Файл: Виды юридических лиц (Правовые вопросы деятельности юридических лиц).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.05.2023

Просмотров: 81

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Размер и условия субсидиарной ответственности его членов по обязательствам кооператива должны быть закреплены в его уставе.

Таким образом, субсидиарная ответственность членов кооператива - это дополнительная ответственность, возлагаемая на дополнительных должников, в тех случаях, когда основной должник не способен оплатить долг[22].

Производственный кооператив - коммерческая организация, т.е. основной целью его деятельности является систематическое извлечение прибыли. О том, что производственный кооператив - это коммерческая организация, прямо сказано в п. 2 ст. 50 ГК. Этим он отличается от потребительского кооператива, являющегося некоммерческой организацией.

Унитарные предприятия относятся к коммерческим юридическим лицам. Помимо ГК они регулируются также Законом о государственных и муниципальных предприятиях[23]. Государственное или муниципальное предприятие не вправе без согласия собственника совершать сделки, связанные с предоставлением займов, поручительств, получением банковских гарантий, с иными обременениями, уступкой требований, переводом долга, а также заключать договоры простого товарищества[24].

Среди субъектов предпринимательской деятельности особое место занимают государственные и муниципальные унитарные предприятия. Несмотря на приватизацию государственных и муниципальных предприятий, их роль в экономике страны еще долгое время будет достаточно значительной. Необходимо учитывать, что приватизация государственной собственности, особенно крупных предприятий, процесс длительный.

Кроме того, в некоторых сферах деятельности государство и в будущем сохранит за собой ключевые позиции, что предполагает и сохранение важной роли в рыночной экономике государственных и муниципальных предприятий[25].

Унитарные предприятия представляют собой организационно-правовую форму, в которой осуществляют деятельность коммерческие организации - юридические лица, являющиеся субъектами предпринимательского права[26].

Отличие унитарных предприятий от иных коммерческих организаций заключается в том, что они не наделяются правом собственности на закрепляемое за ними имущество.

2.2. Некоммерческие юридические лица


Некоммерческие организации - прежде всего юридические лица, являющиеся активными участниками гражданского оборота, на которые распространяются все нормы гражданского законодательства. Но, устанавливая общие правовые режимы для деятельности юридических лиц, нельзя игнорировать особую правовую природу большинства некоммерческих организаций, являющихся формой реализации конституционного права на объединение. Таким образом, нормативное регулирование некоммерческих организации в Российской Федерации носит комплексный характер[27].

Некоммерческой является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.

Следует отметить, что с изменением ГК РФ проведенную реформу нельзя считать завершенной, поскольку для достижения ее целей необходимо внесение изменений в ряд действующих специальных законов, содержащих положения об организационно-правовых формах некоммерческих организаций, не соответствующих положениям ГК РФ в новой редакции[28].

В статье 31.1 Закона о НКО[29] определен перечень видов деятельности, которая является социально ориентированной.

Исследование, проведенное Общественной палатой, показало, что реально работающих социально ориентированных некоммерческих организаций в разы меньше, чем получивших такой статус: из 130 тыс. социально ориентированных некоммерческих организаций большинство не реализует социально значимых проектов или вообще существует только на бумаге[30].

ГК РФ сводит некоммерческие организации в две большие группы: некоммерческие корпоративные организации и некоммерческие унитарные организации[31].

Согласно ч. 2 ст. 123.1 ГК РФ некоммерческие корпоративные организации создаются в следующих организационно-правовых формах:

- потребительский кооператив;

- общественные организации;

- ассоциации (союзы);

- нотариальные палаты;

- товарищества собственников недвижимости;

- казачьи общества, внесенные в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации;

- общины коренных малочисленных народов;

- адвокатские палаты;

- адвокатские образования, являющиеся юридическими лицами;

- нотариальные палаты.

К некоммерческим унитарным организациям относятся:

- фонды;

- учреждения;


- автономные некоммерческие организации;

- религиозные организации[32].

Разница между правовым положением, правовым статусом некоммерческой организации как участника административных правоотношений и некоммерческой организации как участника гражданских правоотношений заключается в том, что в гражданском праве некоммерческая организация рассматривается как организационно-правовая форма юридического лица - участника гражданского оборота, а в административных, административно-процессуальных отношениях как форма реализации публичных прав граждан в сфере государственного управления, отдельных публичных полномочий государства в сфере государственного управления[33].

Учреждение - это унитарная некоммерческая организация, которая создается для осуществления управленческих, социально-культурных и иных функций некоммерческого характера (п. 1 ст. 123.21 ГК РФ). Примеры таких организаций: театр, школа, больница[34].

У учреждения только один учредитель. Он является собственником имущества учреждения, по общему правилу назначает его руководителя, может создавать в нем коллегиальные органы.

Само учреждение приобретает право оперативного управления на имущество, которое закрепил за ним собственник или которое оно приобрело по иным основаниям (п. п. 1, 2, 4 ст. 123.21 ГК РФ)[35].

По долгам учреждение отвечает находящимися в его распоряжении деньгами, а в установленных законом случаях - также иным имуществом. Если их недостаточно, субсидиарную ответственность в определенных случаях может понести собственник соответствующего имущества (п. 3 ст. 123.21 ГК РФ).

Виды учреждений:

1) частное. Его может создать юридическое лицо или гражданин;

2) государственное. Его создают Российская Федерация и ее субъекты;

3) муниципальное. Такие учреждения создают муниципальные образования[36].

Государственные и муниципальные учреждения, в свою очередь, могут быть казенными, бюджетными или автономными (п. 1 ст. 123.22 ГК РФ).

Автономная некоммерческая организация (АНО) - это унитарная некоммерческая организация, которая не имеет членства и создается на основе имущественных взносов граждан и (или) юридических лиц для оказания услуг в сферах некоммерческой деятельности[37].

Учредители АНО могут пользоваться ее услугами только на равных условиях с другими лицами (п. 4 ст. 123.24 ГК РФ). В частности, они приобретают услуги по той же цене, не имеют привилегий при их оказании и т.д.


Любой из учредителей АНО может по желанию выйти из их состава. Также учредители единогласно могут принять в свой состав новых лиц (п. 6 ст. 123.24 ГК РФ).

АНО может быть создана одним лицом, то есть иметь одного учредителя (п. 1 ст. 123.24 ГК РФ).

Цели создания АНО: оказание услуг в сферах образования, здравоохранения, культуры, науки, права, физкультуры и спорта и других сферах некоммерческой деятельности.

АНО решают общественные задачи - развивают районы городов, повышают социальную мобильность граждан и др. В связи с этим в форме АНО часто создают вузы, лечебно-оздоровительные заведения, правозащитные организации и т.д. Нередко АНО учреждает Российская Федерация, ее субъект или муниципальное образование в социальных целях. Примеры таких организаций: АНО «Московское агентство социального развития», АНО «Мой район», АНО «Россия - страна возможностей». АНО может вести предпринимательскую деятельность, если она соответствует целям организации и направлена на их достижение. Однако АНО не сама занимается ею, а создает для этого АО или ООО либо участвует в них (п. 4 ст. 50, п. 4 ст. 66, п. 5 ст. 123.24 ГК РФ). В таком случае АНО должна иметь имущество рыночной стоимостью не менее минимального уставного капитала ООО - 10 000 руб. (п. 5 ст. 50 ГК РФ, п. 1 ст. 14 Закона об ООО). Имущество, переданное АНО учредителями, является собственностью организации[38]. У учредителей нет прав на это имущество. Они не отвечают по обязательствам АНО, а АНО не отвечает по обязательствам своих учредителей (п. 3 ст. 123.24 ГК РФ). Управляют АНО учредители в порядке, установленном уставом. Учредители свободны в определении структуры АНО. Они обязательно назначают руководителя организации (председателя, гендиректора и т.п.). При этом могут, но не обязаны создать постоянно действующий коллегиальный орган с полномочиями, которые очерчены уставом (ст. 123.25 ГК РФ)[39].

Раскроем особенности регулирования деятельности территориального общественного самоуправления как некоммерческой организации.

Территориальное общественное самоуправление, являясь некоммерческой организацией, может быть отнесено к социально ориентированным некоммерческим организациям, поскольку согласно п. 3 ч. 8 ст. 27 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»[40] органы территориального общественного самоуправления могут осуществлять хозяйственную деятельность по благоустройству территории, иную хозяйственную деятельность, направленную на удовлетворение социально-бытовых потребностей граждан, проживающих на соответствующей территории, как за счет средств указанных граждан, так и на основании договора между органами территориального общественного самоуправления и органами местного самоуправления с использованием средств местного бюджета[41].


Если территориальное общественное самоуправление фактически является социально ориентированной некоммерческой организацией (по нашему мнению, это так и есть в действительности), то, что мешает отнести его и к социально ориентированным некоммерческим организациям - исполнителям общественно полезных услуг?

В Федеральном законе «О некоммерческих организациях» под некоммерческой организацией - исполнителем общественно полезных услуг понимается социально ориентированная некоммерческая организация, которая на протяжении одного года и более оказывает общественно полезные услуги надлежащего качества, не является некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, и не имеет задолженностей по налогам и сборам, иным предусмотренным законодательством РФ обязательным платежам[42]. Отнесение территориального общественного самоуправления к социально ориентированным некоммерческим организациям - исполнителям общественно полезных услуг в полной мере учитывает по существу смысл поручения Президента РФ о предоставлении территориальному общественному самоуправлению мер поддержки, предусмотренных для социально ориентированных некоммерческих организаций - исполнителей общественно полезных услуг. Действительно, если предоставить территориальному общественному самоуправлению такие же меры поддержки, как и для социально ориентированных некоммерческих организаций - исполнителей общественно полезных услуг, то понадобится всего лишь уточнить перечень видов деятельности органов территориального общественного самоуправления, совпадающих с видами деятельности социальных некоммерческих организаций - исполнителей общественно полезных услуг. В целях системного закрепления общих принципов территориального общественного самоуправления целесообразно в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в более развернутом, детализированном виде изложить комплекс норм, взаимоувязанных с иными федеральными законами, и не в одной статье, а в самостоятельной главе[43].

В ней, кроме принципов территориального общественного самоуправления, следовало бы более подробно закрепить права граждан по участию в территориальном общественном самоуправлении, формы их участия, установить расширенный перечень предметов ведения территориального общественного самоуправления, полномочия органов территориального общественного самоуправления, подробно прописать формы взаимодействия органов местного самоуправления и органов территориального общественного самоуправления, а также формы государственной и муниципальной поддержки территориального общественного самоуправления, в том числе и органов территориального общественного самоуправления, оказывающих общественно полезные услуги, установить гарантии и ответственность органов территориального общественного самоуправления[44].