Файл: Понятие и структура управленческого решения.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.06.2023

Просмотров: 56

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

При занятии управленческого кресла доступ к возможности выносить управленческие решения, направляя властный процесс, получают все же люди с достаточно высокой мотивацией влияния. Этот факт говорит о том, что повышенная властная мотивация является предпосылкой карьеры в управленческой сфере.

Таким образом, среди набора психологических качеств выделяют: темперамент, генетически заданные реакции и тип высшей нервной деятельности; к слабо изменяемым - внушаемость, уровень эмоциональности, характер внимания, склонность к риску и параметры мышления; к сильно изменяемым - воля, ответственность, коммуникабельность. Поведение политика выражает его психическую организацию и жизненный опыт. Оно опосредовано социальными установками, нормами и традициями, господствующими в социуме отношениями, что в значительной степени определяет содержание и стиль принимаемых решений. Стиль принятия решений оказывает определяющее влияние на формирование норм и традиций, ожиданий, межличностных отношений в социальных группах.

ГЛАВА 3. КЕЙС ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЯ

Вопрос 2. Прочитайте кейс, проанализируйте ситуацию и ответьте на вопросы, обосновывая свое мнение.

Руководитель отдела кредитования одного из российских банков Татьяна Михайловна после долгих размышлений приняла, наконец, окончательное решение о необходимости введения штатной должности заместителя начальника отдела. Это было связано с тем, что постоянно увеличивающийся объем работы отдела, где Татьяна Михайловна была единственным менеджером, стал отражаться на качестве работы. Татьяна Михайловна понимала, что за ежедневной "текучкой" начинает упускать из виду наиболее важные проблемы, которые следовало решать в отделе.

Круг потенциальных кандидатов быстро сузился до двух сотрудниц. Первой была ее давняя подруга Елена Николаевна; с ней они пятнадцать лет назад вместе учились в Финансовой академии. Годы совместной учебы в одной группе, жизнь в общежитии, радости и горе - все это очень сблизило их. Они доверяли друг другу, а после замужества продолжали дружить семьями. Как специалист, Елена Николаевна была исполнительным и вполне квалифицированным работником. Ей не хватало, по мнению Татьяны Михайловны, творческой "жилки", энергичности и настойчивости в достижении поставленных целей.


Именно эти качества и позволили в свое время Татьяне Михайловне стать руководителем отдела кредитования и соответственно начальником Елены Николаевны. Данное событие Елена Николаевна приняла внешне спокойно.

Вторая кандидатура, Надежда, сотрудница 30 лет. В этом банке работает 3 года. Имеет высшее экономическое образование. И в этом году получила второе высшее - юридическое. По ее предложению были внедрены новые условия кредитования, что способствовало привлечению новых клиентов.

Вопросы

1. Кому, по вашему мнению, следует отдать предпочтение в решении вопроса о заместителе отдела: подруге Елене Николаевне или молодой сотруднице Надежде?

2. Объясните свое решение, стараясь взвесить достоинства и недостатки каждой кандидатуры.

3. Какими качествами должен, прежде всего, обладать заместитель руководителя отдела?

Ответы:

  1. По моему мнению, предпочтение следует отдать молодой сотруднице Надежде, потому что более квалифицированный специалист. В ходе проделанной работы по ей удалось внедрить новые условия кредитования, что, соответственно, привлекло новых клиентов.
  2. Хоть Елена Николаевна и давняя подруга Татьяны Михайловны, ей не хватает решимости и настойчивости в принятии решений, в ней отсутствует творческий потенциал, что не скажешь про Надежду, которая за такое небольшое пребывание в банке уже проявила себя. Елена Николаевна вполне исполнительный и имеющий квалификацию работник, окончивший академию по специальности, но трудные вопросы решать ей не под силу. Елена уже давно работает в организации и знает всю внутреннюю работу, давно знакома с коллективом.

Надежда обладает творческим потенциалом и умеет найти подход к креативным решениям, определенно знает внутренние процессы производства в организации. Недостатком является небольшой опыт работы в организации, недостаточная практика для работы, больше теоретических знаний.

  1. Заместитель руководителя отдела должен обладать лидерскими качествами. Стремление к преобразованиям, готовность пробовать и внедрять новые методы работы, умение идти на риск и увлекать за собой других – качества настоящего лидера, умением брать на себя ответственность за сотрудников, коммуникабельность, стрессоустойчивость, умением быстро принимать решения в сложных ситуациях. К деловым качествам еще можно отнести:

- умение разумно использовать различные ресурсы;

- способность грамотно оценивать и распределять роли между сотрудниками;


- умение четко ставить задачи и координировать действия сотрудников;

- способность налаживать контакты с вышестоящим руководством и партнерами;

- способность выстраивать стратегии развития; умение налаживать коммуникации с партнерами и контрагентами различного уровня.

Хороший заместитель руководителя должен объединять в себе стратегические и оперативные качества. То есть важными качествами руководителя выступают умение планировать и организовывать стратегию развития организации.

Наиболее редким личным качеством среди заместителя руководителя отдела является объективность. Человеку с лидерскими качествами сложно сохранять ровное отношение к подчиненным, поэтому стоит развивать в себе склонность к самоанализу и умение отстраняться от личных предпочтений в пользу профессиональных ценностей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Сам процесс принятия управленческого решения с большим трудом поддается изучению. Это связано с тем, что протекание фаз принятия решения, по большей части, скрыто от непосредственного наблюдения. Очень сложно создать экспериментальную ситуацию, в которой можно было бы проследить рождение решения, так как имеют большое значение реальные условия, в которых принимается управленческое решение. Большинство руководителей, осуществляя данный вид деятельности, скорее интуитивно учитывают множество факторов, влияющих на управленческую ситуацию, и, как правило, не могут сказать, каким образом они это делают.

Принятие решения – не одномоментный акт, а результат процесса, имеющего определенную продолжительность и структуру. Процесс принятия решений – циклическая последовательность действий субъекта управления, направленных на разрешение проблем организации и заключающихся в анализе ситуации, генерации альтернатив, выборе из них наилучшей и ее реализации.

Управленческое решение зависит от многих факторов: от положения дел в управляемой сфере, от состояния трудового коллектива, от кадрового обеспечения и т.д. Следует подчеркнуть, что решение считается готовым только тогда, когда достигнуты желаемые результаты. Руководитель сам должен участвовать во всех этапах принятия решения, но прежде всего его роль заключается в выборе наиболее подходящего решения из предложенных вариантов и в принятии окончательного решения. Руководитель обычно принимает решение один, но всё чаще практикуется принятие решений группой. Поэтому руководитель должен быть хорошо подготовлен и к работе с группой. Принятие решений является самым важным делом в работе менеджера. Поэтому учиться принимать решения нужно еще в процессе обучения, а не тогда, когда от руководителя уже зависит судьба предприятия. К тому сейчас можно учиться не только на собственных ошибках, но и на опыте других людей и организаций. Принимая решение, нужно осознавать, что руководитель распоряжается не только своей судьбой, но и судьбами работающих у него людей.


Психические процессы, состояния и свойства - непосредственно влияют на деятельность процессов принятия управленческих решений. В связи с этим важная задача современной психологии управления заключается в разработке эффективных инструментов диагностики личностных факторов принятия решений. Подобная диагностика позволит своевременно выявлять «сильные» и «слабые» качества руководителей, а также объяснять и предсказывать их поведение в разнообразных ситуациях принятия решений.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что психологическая подготовка имеет особое место в управленческой деятельности. Изучению психологии и применению этих знаний на практике следует уделить особое внимание при обучении, переподготовке или повышении квалификации менеджеров.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аллахвердов В.М. Психология: Учебник. – М.: ТК Велби, 2018 г. – 68 с.

2. Башкатова Ю.И. Управленческие решения. – М.:МЭСИ, 2017 г. – 184 с.

3. Вендров Е.Е. Психологические проблемы управления. – М.:ИНФА-М, 2019 г. – 159 с.

4. Герчикова И.Н. Процесс принятия и реализации управленческих решений. – М.: ЮНИТИ, 2019 г. – 42 с.

5. Генов Ф. «Психология управления», 2016, с 422

6. Журавлев А.Л. Социальная психология. – М.: ПЕР СЭ, 2019 г. – 351 с.

7. Карпов А.В. Психология принятия управленческих решений. - М.: ДЕЛО, 2018 г. – 190 с.

8. Лебедев В.И. Психология и управление. – М.: ИНФА – М, 2017 г. – 86 с.

9. Смирнов Э.А. Управленческие решения. – М.:РОИР, 2018 г. – 360 с.

10. Трайнев В.А. Психологические аспекты менеджмента. – М.:Сфера, 2016 г. – 234 с.

  1. Смирнов Э.А. Управленческие решения. – М.:РОИР, 2018 г. – 360 с.

  2. Башкатова Ю.И. Управленческие решения. – М.:МЭСИ, 2017 г. – 184 с.

  3. Карпов А.В. Психология принятия управленческих решений. - М.: ДЕЛО, 2018 г. – 190 с.

  4. Герчикова И.Н. Процесс принятия и реализации управленческих решений. – М.: ЮНИТИ, 2019 г. – 42 с.

  5. Журавлев А.Л. Социальная психология. – М.: ПЕР СЭ, 2019 г. – 351 с.

  6. Аллахвердов В.М. Психология: Учебник. – М.: ТК Велби, 2018 г. – 68 с.

  7. Ф. Генов «Психология управления», 2016, с 422

  8. Вендров Е.Е. Психологические проблемы управления. – М.:ИНФА-М, 2019 г. – 159 с.

  9. Трайнев В.А. Психологические аспекты менеджмента. – М.:Сфера, 2016 г. – 234 с.

  10. Лебедев В.И. Психология и управление. – М.: ИНФА – М, 2017 г. – 86 с.