Кп) - отношение действительного показателя полноты к базовому.

Кп = • 100% (%) (1.2)

где Пд – действительный показатель полноты;

Пб – базовый показатель полноты.

3) Устойчивость ассортимента – это способность товаров удовлетворить спрос на одни и те же товары.

Коэффициент устойчивости (Ку) – это отношение количества видов, разновидностей и наименований товаров, пользующихся постоянным спросом у потребителей к общему количеству видов, разновидностей и наименований товаров тех же однородных групп.

Ку = • 100% (%) (1.3)

4) Новизна(обновление)ассортимента – это способность набора товаров удовлетворять изменившиеся потребности за счет новых товаров.

Новизна характеризуется действительным обновлением – количеством новых товаров в общем перечне (Н) и степенью обновления (Кн),которая выражается через отношение количества новых товаров к общему количеству наименований товаров(или действительной широте)

Кн = • 100 % (%) (1.4)

5) Структура ассортимента – характеризуется удельной долей каждого вида и наименования товара в общем наборе.

Показатели структуры ассортимента могут иметь натуральное или денежное выражение и носят относительный характер. Они рассчитываются как отношение количества отдельных товаров к суммарному количеству всех товаров, входящих в ассортимент. Выбор показателей структуры в том или ином выражении определяется аналитическими целями.

Сi = , (1.5)

6) Ассортиментный перечень – минимально допустимое количество видов товаров повседневного спроса, определяющих профиль розничной торговой организации. Он утверждается органами местного самоуправления и устанавливается для каждого магазина с учетом его типа, размера торговой площади, места расположения. Показатель ассортиментного минимума (Ам).

7) Рациональность ассортимента – это способность набора товаров наиболее полно удовлетворять реально обоснованные потребности разных сегментов потребителей.

Коэффициент рациональности – средневзвешенное значение показателя рациональности с учетом реальных значений показателей широты, полноты, устойчивости и новизны, помноженные на соответствующие коэффициенты весомости.

Кр = , (1.6)

Показатели весомости определяются экспертным методом.

8) Гармоничность – свойство набора товаров разных групп, характеризующее степень их близости по обеспечению рационального товародвижения, реализации и/или использования.


Гармоничность обеспечивает качественную характеристику ассортимента и не измеряется количественно, вследствие чего свойство носит описательный характер. Стремление к гармоничности при формировании ассортимента выражается в специализации магазина или отдельных его секций. Например: в магазинах «Все для дома (сада)», «Все для досуга» и т. п. покупатель может найти необходимые товары целевого назначения.

1.2. Критерии формирования товарного ассортимента предприятий розничной торговли

Формирование ассортимента товаров - это сложный и непрерывный процесс, основная цель которого заключается в наиболее полном удовлетворении потребностей населения в товарах при обеспечении прибыльности работы торгового предприятия[9, с.82.].

В основу построения ассортимента в розничной торговле должно быть положено рациональное соотношение отдельных групп товаров в зависимости от[29, с.82.]:

  • объема товарооборота магазина;
  • размера торговой площади;
  • технической оснащенности;
  • условий товароснабжения.

При формировании ассортимента следует также учитывать[2, с.82.]:

  • численность обслуживаемого населения;
  • наличие между населенными пунктами транспортных связей;
  • место расположения магазина по отношению к другим торговым предприятиям (при этом обязательно принимается во внимание ассортимент предлагаемых ими товаров).

На процесс формирования ассортимента товаров существенное влияние оказывают факторы, определяющие спрос населения[11, с.82.]:

  • социальные (социальный состав обслуживаемого населения, его образовательный и культурный уровень, характер трудовой деятельности);
  • экономические (развитие производства, уровень доходов и социального обеспечения населения, уровень розничных цен на товары);
  • демографические (половозрастной состав населения, количество и состав семей);
  • природно-климатические (географическое расположение населенного пункта, климат);
  • национально-бытовые (национальный состав населения, его традиции, нравы, обычаи).

Заметное воздействие на спрос оказывают мода и достижения научно-технического прогресса, поэтому их тоже нельзя не учитывать, формируя ассортимент товаров.