Файл: Система психофизиологического профессионального отбора и диагностики профпригодности»..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.05.2023

Просмотров: 54

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

3. Дифференцированность методик. Это требование означа­ет, что каждая методика направлена на оценку определенной функции или совокупности функций. Корреляция между результатами избранной методики и других методик, направленных на оценку заведомо иных функций, была наименьшей.

Для обеспечения достаточно высокой прогностической цен­ности и надежности методик при их подборе, а также при практическом использовании в процедуре отбора руководствовались рядом принципи­альных положений, главными из которых являются следующие:

- принцип научной обоснованности. Методики позво­ляли исследовать и оценивать именно те свойства личности, ко­торые являются профессионально-важными для конкретного вида деятельности и выявлены в результате ее психологическо­го анализа.

- принцип объективности. Реализация данного принципа пре­дусматривала необходимость создания и поддержания в период обследования стандартности обстановки и методик обследова­ния, инструкций, организационных форм эксперимента, формы регистрации, анализа и интерпретации результатов исследова­ния. Недостаточная стандартизация условий проведения иссле­дования могла бы привести к снижению надежности методик, а следова­тельно, и их ценности;

- принцип практичности. Методики подобраны такие, что­ их использование не требовало какой-либо специальной, дли­тельной подготовки испытуемых. Они были экономичными с точки зрения проведе­ния исследования и обработки его результатов, а также в отно­шении времени, отведенного на проведение исследования. Мето­дики простые и давали возможность обеспечить массовое обследование при участии ограниченного количества специалистов.

2 ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ОТБОР И ОЦЕНКА ЛИЧНОСТИ

Профессионально-психологический отбор и оценка личности – многофункциональная задача. В настоящее время очевидно, что отбор только по уровню знаний явно недостаточен, если только на выходе планируется иметь не научного работника, а личность, способную работать с людьми, обладающую необходимыми коммуникативными качествами и другими личностными особенностями, соответствующими требованиям профессиограммы. Зачастую, именно в личностных качествах кроется профессиональная психологическая пригодность специалистов.


Анализируя данные, относящиеся ко второй части используемой анкеты, которая содержит основную часть информации, касающуюся оценок личных качеств и установок, необходимых практикующему врачу важно отметить, что помимо требований, традиционных для многих технически близких должностей, в ней оцениваются различные качества, несущие специфику работы с людьми, что представляет основной интерес для исследования.

Важный результат состоит в том, что оценки качеств от максимального до минимального значения значительно отличаются в экспериментальной и контрольной группах (см. Приложение Б).

Список сотрудников экспериментальной группы отличает от списка сотрудников контрольной группы наличие следующих качеств: стремление отделять личные чувства от профессиональных отношений (разница оценок – 2,08), личное обаяние (1,75), дипломатичность (2,5), выдержка (1,5), поведенческая гибкость (1,5), эмоциональная стабильность (1,5), умение говорить понятно, точно и правильно (1,63), гуманистическая направленность личности (2,7), понятие индивидуальных и групповых различий (1,73), умение разрешать конфликтные ситуации (1,25), терапия словом (1,75), вежливость (1,75), тактичность (1,75), стремление вовлекать клиентов в разрешение их собственных проблем (1,75), сочувствие к проблемам пациента (1,79), умение слушать (1,29). доброжелательность (2,13), ориентация на защиту интересов пациентов (1,87), умение завоевывать доверие пациента (2), педагогический талант (2) и ориентация на приоритет личности (2). Для списка контрольной группы отличие составляют: оптимистичность (разница оценок – 0,37), принципиальность (0,37), точность (0,23), аналитические способности (0,21), выносливость, хорошая работоспособность (0,12).

Особо обращают на себя внимание такие качества, как стремление отделять личные чувства от профессиональных отношений и личное обаяние.

Первое качество находится на втором месте в списке сотрудников экспериментальной группы, когда как в списке контрольной группы оно стоит только на 33 месте. Это говорит о том, что врачи экспериментальной группы значительно лучше на практике применяют данное профессиональное качество, невнимание к которому может приводить к дополнительному психологическому бремени чужих проблем. С другой стороны, недооценка данного качества со стороны врачей контрольной группы говорит о недостаточном понимании специфики деятельности их в этом аспекте. Что касается личного обаяния, то оно также значительно выше оценивается врачами экспериментальной группы (5 место), чем сотрудниками контрольной группы, которые поставили его в самый конец списка (39 место). Это может говорить о расхождениях в трактовке данного термина либо о склонности врачей контрольной группы к некоторым смещениям оценок под влиянием личных качеств.


Можно выделить ряд общих особенностей обоих списков.

Во-первых, приблизительно общую часть списков занимают качества инструментального характера, относящиеся к профессиональному воздействию на клиента, такие как настойчивость, обучаемость, умение работать с пациентом, спокойствие, стремление к личностному и профессиональному росту, острота и точность восприятия чувств, контроль над собственными эмоциями и чувствами, наблюдательность, ответственность, логические способности, умение убеждать, аккуратность, внимательность.

Как видно, часть из качеств представляет собой профессиональными навыки, а другие являются соответствующими им личными качествами.

Во-вторых, большинство качеств, представляющих собой ценностные установки работы с людьми, расположены в нижней части списка. Это касается таких базовых ценностей, как ориентация на приоритет личности, ориентация на защиту интересов клиентов и понимание индивидуальных и групповых различий. Исключением является стремление вовлекать клиентов в решение их собственных проблем, получившее умеренный рейтинг.

Качества, получившие наиболее противоречивые оценки.

Рассмотрение среднего отклонения оценок специалистов экспериментальной и контрольной групп позволяет оценить разброс мнений по поводу важности каждого качества. Шестерка качеств, получивших наиболее противоречивые оценки среди специалистов: гуманистическая направленность личности (2,7), дипломатичность (2,5), доброжелательность (2,13), стремление отделять личные чувства от профессионального отношения (2,08), умение завоевывать доверие пациента (2), педагогический такт (2) и ориентация на приоритет личности (2).

Оценки сотрудников отличаются меньшей противоречивостью.

Существенно выделяется внимательность (0), аккуратность (0), выносливость, хорошая работоспособность (0,12), логические способности (0,13), контроль над собственными эмоциями и чувствами (0,21) и аналитические способности (0,21).

Низкие оценки личностных качеств, направленных на эффективное коммуникативное взаимодействие в диаде «врач – пациент» в контрольной группе специалистов нашли свое отражение и в их практической профессиональной деятельности. Анализ изучения служебных документов, наблюдения за работой врачей, проведения собеседования с ними, с пациентами и их руководителями (главврачами, заведующими отделениями) позволил выявить признаки непрофессионального отношения врачей контрольной группы к пациентам, которые часто приводили к печальным последствиям.


Общение врача с больным зачастую сводится к языку голых цифр, количественных показателей анализов, называются формулы, произносятся специфические, непонятные больному выражения о динамике диаграмм и электро-, кардио-, энцефало-, гастро- и других графических исследований. Меньше беседуя с больным, чаще применение обследование физикальными методами: назначение анализов, рентгеновские и другие виды исследования.

Неиндивидуальный подход к лечению, когда лечение больного ставится на конвейер и пропадает индивидуальная ответственность врача за конкретного больного.

Это и поведение и выражения врачей, при которых под влиянием привычки проявляется черствость по отношению к больным в такой степени, что у немедиков создается впечатление бездушия и цинизма. Не менее 90 % всех жалоб и претензий больных (за последних два года) были отмечены недостатки чуткости и такта лечащего врача, их бесцеремонности, отсутствия в работе терапии словом, нетерпимость и случаи агрессии, а порой даже и хамство при общении с больными. Отмечены также случаи негативного отношения к пациентам и психологической неустойчивости врачей.

Нередки случаи употребления профессионального жаргона в присутствии больного (часто медики называют своих больных «астматиками», «язвенниками», «ревматиками» и др.), отрицание и недооценка необходимости моральной поддержки пациента, безответственное отношение к своему долгу.

Изучая процессы коммуникации между врачами и пациентами контрольной группы были обнаружены характерные негативные признаки:

  1. Низкий уровень развития эмпатии;
  2. Слабо развитое отношение к другим людям как к ценности;
  3. Отрицательная направленность интеракций;
  4. повышенный уровень игнорирования психологического состояния пациента;
  5. Отсутствие отношения к пациенту как к активному соучастнику;
  6. Возлагание большей ответственности за успехи лечения на таблетки, аппаратуру, нежели на самого себя;
  7. Отсутствие дружелюбия;
  8. Отсутствие готовности прийти на помощь.

Признаков непрофессионального отношения врачей экспериментальной группы к пациентам на момент эксперимента не выявлено. Медицинское обслуживание данной группы практикующих врачей характеризовалось положительной оценкой как пациентов, так и руководителей. 56 % случаев благодарности за квалифицированную помощь относится к специалистам экспериментальной группы.

Нами рассчитан коэффициент корреляции между рядами оценок всех компетенции, сделанных специалистами экспериментальной и контрольной групп; в формуле (2) он равен 3,69.


t; (2)

где х1 - среднее значение переменной по одной выборке данных;

х2 - среднее значение переменной по другой выборке данных;

m1 и m2 – интегрированные показатели отклонений частных значений из двух сравнительных выборок от соответствующих средних величин.

= 0,13;

= 0,55;

t = = = = 3,69

Сравнивая его значение с табличным для числа степеней свободы 40+40-2=78 задали вероятность допустимой ошибки 0,05 и убедились в том, что для данного числа степеней свободы и заданной вероятности допустимой ошибки значения t должно быть не меньше 1,99. У нас этот показатель равен 3,69, т.е. больше табличного. Следовательно, выборочные средние различны, т.е. статистически достоверно отличны друг от друга.

Таким образом, разработанный список открывает дополнительные возможности при подборе медицинского персонала, оценке его деятельности и разработке системы стимулирования. Подтвердилось предположение о различиях во взгляде на должность со стороны самих профессионалов. Выявлено, что разброс в оценках среди специалистов может быть использован для валидации квалификационных требований.

Следующий этап включал в себя исследование врачей экспериментальной и контрольной групп с помощью личностного опросника Мини-мульт. Целью при изучении профессиональной психологической пригодности на данном этапе исследования стало выяснение соответствия социально-психологических параметров личностей требованиям, предъявляемым психограммой практикующего врача. С помощью опросника Мини-мульт выявлялось наличие или отсутствие у кандидатов определенных качеств, важных для сферы межличностных отношений. Наличие в опроснике "шкалы лжи" позволяло выявить достоверность ответов обследуемых. Кроме того, Mини-муль был признан наиболее подходящим инструментом для прогноза профессиональной неуспешности специалистов контрольной группы в данной ситуации.

На основе данных тестирования были составлены полные психологические портреты испытуемых с указанием значимых черт личности, сильных и слабых сторон, внутреннего потенциала и ограничений, а также с рекомендациями по эффективному использованию всех качеств и индивидуальному подходу к каждому сотруднику.

Анализ полученных результатов позволил оценить у кандидатов следующие параметры: ипохондрия, депрессия, истерия, психопатия, паранойяльностъ, психастения, шизоидность, гипотония.