Файл: Организация внешнеэкономической деятельности на территории Российской Федерации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.05.2023

Просмотров: 101

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В дополнение к вышеуказанной декларации организации, осуществляющие экспортно-импортные операции с данными странами, обязаны предоставлять в соответствующий таможенный орган еще один документ – статистическую форму учета перемещения товаров. При этом установлен и срок предоставления такой формы – не позднее 8 числа следующего месяца за тем, в котором был отгружен и ли получен товар. Также следует отметить, что определены и меры наказания в случае непредставления, несвоевременного представления или искажения информации в статистической форме.

Так, например, на должностных лиц может быть наложен административный штраф в размере 10-15 тыс. руб., а на организации, ведущими ВЭД, 20-50 тыс. руб. при повторном правонарушении размер штрафа для первых вырастает до 20-30 тыс. руб., а для вторых до 50-100 тыс. руб. При самостоятельном же выявлении ошибок и предоставлении достоверных сведений можно избежать данного наказания. [71]

Также, по мнению Министерства финансов, действующий закон о валютном регулировании и контроле охватывает не все торговые отношения между российскими и зарубежными компаниями, т.к. в законе предусмотрено лишь перемещение товара через границу России. [72]

Другими словами, отсутствует контроль валютных операций по договорам, не предусматривающих перемещение товаров через границу нашей страны. Таким образом, Минфин предложил возвращать в РФ денежные средства на внешнеторговые контракты, согласно которым, "товары передаются вне территории Российской Федерации и не подлежат ввозу на территорию Российской Федерации". [73]

Данная мера должна исключить незаконный вывод средств под видом внешнеторговых схем. По ожиданиям, указанные правки в ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле", а также ст. 15.25 КоАП должны вступить в силу в первой половине 2018г. [74] Несколько слов стоит сказать и про оффшоры, ведь организации, занимающиеся ВЭД, как правило, действуют на основе бизнес-схем с помощью оффшорных компаний. Известно, что при осуществлении экспортно-импортных операций, за счет прибыли уплачиваются налоги, таможенные пошлины и другие обязательные платежи. В случае же привлечение оффшорной компании вся прибыль от сделок остается на счетах оффшора.[75]

При осуществлении ВЭД на практике часто используется так называемый реинвойсинг – движение товаров от поставщика к покупателю через посредника – оффшорную компанию, со специальным завышением или занижением цены сделки с целью снизить налогооблагаемую прибыль. Так, при экспорте товаров цена искусственно снижается (это уменьшает налогооблагаемую базу для российских компаний) и основная прибыль накапливается на счету оффшорной организации, которая продает товар по первоначальной цене. При импорте схема действует наоборот, однако здесь следует учитывать тот факт, что завышение цены товара не только уменьшает прибыль российских компаний, но и увеличивает сумму таможенных платежей. Как правило, компании заранее рассчитывают наиболее выгодный дня них вариант цены реализации товара с учетом действующих налоговых сборов и таможенных пошлин. Однако в некоторых случаях и оффшор позволяет уменьшить таможенные пошлины.[76]


При этом, в схему ВЭД включается вторая оффшорная компания, зарегистрированная в стране, с которой у России есть соглашение об избежании двойного налогообложения. [77] Согласно п.1 ст. 7 НК РФ: "Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации".[78]

Международные соглашения, содержащие положения об избежании двойного налогообложения предусматривают, что иностранные компании освобождаются от уплаты налога на прибыль. Данное положение указано, например, в пп. b п. 3 ст. 2 Конвенции от 15 февраля 1994 между Правительством РФ и Правительством Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии "Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и прирост стоимости имущества". Одной из схем, позволяющих использовать положения таких соглашений между странами является договор комиссии, согласно которому российская компания становится комиссионером, а оффшорная организация выступает в роли комитента. [79]

Именно по поручению и за счет средств последнего проводятся сделки. Проверка налоговыми органами фактических сумм уплаты и стоимости товара, отправляемого на экспорт или импорт может занять очень долгое время или вообще не иметь результата, так как "сведения о деятельности предприятий по законодательству многих государств, имеющих оффшорные зоны, не могут предоставляться по запросам третьих лиц, в том числе налоговых органов, а часто даже по запросам Интерпола". [80]

Таким образом, мы приходим к выводу, что несмотря на изменения в законе, российские компании по прежнему находят схемы и пути, позволяющие снизить налоговое бремя. Поэтому, в законодательстве в отношении ВЭД требуются новые статьи и положения, усиливающие контроль над экспортом и импортом, так как данные операции оказывают значительное влияние не только на отдельные хозяйствующие субъекты, но и на всю российскую экономику. [81]


3.2 Проблемы влияния санкций на внешнеэкономическую деятельность предприятий в России

На сегодняшний день подъему экономического роста способствует такой мощнейший фактор. как развитие внешнеэкономической деятельности, завязанной в большей мере на международной торговле. Согласно нашему законодательству под внешнеэкономической деятельностью понимается «внешнеторговая, инвестиционная и иная деятельность, включая производственную кооперацию, в области международного обмена товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности (правами на них); ...». [82]

Опираясь на мнение профессора В.А. Мусина это «деятельность, связанная с приобретением, изменением или прекращением прав и обязанностей, обусловленных созданием, использованием или отчуждением материальных благ или иных результатов человеческой деятельности, в отношениях между лицами различной государственной принадлежности». [83]

Следовательно, внешнеэкономическая деятельность предприятий – одна из сфер их хозяйственной деятельности, связанная с международными экономическими отношениями, экспортом-импортом товаров и услуг, ввозом-вывозом капитала, финансово-кредитными отношениями.

Российские предприятия проявляют высокую активность во внешнеэкономической деятельности. Эта важнейшая сфера дает множество возможностей использования различных преимуществ, таких как повышение конкурентоспособности, привлечение дополнительных инвестиций, увеличение уровня прибыли. С развитием международных отношений компании всѐ больше вступают в зависимость от внешнеэкономической деятельности. Однако дальнейшее развитие и наращивание объемов внешней экономики имеет тенденцию к значительному сокращению, что обуславливается нестабильной экономической и политической ситуацией России на мировой арене. [84] Такое явление вызвано, прежде всего, мерами по введению санкций в отношении нашей страны. В результате этого возникла объективная необходимость в изучении проблем влияния санкций как на экономику государства в целом, так и на внешнеэкономическую деятельность отдельных отечественных предприятий. [85]

В работах данных авторов рассматриваются различные проблемы, связанные с формированием системы факторов влияющих на эффективность внешнеэкономической деятельности. В современных сложившихся условиях предприятиям необходимо поддерживать и укреплять свои позиции на мировом рынке, повышать свою эффективность и результативность. [86]


Международное сотрудничество дает колоссальный положительный эффект на социально-экономическое развитие страны. Несомненно, начавшийся процесс глобализации является неотвратимым будущим, требующим идти в ногу со временем, осуществлять интеграцию всех сфер жизни общества в единое мировое хозяйство. В результате чего уже сейчас мир становиться более связанным и более зависимым от всех его субъектов. Следовательно, внешнеэкономическая деятельность не только важнейшая, но и неизбежная составляющая данного процесса, открывающая свободный доступ все новым и новым предприятиям, расширяя количество участников внешнего рынка.[87]

Отечественный бизнес сегодня функционирует в почти кризисных условиях, связанных с финансовыми и государственно-правовыми трудностями, а значит, с большими материальными рисками, нечестным сотрудничеством и высокой конкуренцией. В настоящее время положение российских организаций особенно остро зависит от политических решений. [88]

Санкции являются прямой угрозой внешнеэкономической деятельности, представляют собой ограничительные меры экономического характера, применяемые страной или группой стран к другой стране или группе стран с целью вынудить правительства стран – объектов санкций изменить свою политику. [89]

Первоначально санкции против России были введены руководством США весной 2014 года в результате обострившихся отношений в связи с ситуацией на Украине. Впоследствии действие экономических санкций продлевалось, а перечень ограничительных мер расширялся, санкции получили поддержку со стороны Европейского Союза и некоторых других стран, являющихся их партнерами в политической и экономической сферах. Введение санкций совпало по времени с развитием экономического кризиса в России, усугубив этим последствия для российской экономики.

В статье «Этапы развития и формы приграничной торговли между Китаем и Россией» приводится несколько факторов, повлиявших на ухудшение общего состояния динамики показателей ведения внешней экономики: [90]

1. Общая геополитическая напряженность, ухудшение общемировых внешнеторговых условий, снижение спроса на зарубежных товарных рынках, волатильность индексов, рейтингов, цен на глобальном финансовом рынке, экономические сложности, возникающие в мировой экономике вследствие роста внешнего и внутреннего долга как США, так и стран еврозоны.


2. Замедление темпов экономического роста, вплоть до стагнации и даже деградации, как в России, так и во всем мире.

3. Падение мировых цен на сырьевую группу товаров (в том числе на энергоносители, нефть, газ).

4. Падение покупательской способности российских потребителей иностранной продукции из-за изменения курса рубля к основным мировым валютам.

5. Усиливающееся давление начавшегося в 2014 г. нисходящего тренда во внешней торговле.[91]

Сложившаяся ситуация безусловно очень болезненно влияет на предприятия ведущие внешнюю экономику. Как уже было сказано в начале, основной деятельностью внешней экономики на предприятиях является международная торговля.

За последние годы можно проследить довольно серьезную отрицательную тенденцию спада. Рассмотрим изменение показателей, характеризующих внешнеторговый оборот России, в 2009-2018 гг. [92]

Причиной резкого спада по всем показателям в 2009 году явился Мировой финансовый кризис в Соединенных Штатах Америки. Далее, вплоть до 2013 года наблюдается положительная тенденция роста, обусловленная восстановлением стабильности во внешнеэкономической обстановке. [93] Также нельзя не упомянуть о создании в 2010 году Таможенного союза ЕврАзЭс, благодаря которому увеличились объемы торговли, что также оказало существенное влияние на рост показателей внешнеторговой деятельности. [94] В 2014-2018 гг. мировое снижение цен на нефть и так называемые «санкционные войны» повлекли за собой спад внешнеторгового оборота России. [95]

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Развитие внешнеэкономической деятельности в России определяется глобализацией экономики, преобладанием совместной деятельности, в том числе созданием предприятий при участии иностранного капитала, а также гармонизацией внешнеэкономических сделок в соответствии с требованиями международного права.

Однако экспортно-импортные операции регулируются не только международным, но и российским правом. В работе рассмотрены последние нововведения в российском законодательстве, регулирующем деятельность налогоплательщиков, занимающихся внешнеторговой деятельностью, а также схемы и приемы, которыми сегодня пользуются российские компании, чтобы снизить или избежать налоговое бремя.