Файл: Виды юридических лиц (Правовые вопросы деятельности юридических лиц).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.05.2023

Просмотров: 77

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таким образом, особенности наследственного фонда обусловлены особой целью его создания - управлением полученным в порядке наследования имуществом гражданина - учредителя фонда, являющегося наследодателем[65]. Думается, такая формулировка цели, в отличие от социальной, общественно полезной цели создания обычных фондов, носит скорее частный, а не общественно полезный характер, и связывается с необходимостью управления и сохранения наследства конкретного гражданина[66]. Безусловно, наследодатель не ограничен в праве указать в качестве выгодоприобретателей фонда широкий круг лиц, что может сблизить конечную цель создания наследственного фонда с общеполезной, социальной, благотворительной, однако исходя из положений принятого Закона наследственный фонд может быть создан также с указанием в качестве выгодоприобретателя конкретного лица, в чьих частных интересах будет осуществляться управление наследством[67].

В литературе отмечаются плюсы и минусы создания наследственного фонда.

Например, плюсами называют возможность состоятельных граждан, имеющих свой бизнес, сохранить его и после своей смерти; обеспечить безбедное и длительное существование своих наследников и иных лиц после своей смерти; не дать предприятию простаивать полгода, данные законом наследникам на вступление в наследство; возможность поддерживать развитие науки и искусства и после своей смерти за счет средств фонда и др.

Минусами при этом считаются необходимость делать выбор для тех наследников, которые имеют обязательную долю в наследстве, а также дополнительные обязанности, возлагаемые на нотариусов, которые не всем из них придутся по душе. Некоторые авторы негативно восприняли оставление в законе возможности создания только посмертных, а не прижизненных фондов, поскольку в странах, признающих такую организационно-правовую форму, прижизненные и посмертные фонды сосуществуют (так же, как и сосуществуют inter vivos и mortis causa трасты)[68]. Действительно, наследственный фонд по новым положениям закона обладает значительными особенностями, существенно отличающими его от обычных фондов[69].

Наследственный фонд все же должен остаться фондом как организационно-правовой формой некоммерческих унитарных юридических лиц[70]. При этом в законодательстве могут быть уточнены некоторые положения, определяющие особенности правового статуса наследственного фонда, в том числе цели его создания и деятельности, приближенные к целям создания и деятельности обычных фондов, - управление наследством для достижения каких-либо социальных, полезных целей.


3.2. Реорганизация с участием двух и более юридических лиц

Одним из немаловажных изменений, внесенных в ГК РФ, стали новые положения об осуществлении смешанной реорганизации на все виды юридических лиц, тогда как ранее такая возможность была доступна только акционерным обществам.

В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 57 ГК РФ реорганизация допускается с участием двух и более юридических лиц, в том числе созданных в разных организационно-правовых формах, что означает возможность реорганизации с одновременным сочетанием нескольких форм при участии нескольких юридических лиц, в том числе разных организационно-правовых форм.

Следует обратить внимание на то, что одновременная реорганизация для определенных организационно-правовых форм может быть осуществлена при условии разрешения законом преобразования в организационно-правовую форму других участников реорганизации.

Например, из АО можно будет выделить два ООО, одно из которых нужно присоединить к производственному кооперативу, а по второму провести слияние с другим ООО, в результате которого получим АО[71].

Очевидно, что возможность проведения смешанной реорганизации значительно сократит временные затраты по достижению поставленных юридическими лицами задач[72].

Ввиду отсутствия в ГК РФ положений, определяющих процедуру смешанной реорганизации, стоит обратить внимание на положения Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»[73] и применять их по аналогии.

Следующее интересное изменение содержится в п. 5 ст. 58 ГК РФ, оно предполагает значительное упрощение такой формы реорганизации, как преобразование. Теперь юридическое лицо, желающее провести преобразование, не обязано уведомлять налоговую инспекцию о начале процедуры реорганизации, а также публиковаться в Вестнике государственной реорганизации. По факту был упразднен целый этап преобразования, что позволяет осуществить эту процедуру в 10-дневный срок вместо трех месяцев[74]. Для проведения настоящей процедуры понадобится подать в налоговую инспекцию всего лишь три документа: - заявление о государственной регистрации юридического лица, создаваемого при реорганизации; - два оригинала устава вновь созданного юридического лица; - квитанцию об уплате государственной пошлины в размере 4 тыс. руб.


В настоящий момент не требуется сдавать в налоговый орган ни решение/протокол о реорганизации, ни передаточный акт, как требовалось ранее. Законодатель также предусмотрел такой важный аспект в защите кредиторов и участников, как признание недействительным решения о реорганизации и непосредственно признание недействительной самой процедуры реорганизации и применение последствий ее недействительности[75]. В соответствии с п. 1 ст. 60.1 ГК РФ решение о реорганизации юридического лица может быть признано недействительным по требованию участников реорганизуемого юридического лица, а также иных лиц, не являющихся участниками юридического лица, если такое право им предоставлено законом. Указанное требование может быть предъявлено в суд не позднее чем в течение трех месяцев после внесения в ЕГРЮЛ записи о начале процедуры реорганизации, если иной срок не установлен законом[76].

Положения о недействительности непосредственно самой процедуры реорганизации содержатся в ст. 60.2 ГК РФ.

Оспорить процедуру реорганизации могут только участники юридического лица. Основания для признания недействительной реорганизации: - решение о реорганизации не принималось участниками реорганизованной корпорации; - для государственной регистрации юридических лиц, создаваемых путем реорганизации, представлены документы, содержащие заведомо недостоверные данные о реорганизации.

Итак, несмотря на то что новеллы ГК РФ призваны усовершенствовать корпоративные процедуры, защитить права субъектов корпоративных правоотношений и снизить бюрократические барьеры, остается много вопросов о применении данных новелл на практике. Надеемся на появление соответствующих поправок к специальным нормативным актам и на формирование правоприменительной практики.

Заключение

В результате проведенного исследования были сделаны следующие выводы:

1. Таким образом, основные изменения, касающиеся юридических лиц, состоят в следующем: отредактировано определение юридического лица, отменены положения, опираясь на которые юридические лица были обязаны иметь самостоятельный баланс и смету. Зарегистрировать юридическое лицо теперь можно будет используя одну из форм: либо корпоративное юридическое лицо, либо унитарное. Большинство юридических лиц смогут действовать только на основании устава, и никакого иного документа (кроме учредительного договора). Среди видов коммерческих организаций выделены: хозяйственное товарищество и общество; крестьянское (фермерское) хозяйство; хозяйственное партнерство; производственные кооперативы; государственное и муниципальное унитарное предприятие.


2. Новая редакция ГК РФ исключила упоминание о закрытых и открытых акционерных обществах, они будут заменены на непубличные и публичные акционерные общества. В число некоммерческой организации будут включены: потребительский кооператив, общественная организация, ассоциация (союз), товарищество собственников недвижимости, казачье общество, община коренного малочисленного народа России, фонды, учреждения (государственные, муниципальные и частные), автономная некоммерческая, религиозная организация и публично-правовая компания.

3. Юридические лица могут классифицироваться по различным основаниям. Наиболее распространенными являются классификации на коммерческие и некоммерческие юридические лица и корпоративные и унитарные юридические лица. В ст. 50 ГК законодатель сохранил известное и ранее деление юридических лиц на коммерческие и некоммерческие.

Юридические лица, учредители которых не становятся их участниками и не приобретают в них прав членства, являются унитарными юридическими лицами. Как для коммерческих, так и для некоммерческих юридических лиц установлен исчерпывающий перечень организационно-правовых форм, предусмотренный в ГК. Таким образом, в отличие от ранее действовавшего законодательства перечень некоммерческих организаций является исчерпывающим. Это значит, что могут создаваться только организации, прямо предусмотренные новым Кодексом.

4. Как следует из ст. 50 ГК, юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в организационно-правовых формах хозяйственных товариществ и обществ, крестьянских (фермерских) хозяйств, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий.

5. Гражданский кодекс дополнен новой статьей - ст. 50.1 «Решение об учреждении юридического лица», которой устанавливается следующее. Юридическое лицо может быть создано на основании решения учредителя (учредителей) о его учреждении.

6. Юридическое лицо подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе в порядке, предусмотренном законом о государственной регистрации юридических лиц. Данные государственной регистрации включаются в единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления.

7. Определение прекращения деятельности юридического лица как самостоятельного правового явления и выявление его отличий от сходных правовых феноменов возможно через соотношение таких категорий, как: 1) ликвидация и прекращение юридического лица; 2) прекращение существования юридического лица и прекращение деятельности юридического лица.


Список использованной литературы

Нормативные правовые акты

  1. Конституция Российской Федерации принята всенародным голосованием 12.12.1993 года (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 18.03.2019) // Собрание законодательства РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.
  3. О сельскохозяйственной кооперации: Федеральный закон от 08.12.1995 № 193-ФЗ (ред. от 03.08.2018) // Собрание законодательства РФ. 1995. № 50. Ст. 4870.
  4. Об акционерных обществах: Федеральный закон от 26.12.1995 № 208-ФЗ (ред. от 27.12.2018) // Собрание законодательства РФ. – 1996. - № 1. - Ст. 1.
  5. О производственных кооперативах: Федеральный закон от 08.05.1996 № 41-ФЗ (ред. от 03.08.2018) // Собрание законодательства РФ. 1996. № 20. Ст. 2321.
  6. О некоммерческих организациях: Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ (ред. от 29.07.2018) // Собрание законодательства РФ. 1996. № 3. Ст. 145.
  7. О государственных и муниципальных унитарных предприятиях: Федеральный закон от 14.11.2002 № 161-ФЗ (ред. от 28.11.2018) // Российская газета. № 229. 2002.
  8. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 06.02.2019) // Собрание законодательства РФ. – 2003. - № 40. - Ст. 3822.
  9. О внесении изменений в Федеральный закон «О некоммерческих организациях» в части установления статуса некоммерческой организации - исполнителя общественно полезных услуг: Федеральный закон от 03.07.2016 № 287-ФЗ. // Собрание законодательства РФ. 2016. № 27 (Часть I). Ст. 4220.
  10. О внесении изменений в части первую, вторую и третью Гражданского кодекса Российской Федерации: Федеральный закон от 29.07.2017 № 259-ФЗ (ред. от 23.05.2018) // Собрание законодательства РФ. 2017. № 31 (Часть I). Ст. 4808.

Литература

  1. Гражданское право: Учебник: в 2 т. / С.С. Алексеев, О.Г. Алексеева, К.П. Беляев и др.; под ред. Б.М. Гонгало. М.: Статут, 2016. Т. 1. – 567 с.
  2. Гущин В.В. Понятие и классификация юридических лиц // Современный юрист. - 2018. - № 3. - С. 20 28.
  3. Агешкина Н.А., Баринов Н.А. и др. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Часть первая от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (постатейный) // [Интернет-ресурс]: [Электронный ресурс]: СПС «Консультант плюс».
  4. Гришаев С.П. Производственные кооперативы как юридические лица // [Интернет-ресурс]: [Электронный ресурс]: СПС «Консультант плюс».
  5. Гришаев С.П. Унитарные предприятия: изменения в законодательстве // [Интернет-ресурс]: [Электронный ресурс]: СПС «Консультант плюс».
  6. Доклад о состоянии гражданского общества в Российской Федерации за 2015 год. – 190 с.
  7. Спиридонов П.Е. Некоммерческие организации как субъекты административного права // Lex russica. - 2019. - № 1. - С. 51 - 61.
  8. Основные положения об автономной некоммерческой организации // [Интернет-ресурс]: [Электронный ресурс]: СПС «Консультант плюс».
  9. Чеботарев Г.Н. Общественное представительство: Монография. - М.: Юрист, 2017. – 345 с.
  10. Кутьева Д.А., Макарова В.А. Особенности управления финансовыми ресурсами в некоммерческой организации. СПб., 2014. - 287 с.
  11. Уваров А.А. Вопросы конституционно-правового статуса общественных некоммерческих организаций // Конституционное и муниципальное право. - 2016. - № 9. - С. 40.
  12. Никитина Е.Е., Оболонкова Е.В. Реформа законодательства о некоммерческих организациях: проблемы и перспективы // Журнал российского права. - 2018. - № 2. - С. 38 - 49.
  13. Карташов М.А. Наследственный фонд: новое российское законодательство и иностранный опыт // Современное право. - 2017. - № 10. - С. 83 - 90.
  14. Пластинина Н. Наследство New: что нового? // Жилищное право. - 2018. - № 9. - С. 7 - 21.
  15. Петров Е.Ю., Ренц И.Г. Развитие российского наследственного права // Закон. - 2018. - № 6. - С. 44 - 50.
  16. Аюшеева И.З. Особенности гражданско-правового положения наследственного фонда // Актуальные проблемы российского права. - 2018. - № 8. - С. 100 - 108.
  17. Сидоров Д. Одновременной реорганизации быть // ЭЖ-Юрист. - 2014. - № 40. - С. 6.