Файл: Виды юридических лиц (Правовые вопросы деятельности юридических лиц).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.05.2023

Просмотров: 86

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Помимо законодательного регулирования на федеральном уровне представляется необходимым правовое регулирование территориального общественного самоуправления законами субъектов РФ[45].

Апелляционное определение Московского городского суда от 12.11.2018 по делу № 33а-8599/2018[46]

Требование: О признании некоммерческой организации прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица, исключении из ЕГРЮЛ.

Обстоятельства: Некоммерческая организация прекратила свою деятельность, требования мотивированы тем, что ответчик не представляет предусмотренную законом информацию о своей деятельности, не реагирует на предупреждения об устранении этого нарушения закона.

Министерство юстиции России обратилось в суд с указанным выше административным иском к Международной ассоциации «Знание», ссылаясь на то, что указанная некоммерческая организация прекратила свою деятельность. Требования мотивированы тем, что Международная ассоциация «Знание» с 2013 года не представляет в Министерство юстиции России предусмотренной законом информации о своей деятельности, не реагирует на предупреждения об устранении этого нарушения закона. Решением Мещанского районного суда г. Москвы от 20 сентября 2016 года постановлено: административный иск Министерства юстиции Российской Федерации к Международной ассоциации «Знание» о признании прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и исключении ее из Единого государственного реестра юридических лиц удовлетворить; признать Международную ассоциацию «Знание» (учетный номер *** (№ ***7), ОГРН ***), прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица и исключить ее из Единого государственного реестра юридических лиц. 5 августа 2014 года в адрес постоянного действующего руководящего органа Международной ассоциации «Знание» Министерством юстиции России вынесено предупреждение № *** с указанием срока устранения нарушений до 6 октября 2014 года, которое вернулось с почтовой отметкой «истек срок хранения»[47]. В связи с этим в адрес президента указанной Международной ассоциации Министерством юстиции России так же направлено предупреждение от 7 августа 2014 года № ***, которое вернулось с почтовой отметкой «истек срок хранения». 30 июля 2015 года Министерством юстиции Российской Федерации в адрес постоянного действующего руководящего органа Международной ассоциации «Знание» вынесено предупреждение № *** с указанием срока устранения нарушений до 11 сентября 2015 года, которое вновь вернулось с почтовой отметкой» истек срок хранения», как и письмо № 11-113664/15 от 5 октября 2015 года, адресованное президенту Ассоциации М., о необходимости предоставить отчет о деятельности организации и внести изменения в сведения об адресе Международной ассоциации «Знание». Информация об устранении выявленных нарушений законодательства Российской Федерации в Министерство юстиции Российской Федерации не поступила до настоящего времени. Разрешая спор и удовлетворяя заявленные требования, суд проверил указанные обстоятельства и признал их доказанными, влекущими удовлетворение административного иска в соответствии с нормами материального права, на которые ссылалось Министерство юстиции России. Как уже было отмечено выше, непредставление в установленный срок документов отчетности свидетельствует не только о фактическом прекращении Международной ассоциацией «Знание» своей деятельности, но и о нарушении ею законодательства. Вместе с тем судом установлено соблюдение Министерством юстиции России упомянутого выше Административного регламента, а следовательно, и прав Международной ассоциация «Знание» при соблюдении порядка обращения в суд с настоящим административным иском. Апелляционная жалоба выводы суда не опровергает, не учитывает, что признание общественной организации прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица с исключением ее из единого государственного реестра юридических лиц не препятствует этой общественной организации продолжить (возобновить) свою деятельность на правах общественного объединения, не являющегося юридическим лицом. Не препятствует оно и ее последующей регистрации в качестве юридического лица, поскольку Федеральный закон «Об общественных объединениях» не связывает с таким признанием запрет на ее деятельность (в отличие от ликвидации общественного объединения по решению суда) и не лишает ее возможности приобрести статус юридического лица заново[48]. Судебная коллегия признала ошибочным довод апелляционной жалобы о неизвещении Международной ассоциация «Знание» о месте и времени судебного заседания, потому что он опровергается материалами дела с указанием почтового идентификатора, согласно которому суд исполнил обязанность заблаговременно известить административного ответчика о судебном разбирательстве и не может нести ответственность за то, что почтовое извещение не было получено административным ответчиком по причинам, не зависящим от суда. По тем же основаниям судебная коллегия отвергла доводы апелляционной жалобы, в которых заявитель указывает на нечитаемость почтовых идентификаторов, представленных Министерством юстиции России в подтверждение направления последним предупреждений в адрес Международной ассоциации «Знание» и ее руководителя, так как достоверность указанных идентификаторов - ***, *** - не вызывает сомнений. Не содержит апелляционная жалоба и доказательств соблюдения Международной ассоциацией «Знание» требований закона, на нарушение которых указано Министерством юстиции России, одно из которых, как указано выше, является грубым. Сами предупреждения Министерства юстиции России в адрес административного ответчика, которые были положены в основу судебного акта, до настоящего времени не обжалованы и не отменены[49].


Решение: Требования удовлетворены.

Итак, современный этап реформирования законодательства о некоммерческих организациях в Российской Федерации в свете изменений ГК РФ в части регулирования деятельности некоммерческих организаций затянулся и приводит к большому количеству противоречий с конституционным законодательством и внутри самого гражданского законодательства, что ведет к проблемам в правоприменительной практике.

Глава 3. Правовые вопросы деятельности юридических лиц

3.1. Преимущества и недостатки основных организационно-правовых форм юридических лиц

Существенным нововведением стало деление некоммерческих юридических лиц на корпоративные и унитарные. Однако не все изменения ГК РФ в рассматриваемой части находят понимание среди исследователей.

В Закон о НКО были внесены изменения[50] и введена новая категория «некоммерческая организация - исполнитель общественно полезных услуг», которая имеет право на приоритетное получение мер поддержки в порядке, предусмотренном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами субъектов РФ и муниципальными правовыми актами. В соответствии со ст. 2 п. 2.2 Закона о НКО исполнителем общественно полезных услуг может быть признана социально ориентированная некоммерческая организация, которая на протяжении одного года и более оказывает общественно полезные услуги надлежащего качества, не являющаяся некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, и не имеющая задолженностей по налогам и сборам, иным, предусмотренным законодательством РФ обязательным платежам[51].

Нормативная непроработанность введения еще одного вида некоммерческих организаций очевидна[52].

В новых нормах Закона о НКО не закреплены критерии отнесения организаций к некоммерческой организации - исполнителю общественно полезных услуг или к социально ориентированной организации.


Введение новой формы общественных объединений, требующих первоочередной поддержки на всех уровнях публичной власти, можно оценить как избыточное с учетом действующей системы законодательных актов, регулирующих оказание государственной и муниципальной помощи общественным объединениям. Для более эффективной государственной поддержки необходимо четко определить систему некоммерческих организаций, которые нуждаются в особом статусе[53]. Можно присоединиться к вопросу, поставленному в литературе[54], о нецелесообразности объединения в едином Законе о НКО правового регулирования общественных и государственных структур, принципы деятельности и правовой режим которых кардинально отличаются друг от друга[55].

Апелляционное определение Московского городского суда от 22.10.2018 по делу № 33а-8307/2018[56]

Требование: О признании незаконным распоряжения о включении в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.

Обстоятельства: Истец указал, что правовых оснований для принятия оспариваемого распоряжения не имелось.

Общероссийская общественная организация содействия развития автомобильных перевозок «Объединение перевозчиков России» обратилась в суд с административным иском к Министерству юстиции Российской Федерации о признании незаконным распоряжения о включении в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, мотивируя свои требования тем, что правовых оснований для принятия указанного распоряжения не имелось.

Судом при рассмотрении дела установлено, что распоряжением Министерства юстиции Российской Федерации от 01 декабря 2017 года № ***-р Общероссийская общественная организация содействию развития автомобильных перевозок «Объединение перевозчиков России» включена в реестр организаций, выполняющих функции иностранного агента. Министерством в адрес учреждения направлено соответствующее уведомление. Основанием для включения в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, послужили установленные в ходе внеплановой проверки Минюстом России факты ведения организацией политической деятельности и получения иностранного финансирования[57]. Так, Объединением подготовлен документ (09.10.2017 - 08.11.2017), который содержит основные требования о внесении изменений в действующий порядок осуществления весогабаритного и технического контроля, для отправки его на рассмотрение в органы власти, ответственные за выработку государственной политики в сфере транспорта и дорожного хозяйства. 3 ноября 2017 г. Объединением подготовлено «Заключение юридической службы Объединения Перевозчиков России (ОПР), по вопросам совершенствования действующего законодательства в части контрольно-надзорных функций за движением транспортных средств по автомобильным дорогам», которое направлено в Правительство Российской Федерации, Государственную Думу Российской Федерации, Совет Федерации Российской Федерации. На сайте Организации (https://opr.com.ru/info/obyavleniya/vserossiyskaya-stachka-avtoperevozchikov/) размещена информация о том, что 27 марта 2017 года автоперевозчики многих региональных союзов и ассоциаций, Межрегиональный Профсоюз Водителей Профессионалов и «Объединение Перевозчиков России» начинают Всероссийскую Стачку по вопросу транспортных акцизов и др.


По адресу https://opr.com.ru/documentation/download/7PAGE№1=2 размещен пресс-релиз от 22.03.2017 о том, что 27 марта стартует Всероссийская стачка перевозчиков. На время проведения Всероссийской стачки грузоперевозчики временно приостанавливают перевозку грузов автомобильным транспортом по территории Российской Федерации с целью заставить органы исполнительной и законодательной власти путем экономического давления (приостановка и снижение объема грузоперевозок автомобильным транспортом, связанное с этим снижение потребления дизельного топлива) выйти на открытый, конструктивный диалог для выработки взвешенных решений проблем транспортной отрасли и удовлетворению заявленных требований. Также на сайте публикуются сведения о проводимых Организацией массовых мероприятиях по блокированию дорог и зданий органов государственной власти. (https://opr.com.ru/info/news/moskva-stoyanki-opr-trebuem-otstavki-pravitelstva/)[58]. В разделе «Статьи» на сайте Организации размещена статья «Москва, 28 мая: ДАЛЬНОБОЙЩИКИ И НЕСНОСНЫЙ СНОС» об участии Организации в митинге, состоявшемся на улице Вавилова 28 мая 2017 г. против сноса домов (https://opr.com.ru/info/articles/moskva-28-maya-dalnobovshchiki-i-nesnosnyy-snos). В статье «Москва, 1 мая: МАЛЕНЬКОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ БОЛЬШОГО БАННЕРА», размещенной на сайте Организации, указано, что активисты Организации 1 мая 2017 г. прошли по «официальному первомайскому маршруту» с баннером «Власть! Хватит кормить олигархов! Платон - это повышение цен и грабеж народа!» и лозунгами - «Мы, перевозчики России, выдвинули основные требования: отмена побора «Платон», отставка правительства - пособника этой системы, выражение вотума недоверия президенту» (https://opr.com.ru/info/articles/moskva-l-maya-malenkoe-puteshestvie-bolshogo-bannera/). Кроме того, на сайте Организации в подразделе «Листовки» раздела «Документы» размещены доступные для скачивания и распечатки листовки с агитационными лозунгами и информацией: «Ударим правдой народа по лживой власти! Б.», «Раскройте глаза и поднимитесь с колен, ведь так жить нельзя! Хватит молчать! Давайте объединимся в борьбе за достойную жизнь нас и наших детей! Вместе мы - сила!» (к проводимому 27 марта 2017 года мероприятию - Всероссийской стачке). Согласно полученным в ходе проверки сведениям, в 2017 году организация получила иностранное финансирование из следующих источников: GABRIELE PETRA №EITZKE (Германия, Берлин) - получено 1000 евро; SCHUSTER PETRA (Германия, Берлин) - получено 965,50 Евро; HA№№ELORE GOERS (Германия, Берлин) - получено 877,50 Евро; - RE№ATE SCHARBERT (Германия, Берлин) - получено 777,50 Евро. Политическая деятельность характеризуется действиями, имеющими цель оказать влияние на институты и органы государственной власти для реализации индивидуальных, групповых или институциональных интересов, выходящие за пределы служебных обязанностей, а также индивидуальные или коллективные действия, направленные на формирование и изменение политической воли граждан. Решение: В удовлетворении требования отказано[59].


Наличие проблем с законодательным регулированием некоммерческих организаций отмечается не только в юридической литературе[60]. В исследованиях по экономическим вопросам функционирования некоммерческих организаций[61] также можно встретить вывод, что несовершенство правовых норм различной отраслевой направленности, недостаток адекватной их взаимосвязи, утверждение законодательных положений, не учитывающих экономические и социальные принципы функционирования некоммерческих организаций, влекут за собой негативные последствия, отражающиеся на процессах создания некоммерческих организаций, а также их деятельности.

Федеральным законом от 29.07.2017 № 259-ФЗ «О внесении изменений в части первую, вторую и третью Гражданского кодекса Российской Федерации»[62] (далее - Закон № 259-ФЗ) были внесены существенные изменения в Гражданский кодекс РФ в части норм наследственного права, а также норм о юридических лицах. Изменения, внесенные в часть первую ГК РФ, касаются такой новой организационно-правовой формы юридического лица, как фонд.

Законодательно введена его разновидность - наследственный фонд. Положения Закона о наследственном фонде вступают в силу с 1 сентября 2018 г.

В связи с появлением нового института наследственного фонда актуальным становится осмысление особенностей его гражданско-правового положения, в том числе специфики его создания и ликвидации, формирования органов юридического лица, регулирования имущественного положения и деятельности[63]. Несмотря на включение новых норм о наследственном фонде в ГК РФ, остаются нерешенными отдельные вопросы его правосубъектности, взаимосвязи некоторых семейных и налоговых правоотношений с новыми положениями о фонде и вопросы признания наследственного фонда Российской Федерации в иностранных государствах[64].

В соответствии со ст. 123.17 ГК РФ фонд - это унитарная некоммерческая организация, не имеющая членства, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая благотворительные, культурные, образовательные или иные социальные, общественно полезные цели. Согласно новой норме ст. 123.20-1 ГК РФ наследственный фонд - это создаваемый во исполнение завещания гражданина и на основе его имущества фонд, осуществляющий деятельность по управлению полученным в порядке наследования имуществом этого гражданина бессрочно или в течение определенного срока в соответствии с условиями управления наследственным фондом.