Файл: Сговор в монополистической конкуренции.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.06.2023

Просмотров: 108

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. В экономике компании стремятся к тому, чтобы максимизировать прибыль и минимизировать издержки. Соблюдение двух данных условий позволяет повысить, пожалуй, самый главный показатель компании - рентабельность. Как известно, цена устанавливается на рынке под влиянием целого ряда факторов. К данным факторам мы в первую очередь относим спрос и предложение. Также сюда можно отнести покупательную способность населения, воздействие конкурентов через реализуемые ими эталонные, деловые стратегии и бренд - стратегии, как отмечают Е.А. Ярошевич и Т.В. Гениберг. [6, с. 133]. Важными моментами являются средняя точка безубыточности в отрасли, эффект масштаба и предельные издержки. Проблема для компании заключается в том, что она в одиночку не может влиять на большое количество факторов, но объединив усилия с другими компаниями, организация может получить часть возможностей, которые имеет монополия. Таким образом, на рынке монополистической или олигополистической конкуренции очень легко может сложиться некоторое объединение производителей. Данному объединению гораздо сложнее сложиться на рынке чистой конкуренции из - за огромного количества рыночных игроков.

Можно сказать, что самой слабой стороной по борьбе с картельными сговорами в нашей стране является доказательная база. Поэтому будет приведен ряд способов, которые могут свидетельствовать о картельном сговоре на определенном рынке. Также мы рассмотрим группу компаний, занимающихся производством замороженных полуфабрикатов, с целью определения наличия ценового сговора среди данных производителей.

Целью данной работы является определение различных форм сговоров, для достижения поставленной цели были выделены следующие задачи:

- рассмотреть теоретические аспректы различных форм сговоров;

- проанализировать ценовой сговор на рынке замороженных полуфабрикатов.

Объект исследования – производители замороженных полуфабрикатов.

Предмет исследования - различные формы сговоров.

Структура работы состоит из введения, основной части, заключения и списка литературы.

Теоретической и методологической базой данной работы послужили труды российских и зарубежных авторов в области маркетинга, экономики, материалы периодических изданий и сети Интернет.


ГЛАВА 1 теоретические аспекты различных форм сговоров

1.1 Картельный сговор

В настоящее время всё большая доля социально-экономических отношений между экономическими агентами осуществляется посредством разнообразных контрактов.

Контракт - основополагающая форма человеческого взаимодействия, однако на сегодняшний день, не существует общей экономической теории контрактов и поэтому для многих важных вопросов ещё не появилось общепринятого решения. Это обусловливает необходимость глубокой и обстоятельной теоретической проработки вопросов совершенствования контрактных отношений.

Контрактом принято называть двустороннюю или многостороннюю законную трансакцию, в которой стороны согласились на определённые взаимные обязательства. Среди основополагающих принципов контрактных отношений можно выделить [4]:

  • свободу контракта, т.е. свобода заключения, определения содержания и формы контракта, свобода выбора контрагентов;
  • ответственность за исполнение контракта, другими словами за неисполнение всех условий контракта нарушитель привлекается к ответственности. Поэтому в условиях контракта обязательно описываются обязательства сторон и санкции в ситуации нарушения или невыполнения принятых обязательств.

По причине различия в целях сторон контрактных отношений одни экономические субъекты стремятся снизить транзакционные издержки, в то время как задача других обеспечить их рост. Именно это обстоятельство является основой формирования социально-экономических институтов, от реализации определённых функций которых зависят способы оптимизации этих издержек.

Контрактные отношения представляют собой тип взаимоотношений между хозяйствующими субъектами, в которых участники устанавливают достаточный уровень доверительности и открытости. Установление контрактных отношений - неотъемлемая часть развития любых экономических отношений как внутри так и между хозяйствующими субъектами [2, стр. 115].

Наибольший интерес представляют контрактные отношения в сфере государственных закупок. Закупки товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд - динамично развивающаяся масштабная сфера экономики с большой величиной ежегодного оборота денежных средств. Они занимают значительную долю в затратной части бюджета. Объём российского рынка закупок по данным на 2015 год оценивается в 30 трлн рублей, что составляет 25% ВПП. Через госзакупки государством решается ряд стоящих перед ним социально-экономических задач на основе его взаимодействия с частным сектором экономики. В этой связи как никогда актуальны вопросы безопасности и эффективной работы системы государственных закупок. [6]


С учётом постоянных преобразований отношений в сфере закупок, недобросовестным участникам торгов необходимо быстро адаптироваться к множеству новых механизмов и процедур размещения заказов, чтобы использовать в своих схемах пробелы в законодательстве. С каждым годом наблюдается всё больший рост правонарушений в данной в сфере, что является серьёзной угрозой экономической и социальной безопасности Российской Федерации.

К сожалению, официальная статистика по подсчёту ущерба от правонарушений на сегодняшний день отсутствует. Тем не менее, размер хищений из государственного бюджета при госзакупках оценивается ежегодно в 1 трлн руб. [11].

В настоящее время отношения в сфере закупок товаров, выполнения работ, оказания услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд регулирует Федеральный закон № 44-ФЗ от 05.04.2013 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о КС). У рынка государственных закупок, как и у любого другого, есть свои специфические особенности. Главной особенностью является то, что универсальная форма приобретения товаров (работ, услуг) на данном рынке заключается в различного рода торгах, т.е. все случаи размещения госзаказа осуществляются путём проведения торгов. В роли покупателя на данном рынке выступает государство [11].

Согласно Постановлению Правительства РФ № 94 от 20.02.2006 «О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд» соответствующие полномочия в области контроля за размещением госзаказов на поставку товаров имеет Федеральная антимонопольная служба России (далее - ФАС России). Любые торги ФАС России рассматриваются в качестве локального рынка того товара или услуги, которые являются предметом торгов. Из этого следует, что обращение товара на таком локальном рынке должно подчиняться принципу свободной конкуренции [7].

Серьёзной угрозой конкуренции на рынке государственных закупок является сговор участников торгов между собой, либо с организаторами закупок. Сговор на торгах опасен своим отрицательным влиянием на рыночную ситуацию, которое проявляется в том, что:

  • внешняя конкуренция подавляется со стороны организаций, которые не участвуют в соглашении;
  • создаются дополнительные барьеры для входа на рынок новых организаций;
  • происходит монополизация производства и сбыта товара, снижается его качество и ассортимент;
  • увеличение прибыли за счёт потребителей.

В соответствии с Федеральным законом от 26.07.06 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) под соглашением понимается договорённость в письменной форме, которая содержится в одном или нескольких документах, а также договорённость в устной форме. Получается, что соглашение может иметь как устную, так и письменную форму [9].

Не стоит путать соглашение с согласованными действий на рынке. Соглашение отличаются от согласованных действий тем, что оно совершается по предварительному сговору. ФАС России классифицирует сговор на торгах как соглашение, а не согласованное действие. В связи с тем, что соглашение на торгах, как правило, заключается, чтобы обеспечить поддержание цены на торгах на одном уровне, другими словами, чтобы заключить контракт одним из участников заказа по цене максимально приближенной к начальной максимальной цене контракта. Такой результат возможен лишь, если заранее договориться о том, кто из участников торгов будет победителем [2, стр. 105].

На рынке госзакупок принято выделять два вида сговора:

  • между участниками закупок (картельный сговор);
  • между участниками закупок и организаторами закупок (заказчиком, в том числе членами комиссии, уполномоченными органами, специализироваными организациями).

Рассмотрим подробнее картельный сговор. Он представляет собой своего рода соглашение между конкурентами об условиях участия в торгах. Участниками закупок заранее обговаривается победитель торгов.

Согласно части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции картель представляет собой «ограничивающее конкуренцию соглашение между конкурирующими хозяйствующими субъектами», то есть между конкурирующими хозяйствующими субъектами, которые осуществляют продажу товаров на одном товарном рынке [9].

Картельный сговор может быть реализован двумя путями:

  • ограничение участия - конкуренты договариваются о воздержании от участия в торгах или отзывают своё предложение для последующей победы определённого участника;
  • подача неконкурентного предложения - конкуренты приходят к соглашению для подачи предложения с заранее проигрышной ценой или неприемлемыми условиями для последующей победы определённого участника.

Картельный сговор используется участниками для деления рынка между конкретными компаниями и тем самым поддерживания цен на высоком уровне.

Взаимная выгода у участников картеля возникает путём предоставления возможности стать победителем на других торгах, деления заказа на субподряды или путём денежных выплат другим участникам (отступные) [1, стр. 36].


Картельный сговор имеет свои особенности, его участники предпринимают ряд характерных действий [11]:

  1. используют фирмы-однодневки, чтобы для создать видимость конкуренции на торгах, которые прекращают своё существование после достижения цели создания - победы на торгах запланированного участника закупки;
  2. подкупают конкурентов для их отказа от победы в торгах, другими словами для пассивного участие без заявления ценового предложения;
  3. допущенные к участию в торгах, за исключением одного участника, не являются на торги, в результате государственный контракт заключается с единственным участником по начальной (максимальной) цене контракта в соответствии с Законом о КС;
  4. не подают ценовые предложения в период от размещения заказа до момента снижения шага торгов до 0,5% и, следовательно, начальная (максимальная) цена контракта снижается минимально.

Ответственность за картельные соглашения на торгах предусмотрена как Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации (далее - КоАП РФ), так и Уголовным кодексом Российской Федерации (далее - УК РФ).

Согласно статье 14.32 КоАП РФ картельное соглашение на торгах влечёт за собой административную ответственность в виде наложения «оборотного» штрафа, вычисляемого из начальной цены предмета торгов. Конкретный размер штрафа вычисляется по утверждённой методике ФАС России. Административная ответственность при картельном сговоре лежит на всех его участниках, а не только победителе торгов. А в случае установления конкретных должностных лиц, заключивших данное соглашение, им может грозить дисквалификация на срок до трёх лет [3].

В случае, если в результате картельного сговора на торгах государство, граждане или организации понесли крупный или особо крупный ущерб, указанный в статье 178 УК РФ, то за такое нарушение предусмотрена уголовная ответственность. К уголовной ответственности могут быть привлечены только физические лица, а именно руководители или представители хозяйствующих субъектов, вступивших в картельный сговор [8].

Примером картельного сговора в госзакупках, может служить раскрытый в конце января ФАС картельный сговор на государственных торгах о поставке медицинских инструментов и материалов для 15 здравоохранительных учреждений. Его участники удалось поддерживали максимальные цены на 107 аукционах в 11 субъектах России.

Сговор был выявлен между двумя организациями - ООО «Спектр СТК» и ООО «Центр медицинских технологий».