Файл: Понятие, признаки и правовое регулирование несостоятельности (банкротства) (Порядок признания банкротом юридического лица).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.05.2023

Просмотров: 123

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

К таким признакам согласно ст. 213.4 Закона о банкротстве относятся:

  • требования к гражданину составляют не менее чем пятьсот тысяч рублей;

-указанные требования не исполнены в течение трех месяцев с даты, когда они должны быть исполнены.

Наличие в совокупности этих двух признаков позволяет инициировать дело о банкротстве физического лица. Признаки характеризуют внешние проявления финансового состояния должника, то есть должник может и не являться несостоятельным, но сам факт того, что он перестал исполнять свои обязательства перед кредиторами, создает для него риск обращения одного из них в суд с соответствующим заявлением и стимулирует добросовестное поведение гражданина.

Сущностным признаком банкротства физических лиц является неплатежеспособность, которая по-иному трактуется для целей параграфа 1.1. главы Х Закона о банкротстве и предполагается при наличии хотя бы одного условия предусмотренного законом. Для того, чтобы суд вынес определение о признании обоснованным заявления конкурсного кредитора или уполномоченного органа о признании гражданина банкротом и введении реструктуризации его долгов должна быть доказана неплатежеспособность гражданина.

Неплатежеспособность как критерий банкротства успешно применяется при банкротстве юридических лиц в России. Дела о банкротстве граждан подведомственны арбитражным судам и оптимальным решением было принять за критерий банкротства граждан именно неплатежеспособность, а не неоплатность.

2.3. Порядок возбуждения дела о признании физического лица банкротам

Изначально по предложению Верховного Суда Российской Федерации дела о банкротстве физических лиц должны были быть отнесены к подведомственности судов общей юрисдикции, что впоследствии не состоялось[37].

Дела о банкротстве по действующему законодательству рассматриваются арбитражным судом по месту нахождения (жительства) должника. Существует проблема доступности правосудия по делам о банкротстве физических лиц, что связано, во-первых, с пропускной способностью арбитражных судов (большое количество дел, длительность судебных процессов, нехватка судей), во-вторых, с самой системой арбитражных судов. Граждане, проживающие в отдаленных местностях, испытывают существенные неудобства[38].


Существует точка зрения ученых о необходимости отнесения дел о банкротстве физических лиц к делам, подлежащими рассмотрению в порядке искового производства, с особенностями, предусмотренными Законом о банкротстве в судах общей юрисдикции. По мнению Е.В. Слепченко «основные правила судопроизводства по делам о банкротстве, включая дела о банкротстве граждан, должны быть кодифицированы в едином Кодексе гражданского судопроизводства, который бы заменил действующие. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации и Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации»[39].

Процедура признания физического лица банкротом может быть инициирована заинтересованными лицами. Правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании гражданина банкротом обладают гражданин, конкурсный кредитор, уполномоченный орган. Арбитражный суд принимает заявление о банкротстве гражданина лишь при наличии внешних признаков банкротства.

Заявление гражданина о признании его банкротом. Согласно нормам действующего законодательства о банкротстве законодатель предусмотрел условия, при которых у должника - физического лица возникает как право, так и обязанность обратиться с заявлением о банкротстве в суд.

Согласно пункту 1 статьи 213.4 Закона о банкротстве гражданин обязан обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании его банкротом в случае, если удовлетворение требований одного кредитора или нескольких кредиторов приводит к невозможности исполнения гражданином денежных обязательств и (или) обязанности по уплате обязательных платежей в полном объеме перед другими кредиторами и размер таких обязательств и обязанности в совокупности составляет не менее чем пятьсот тысяч рублей, не позднее тридцати рабочих дней со дня, когда он узнал или должен был узнать об этом.

В данном случае законодатель использует внешние признаки банкротства при наличии, которых у должника возникает обязанность обратиться в суд с заявлением о признании его банкротом.

Согласно пункту 2 ст. 213.4 Закона о банкротстве гражданин вправе подать в арбитражный суд заявление о признании его банкротом в случае предвидения банкротства при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что он не в состоянии исполнить денежные обязательства и (или) обязанность по уплате обязательных платежей в установленный срок, при этом гражданин отвечает признакам неплатежеспособности и (или) признакам недостаточности имущества.


Рассматривая вопрос о наличии права подать заявление гражданина о признание его банкротом, обратим особое внимание на такой признак как недостаточность имущества. Во-первых, потому что законодатель ранее в параграфе 1.1. Закона о банкротстве не упоминает о таком признаке. Что же подтолкнуло законодателя на внесение рассматриваемого изменения? Согласно легальному определению, содержащемуся в статье 2 Закона о банкротстве недостаточность имущества - это превышение размера денежных обязательств и обязанностей по уплате обязательных платежей должника над стоимостью имущества (активов) должника. В тоже время пункт 3 статьи 213.6. Закона о банкротстве содержит определение неплатёжеспособности указывая, что таковая предполагается при наличии одного из указанных признаков, к которым в частности относит: размер задолженности гражданина превышает стоимость его имущества, в том числе права требования.

Проанализировав выше изложенный материал можно сделать вывод, что лицо будет считаться неплатежеспособным при условии недостаточности имущества. То есть понятие неплатежеспособности поглощает (включает в себя) понятие недостаточности имущества, поэтому повторное упоминание и выделение в отдельный признак недостаточности имущества не просто неверно, но еще и вредно, так как может ввести в заблуждение невнимательного читателя либо лицо, не обладающего специальными юридическими знаниями.

Возможность гражданину лично подать заявление о своем банкротстве является одним из проявлений социальной направленности. Особо ярко это проявляется в праве гражданина на подачу заявления в случае предвидения банкротства. Это позволяет обойти такой признак банкротства как наличие установленного законом размера задолженности. Физическое лицо, чей долг составляет менее 500 тысяч рублей, но являющийся для него крайне обременительным, может быть признан банкротом и получить шанс начать все с «чистого листа».

Документы, которые необходимо направить совместно с заявлением о признании гражданина банкротом помимо тех, что предусмотрены процессуальным законодательством, перечислены в пункте 4 статьи 213.4. Закона о банкротстве. При изучении закрепленного законодателем списка можно прийти к выводу, что гражданину, не имеющему специальных знаний в области юриспруденции, крайне сложно самостоятельно предоставить суду весь перечень документов. Широкий перечень документов не делает процедуру банкротства гражданина более доступной. Очевидно, что заявленные документы необходимы в силу специфики института и обойтись без них было бы немыслимо, но мы сталкивается с ситуацией, когда у потенциального банкрота остаётся лишь два варианта действий. Во-первых, потратить свое время изучению требований Закона о банкротстве и подготовки требуемого пакета документов (что может быть обременительно в силу ежедневной занятости лица). Во-вторых, прибегнуть к помощи профессионального юриста, что также выглядит проблематично. Ведь мы имеем дело с потенциальным банкротом, лицом, не способным платить по своим обязательствам и дополнительные расходы, для которого могут быть непосильны.


  • Заявление конкурсного кредитора или уполномоченного органа о признании гражданина банкротом. Заявление о признание физического лица банкротом подается при наличии внешних признаков банкротства. Конкурсные кредиторы и уполномоченные органы могут подать заявление о признании гражданина банкротом при наличии решения суда, вступившего в законную силу и подтверждающего требования кредиторов по денежным обязательствам. В пункте 2 статьи 213.5 Закона о банкротстве предусмотрены исключения из этого правила, когда заявление может быть подано и без решения суда. К таким требованиям, в частности, относятся:
  • требования об уплате обязательных платежей;
  • требования, основанные на совершенном нотариусом протесте векселя в неплатеже, неакцепте или недатировании акцепта;
  • требования, подтвержденные исполнительной надписью нотариуса;
  • требования, основанные на документах, представленных кредитором и устанавливающих денежные обязательства, которые гражданином признаются, но не исполняются;
  • и другие.

Необходимо отметить, что публичные интересы в процессе по банкротству всегда носят неоднородный характер: государство, выступая участником процедуры банкротства, ставит целью как удовлетворение своих собственных фискальных и иных имущественных интересов, так и решение общих социально-экономических проблем[40].

В статье 2 Закона о банкротстве содержится легальное определение уполномоченных органов. Уполномоченные органы представляют в деле о банкротстве не свои интересы, а интересы публично-территориального образования в связи с наличием у такого субъекта прав требования к должнику об уплате обязательных платежей либо по денежному обязательству. В зависимости от оснований возникновения задолженности должника- гражданина перед публично-правовым образованием в качестве уполномоченного органа в деле о банкротстве на основе статьи 2 Закона о банкротстве могут выступать:

  • федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на представление в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам. В настоящий момент представление интересов публично-территориальных образований по данным основаниям отнесено к компетенции Федеральной налоговой службы (пункт 2 Постановления Правительства РФ от 29.05.2004 № 257 «Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве»);
  • органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, уполномоченные представлять требования по денежным обязательствам соответственно субъектов Российской Федерации или муниципальных образований.

В статье 213.5. Закона о банкротстве говориться, о праве уполномоченного органа на обращение в суд с заявлением о признании гражданина банкротом. По мнению А.А. Ермоленко, возбуждение дела о банкротстве несостоятельного должника не является «вопросом частного порядка. Государство, в лице соответствующего органа, при наличии у должника признаков несостоятельности, установленных Законом о банкротстве, обязано инициировать обращение в суд с соответствующим заявлением при наличии определенных условий»[41]. Автор подчеркивает значимость публичных интересов при банкротстве граждан. Ведь при наличии у гражданина задолженности перед государством, в частности по оплате обязательных платежей затрагиваются интересы общества в целом, поэтому уполномоченные органы обязаны инициировать банкротства граждан с целью устранения возникшей задолженности.

Но данный вопрос не является столь простым и однозначным. Возможны ситуации, когда финансовое состояние гражданина не предвещает успешного исхода дела и обращение в суд уполномоченного органа приведет лишь к возложению дополнительных расходов на государство в силу отсутствия у должника, какого-либо имущества для погашения задолженности.

Освещая данную проблему, М.В. Ильяшенко приходит к заключению, что на основе системного анализа вышеизложенных положений можно сформулировать несколько общих правил, позволяющих определить необходимость и целесообразность инициирования уполномоченным органом процедуры банкротства в отношении должника-гражданина, имеющего задолженность перед публично-правовым образованием:

  • должник-гражданин имеет значительную сумму задолженности перед публично-территориальным образованием - более 500 тысяч рублей и не исполняет ее в добровольном порядке более трех месяцев;
  • попытки удовлетворения требований публично-территориального образования вне процедуры банкротства (в частности, в рамках исполнительного производства) не приносят необходимых результатов;
  • использование инструментария института банкротства физического лица (оспаривание сделок, возврат имущества, проведение реструктуризации долга) как фискального механизма второго уровня позволит полностью или частично погасить задолженность перед публично-территориальным образованием;
  • использование механизма банкротства должника-гражданина государством не имеет цели списания налоговой задолженности, нереальной к взысканию на момент подачи заявления;
  • имеются доказательства, обосновывающие вероятность обнаружения в достаточном объеме имущества, за счет которого могут быть покрыты как минимум расходы по делу о банкротстве[42].