Файл: Понятие и структура управленческого решения.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.06.2023

Просмотров: 65

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Руководителям различных предприятий приходится перебирать многочисленные комбинации потенциальных действий для того, чтобы найти правильное действие для данной организации в данное время и в данном месте.

Разработка управленческого решения – один из наиболее важных управленческих процессов. От его эффективности в значительной степени зависит успех дела. Профессиональный менеджер владеет технологиями выработки, принятия, реализации управленческих решений, без которых эффективное управление организацией в сложной экономической обстановке практически невозможно.

Грамотное профессиональное управление реагирует в виде управленческих решений, прежде всего на появление нового, на особенные ситуации в экономической, политической, социально – психологической сферах. Необходимость в управленческом решении возникает там, где складывается противоречивая ситуация, связанная с достижением целей организации и преодолением стоящих перед ней проблем. Проблема представляет собой сложный теоретический вопрос или практическую ситуацию, не позволяющие в данных условиях получить желаемый результат. Такое несоответствие преодолевается путем принятия управленческого решения.

Принятие решений является важной частью любой управленческой деятельности. Образно говоря, принятие решений можно назвать «центром», вокруг которого вращается жизнь организации.

Тема курсовой работы актуальна, потому что менеджером можно назвать человека только тогда, когда он принимает управленческие решения или реализует их через других людей в любых ситуациях. Научно-технический прогресс, ускорение темпа жизни современного человека, информационные перегрузки, загрязнение окружающей среды оказывают серьезное влияние на состояние здоровья и жизнедеятельности людей в целом и руководителей в частности, мешая сконцентрироваться и принять адекватное решение. Важно при принятии управленческого решения учитывать психологические особенности данного процесса.

Целью курсовой работы является: рассмотреть психологические механизмы принятия управленческих решений, структуру управленческого решения, психологические аспекты принятия управленческого решения.

Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка используемой литературы.

В первой главе рассмотрены понятие и аспекты, классификация управленческого решения, стадии процесса принятия управленческих решений.


Во второй главе рассмотрены психологические аспекты принятия управленческих решений, психологические механизмы, влияющие на принятие управленческих решений, эмоционально-волевые качества и мотивация власти руководителя.

В третьей главе проанализирован кейс.

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА УПРАВЛЕНЧЕСКОГО РЕШЕНИЯ

1.1. ПОНЯТИЕ И АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО РЕШЕНИЯ

Управленческое решение – выбор альтернативы. Управленческим решением является выбор альтернативы в процессе реализации основных функций управления. Управленческое решение – это творческое и волевое воздействие субъекта управления, основанное на знании объективных законов функционирования управляемой системы и анализе управленческой информации о ее состоянии, направленное на достижение поставленных целей.[1]

Управленческое решение – выбор, который должен сделать руководитель в процессе осуществления им функций управления и решения конкретных организационных задач.

Управленческое решение – это результат конкретной управленческой деятельности менеджмента.

Выделяют аспекты управленческих решений:

1) экономический:

• эффективность использования всех видов ресурсов;

• материальная заинтересованность персонала;

• обоснованность управленческих решений;

• максимизация экономического эффекта;

2) социальный:

• неформальная структура рабочих групп;

• качество трудовой деятельности;

• развитие системы участия в управлении;

• внепроизводственная деятельность неформальных групп;

3) организационный:

• делегирование полномочий;

• локализация и устранение конфликтов;

• разделение труда;

• структуризация функций управления;

4) правовой:

• соблюдение правовых норм при подготовке, принятии и реализации управленческих решений;

• придание управленческому решению формы нормативного или распорядительного акта;

• соблюдение и соответствие компетенции персонала по принятию решения;

• распределение ответственности за выполнение принятого решения;

5) психологический:


• учет инновационной готовности персонала;

• оценка социально-психологического климата;

• профессиональные качества руководителя;

• деловые качества руководителя и психологический склад личности подчиненных;

6) педагогический:

• воспитательный характер управленческих решений;

• квалификационный рост персонала;

• формирование позитивных моральных установок.

1.2. ВИДЫ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ

Классификация решений позволяет изучить их особенности и выбрать наиболее эффективные в условиях конкретной задачи. Однако в связи со сложностью условий, целей принятия решений, требований и структуры решения создать простую и четкую их классификацию представляется проблематичным. Существуют классификации управленческих решений.

По характеру процесса принятия решения выделяют:

• интуитивные решения – выбор, сделанный только на основе ощущения того, что он правилен. Лицо, принимающее решение, не занимается при этом сознательным взвешиванием «за» и «против» по каждой альтернативе и не нуждается даже в понимании ситуации;

• решения, основанные на суждениях, – выбор, обусловленный знаниями или накопленным опытом. Человек использует знание о том, что случалось в сходных ситуациях ранее, чтобы спрогнозировать результат

альтернативных вариантов выбора в существующей ситуации. Опираясь на здравый смысл, он выбирает альтернативу, которая принесла успех в прошлом. В сложной ситуации суждение может оказаться неверным, поскольку факторов, которые необходимо учесть, слишком много для «невооруженного» человеческого разума и он не в состоянии их все охватить и сопоставить;

• рациональные решения. Главное различие между решениями рациональным и основанным на суждении заключается в том, что первое не зависит от прошлого опыта. Рациональное решение обосновывается с помощью объективного аналитического процесса.

По времени наступления последствий для объекта управления выделяют:

• стратегические решения – решения относительно набора действий, направленных на достижение целей организации посредством ее приспособления к изменениям внешней среды. Стратегическое решение реализуется через распределение ресурсов, адаптацию к внешней среде, внутреннюю координацию и организационное стратегическое предвидение. Инструмент принятия таких решений – стратегическое планирование, т.е. определение управленческого процесса создания и поддержания стратегического соответствия между целями фирмы, ее потенциальными возможностями и шансами в сфере маркетинга. Стратегическое планирование часто опирается на четко сформулированное программное заявление фирмы, изложение вспомогательных целей и задач, здоровый хозяйственный портфель и стратегию роста;


• перспективные решения – решения, направленные на принятие и реализацию перспективных планов;

• текущие решения – решения, развивающие и уточняющие перспективные решения и принимающиеся в рамках подсистемы или этапа одного из его циклов, например цикла разработки. Текущие решения охватывают производственные процессы по изготовлению и поставкам подсистем изделия;

• оперативные решения – решения, охватывающие производственные процессы по изготовлению и поставкам элементов более низкого уровня, доводящие плановое задание до конкретных исполнителей в каждом подразделении. Оперативные решения принимаются в отношении конкретного элемента нижнего уровня товара или элемента производственной системы;

• стабилизационные решения – решения, принимающиеся для обеспечения нахождения системы и ее подсистем в области управляемых или допустимых состояний.

По технологии разработки решения выделяют:

• организационные решения, цель которых – обеспечение движения к поставленным перед организацией задачам. Наиболее эффективным организационным решением становится выбор, который будет на самом деле реализован и внесет наибольший вклад в достижение конечной цели. Организационные решения можно квалифицировать как запрограммированные и незапрограммированные:

- запрограммированные решения – результат реализации определенной последовательности шагов или действий, подобных тем, что предпринимаются при решении математического уравнения. Число возможных альтернатив ограничено и выбор должен быть сделан в пределах направлений, заданных организацией. Программирование можно считать важным вспомогательным средством в принятии эффективных организационных решений. Определив, каким должно быть решение, руководство снижает вероятность ошибки. Происходит также экономия времени, поскольку подчиненным не приходится разрабатывать новую правильную процедуру всякий раз, когда возникает соответствующая ситуация. Руководство часто программирует решения под ситуации, повторяющиеся с определенной регулярностью;

- незапрограммированные решения – принимаются в ситуациях, которые в определенной мере новы, внутренне неструктурированы или сопряжены с неизвестными факторами. Поскольку заранее невозможно составить конкретную последовательность необходимых шагов, руководитель должен разработать процедуру принятия решения. К числу незапрограммированных можно отнести решения следующего типа: какими должны быть цели организации, как улучшить продукцию, как усовершенствовать структуру управленческого подразделения, как усилить мотивацию подчиненных. В каждой из подобных ситуаций истинной причиной проблемы может быть любой из факторов. В то же время руководитель располагает множеством вариантов выбора;


• компромиссы – это решения, принимаемые с позиций системного подхода и учитывающие возможные последствия управленческого решения для всех частей организации.[2]

Знание и использование классификационных признаков управленческих решений позволяет провести структуризацию стоящей перед руководителем задачи. Это позволяет более четко формулировать и решать задачи управления и способствует концентрации усилий и более эффективному расходованию времени и средств при разработке решений.

1.3. СТАДИИ ПРОЦЕССА ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ

Процессы принятия решений, реализуемые в самых различных областях деятельности, имеют много общего, поэтому важна универсальная «типовая» схема процесса принятия управленческого решения, устанавливающая наиболее целесообразный набор и последовательность действий.

Типовой процесс принятия решений включает:

• предварительное формулирование проблемы;

• определение целей решения и выбор соответствующих критериев оптимальности;

• выявление и установление ограничений;

• составление списка альтернатив и их предварительный анализ с целью исключения явно неэффективных;

• сбор управленческой информации и прогнозирование изменений параметров решения в будущем;

• точное формулирование поставленной задачи;

• анализ и выбор метода решения задачи и разработку алгоритма решения;

• разработку модели решения, позволяющую оценивать эффективность каждой альтернативы;

• оценку альтернатив и выбор наиболее эффективных;

• принятие решения;

• доведение решения до исполнителей;

• выполнение решения и оценку результата.

Важнейшими этапами принятия управленческих решений являются начальные. Они связаны со сбором информации и ее распределением и соотнесением.

Необходимость в разработке управленческого решения возникает при осознании проблемы. Наличие проблемы – это фактор, активизирующий усилия менеджмента.[3]

Существуют два подхода к определению проблемы. Согласно первому проблемой считается ситуация, когда поставленные цели не достигнуты. Во втором случае в качестве проблемы рассматривают существующую потенциальную возможность. Осознание проблемы возникает при определенном критическом значении рассогласования между существующим и желаемым значениями эффекта. Это критическое значение определяют для каждой конкретной ситуации, используя типовые представления. Индикатор проблемы – достижение одним или несколькими параметрами эффекта критического значения.