Файл: Понятие, признаки и правовое регулирование несостоятельности (банкротства) (Порядок признания банкротом юридического лица).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.05.2023

Просмотров: 137

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В ходе внешнего управления внешний управляющий должен уведомить руководство должника и собственников имущества. Он должен издать приказ о передаче бухгалтерской и иной документации должника, печатей и штампов, материальных и иных ценностей должника. После приказа управляющий должен приступить к приему - передаче документации. При этом оформляются акты по приему и передаче. Основная задача управляющего - разработать план внешнего управления не позднее чем через месяц с даты утверждения и представить его для утверждения собранию в срок не позднее чем через два месяца. Также он должен направить запросы в контролирующие органы, направленные на сбор сведений о должнике (в частности, на поиск и выявление имущества должника).

Внешний управляющий может в целях восстановления платежеспособности приступить к продаже предприятия должника. Условия проведения торгов должны предусматривать получение денежных средств до истечения срока внешнего управления. Не позднее чем через месяц до истечения срока. Внешний управляющий (организатор торгов) обязан опубликовать сообщение о продаже предприятия на торгах в официальном издании, а также в местном печатном органе по месту нахождения должника. Не позднее, чем за тридцать дней до даты проведения торгов. В случае, если повторные торги были признаны несостоявшимися или предприятие не было продано, внешний управляющий публикует новое сообщение о продаже предприятия. В течение четырнадцати дней с даты подведения итогов повторных торгов. Лицо, являющееся победителем торгов, и внешний управляющий подписывают договор купли-продажи предприятия. Не позднее, чем через десять дней с даты подведения итогов. Покупатель предприятия обязан уплатить цену продажи предприятия, определенную на торгах, в срок, указанный в сообщении о проведении торгов. Не позднее чем через месяц с даты подведения итогов торгов[12].

Еще одной мерой является уступка прав требования должника: Продажа прав требования должника осуществляется внешним управляющим в порядке и на условиях, которые определены в законе о банкротстве.

Условия договора купли-продажи права требования должника должны предусматривать:

  • получение денежных средств за проданное право требования (не позднее чем через пятнадцать дней с даты заключения договора купли- продажи);
  • переход права требования осуществляется только после его полной оплаты.

Еще одной мерой является размещение дополнительных обыкновенных акций должника, которое может проводиться только по закрытой подписке. Срок размещения дополнительных обыкновенных акций должника не может превышать три месяца. Государственная регистрация отчета об итогах размещения дополнительных обыкновенных акций должника должна быть осуществлена не позднее чем за месяц до даты окончания внешнего управления.


В случае, если в ходе внешнего управления удовлетворены в соответствии с настоящим законом все требования кредиторов, включенные в реестр требований кредиторов, внешний управляющий включенных в реестр требований кредиторов, уведомляет об этом лиц, требования которых были включены в реестр требований кредиторов, и представляет на утверждение арбитражного суда отчет внешнего управляющего не позднее чем через месяц с даты удовлетворения всех требований кредиторов. В случае, если в соответствии с законом отчет внешнего управляющего подлежит обязательному рассмотрению собранием кредиторов, рассмотренный собранием кредиторов отчет внешнего управляющего и протокол собрания кредиторов направляются в арбитражный суд не позднее чем через пять дней с даты проведения собрания кредиторов. Отчет внешнего управляющего и жалобы на его действия при их наличии рассматриваются арбитражным судом не позднее чем через месяц с даты получения отчета внешнего управляющего.

При наличии ходатайства собрания кредиторов о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, а также в случае отказа арбитражного суда в утверждении отчета внешнего управляющего или непредставления указанного отчета в течение месяца со дня окончания установленного срока внешнего управления арбитражный суд может принять решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства. В случае, если внешнее управление завершается заключением мирового соглашения или погашением требований кредиторов, внешний управляющий продолжает исполнять свои обязанности в пределах компетенции руководителя должника до даты избрания (назначения) нового руководителя должника.

В случае, если арбитражный суд принял решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства и утвердил конкурсным управляющим другое лицо или если невозможно утвердить конкурсного управляющего одновременно с принятием такого решения, внешний управляющий исполняет обязанности конкурсного управляющего до даты утверждения конкурсного управляющего.

Внешний управляющий обязан передать дела конкурсному управляющему не позднее чем через три рабочих дня с даты утверждения конкурсного управляющего.

Принятие арбитражным судом решения о признании должника банкротом влечет за собой открытие конкурсного производства.

Конкурсное производство вводится на срок до шести месяцев. Срок конкурсного производства может продлеваться по ходатайству лица, участвующего в деле, не более чем на шесть месяцев.


Определение арбитражного суда о продлении срока конкурсного производства подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано. Основная цель конкурсного производства - это расчеты с кредиторами и продажа имущества должника . Основные обязанности возлагаются на конкурсного управляющего, который обязан:

принять в ведение имущество должника, провести инвентаризацию такого имущества;

включить в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве сведения о результатах инвентаризации имущества должника в течение трех рабочих дней с даты ее окончания;

привлечь оценщика для оценки имущества должника; принимать меры, направленные на поиск, выявление и возврат имущества должника, находящегося у третьих лиц;

принимать меры по обеспечению сохранности имущества должника; уведомлять работников должника о предстоящем увольнении не позднее чем в течение месяца с даты введения конкурсного производства;

предъявлять к третьим лицам, имеющим задолженность перед должником, требования о ее взыскании;

заявлять в установленном порядке возражения относительно требований кредиторов, предъявленных к должнику; вести реестр требований кредиторов;

передавать на хранение документы должника, подлежащие обязательному хранению в соответствии с федеральными законами;

заключать сделки, в совершении которых имеется заинтересованность, только с согласия собрания кредиторов или комитета кредиторов.

Глава 2. Понятие, признаки и особенности банкротства физических лиц

2.1. Основные положения банкротства физических лиц

1 октября 2015 года вступил в силу Федеральный закон от 29.06.15 № 154-ФЗ «Об урегулировании особенностей несостоятельности (банкротства) на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», которым в статью 25 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), в Федеральный закон от 26.10.02 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее - Закон о банкротстве) и иные нормативные акты внесены изменения, предусматривающие возможность признания банкротом не только индивидуального предпринимателя, но и обычного гражданина[13].


В новейших работах молодых ученых-юристов, посвященных банкротству физических лиц, рассматривая механизм банкротства граждан, не являющихся индивидуальными предпринимателями, авторы не упускают возможности указать на то, что данный механизм является новеллой, ранее не известной для законодательства Российской Федерации. Так Е.В. Шолохова в своей статье пишет, что целью ее работы является изучение «особенностей нового для Российской Федерации правового института несостоятельности (банкротства) граждан как механизма урегулирования правовых отношений между гражданами-должниками и кредиторами»[14].

Вопрос о возможности признания должника-гражданина, не занимающегося предпринимательской деятельностью, в качестве банкрота на протяжении долгих лет, по существу, был «заморожен»[15]. Закон о банкротстве в своей первоначальной редакции содержал главу Х, которая полностью была посвящена банкротству граждан. Но данная процедура не принималась в силу пункта 2 статьи 231 Закона о банкротстве, который гласил, что «предусмотренные законом положения о банкротстве граждан, не являющихся индивидуальными предпринимателями, вступают в силу со дня вступления в силу федерального закона о внесении соответствующих изменений и дополнений в федеральные законы»[16].

Поэтому, если и стоит говорить о том, что данная процедура является новой, то с некоторой оговоркой. Еще 15 лет назад принимая, действующий до сих пор, Закон о банкротстве законодатель признавал возможным банкротства физических лиц, но по ряду причин нормы, регулирующие банкротство не применялись. Введение в законную силу указанных положений было отложено на неопределенный срок. Поэтому считаем, что интересным и невероятно важным является ответ на вопрос: какие изменения произошли в обществе, в экономической сфере, которые побудили законодателя наконец-то внести изменения в законодательство и ввести известную процедуру в действие?

О необходимости изменения подхода к законодательному регулированию отношений несостоятельности граждан-потребителей сигнализировал экономический кризис 2008 года, когда многие граждане- заемщики, прежде всего по валютным кредитам, не смогли исполнить свои денежные обязательства перед банками. В России появилась заметная прослойка граждан, которые попав в сложную финансовую ситуацию, были не в состоянии в срок погасить свои задолженности перед кредиторами. Данные обстоятельства могли бы вывести на повестку дня вопрос о необходимости изменения подхода к банкротству граждан[17]. Однако этого не произошло. По мнению А.А. Алексеева это было вызвано тем, что «кризис 2008 года достаточно быстро прошел, серьезной девальвации рубля удалость избежать, цены на нефть во второй половине 2009 года вернулись на высокий уровень, и экономическая ситуация в стране стабилизировалась»[18].


С конца 2013 года Россия вступала в затяжной экономический кризис, который был обусловлено резким ослаблением российского рубля по отношению к иностранным валютам. Это было вызвано стремительным снижением мировых цен на нефть, от экспорта которой во многом зависит доходная часть бюджета России. В современной литературе при характеристике экономического положения России зачастую используется выражение «нефтяная ига», которое показывает зависимость российской экономики от экспорта нефти и газа. В экономике существует понятие ресурсное проклятие, которое применимо и к России. Его суть состоит в том, что государства с большими запасами природных ресурсов зачастую менее экономически развиты, чем государства с меньшим их количеством. Данная характеристика экономического положения России позволяет понять, насколько страна зависима от цен на экспорт природных ресурсов в особенности нефти и газа.

Усугублению кризиса способствовали экономических санкций в отношении России в связи с событиями на Украине. Реальные доходы населения уменьшаются, и это в сочетании с высокими кредитными ставками коммерческих банков затрудняет исполнение гражданами своих кредитных обязательств. Во многих регионах ситуация с розничными кредитами обострилась настолько, что может начаться массовый отказ граждан от исполнения своих кредитных обязательств, что может спровоцировать системный финансовый кризис[19].

Пояснительная записка к проекту Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования реабилитационных процедур, применяемых в отношении гражданина-должника» гласит, «что мировая практика регулирования процедур банкротства исходит из признания института «потребительского банкротства» благом для добросовестного гражданина, поскольку позволяет ему в ходе одного процесса освободиться от долгов, предоставив для расчета с кредиторами свое имущество»[20].

П. Хлюстов в своей работе обращает внимание на то, что во всех цивилизованных странах уже достаточно долгое время используется процедура, помогающая таким людям, - банкротство. Суть идеи банкротства физического лица крайне проста: дать возможность начать жить с чистого листа. Лучше всего эту идею можно охарактеризовать лозунгом «В новую жизнь без старых долгов»[21].