Файл: Определение, основные задачи, функции бухгалтерского учета(Основные задачи, функции бухгалтерского учета).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.06.2023

Просмотров: 100

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1.3 Значение и задачи рациональной организации бухгалтерского учёта

Под организацией бухгалтерского учёта понимают комплекс мер по упорядочению учётной работы, проводимых руководителем организации и способствующих повышению эффективности труда счетных работников, а также осуществляемых бухгалтерским аппаратом и направленных на обеспечение финансового контроля за деятельностью персонала.

Бухгалтерский учёт представляет собой систему непрерывного и сплошного документального отражения информации о состоянии и движении имущества организации методом двойной записи средств и источников в денежном выражении в соответствии с законодательством Республики Беларусь[8].

Бухгалтерский учёт обязаны вести все юридические лица, зарегистрированные в Республике Беларусь, независимо от организационно-правовых форм собственности, а также филиалы, представительства и другие структурные подразделения юридических лиц, расположенные как на территории Республики Беларусь, так и за её пределами[9]

Бухгалтерский учёт должен оперативно и исчерпывающе давать ответы на все вопросы, возникающие в процессе финансово-хозяйственной деятельности предприятия или организации. Для этого он должен быть правильно, чётко и рационально организован.

Рациональная организация бухгалтерского учёта представляет собой такое построение учётного процесса, при котором обеспечиваются своевременное получение достоверной информации о хозяйственной деятельности организации и осуществление контроля за использованием производственных ресурсов и готовой продукции. Только рационально организованный учёт может быть основой для планирования и прогнозирования, контроля и управления.

Важнейшими предпосылками рациональной организации бухгалтерского учёта являются:

- высокая квалификация работников бухгалтерии;

- определение оптимальных объёмов и сроков получения учётной информации, необходимой для оперативного управления производством;

- решение вопроса об учётных взаимоотношениях между подразделениями и центральной бухгалтерией предприятия;

- планирование учётного процесса;

- использование в учёте современной техники (компьютеров)[10].


Учётные работники должны обладать знаниями действующего законодательства, организации, технологии и экономики производства, по применению ЭВМ и составлению сметной документации на строительно-монтажные и ремонтные работы.

На предприятии или в организации целесообразно определить содержание, объём, сроки представления внутрихозяйственными подразделениями информации, необходимой для оперативного управления производством и составления статистической отчётности.

Взаимоотношения структурных подразделений предприятия с бухгалтерией могут быть построены на принципах централизации или децентрализации учёта. В условиях централизации учёта все первичные и сводные документы передаются из структурных подразделений в бухгалтерию, где полностью осуществляется ведение синтетического и аналитического учёта.

При децентрализации учёта обработка первичных и сводных документов, ведение синтетического и аналитического учёта, осуществляются в отдельных структурных подразделениях предприятия.

Рациональная организация учёта может быть обеспечена лишь тогда, когда учётные работы выполняются по графику, целью которого является правильное и равномерное распределение обязанностей между учётными работниками для рационального использования их рабочего времени[11].

Организация учёта по графику позволяет осуществлять систематический повседневный контроль за выполнением учётных работ, способствует сокращению сроков их выполнения и представления отчётности, а, следовательно, приводит к повышению оперативности учёта.

Ускорение учётного процесса, повышение качества учётной информации во многом зависят от применения современной вычислительной техники. В связи с этим необходимо на каждом предприятии предусмотреть осуществление мероприятий по расширению сферы её использования (приобретение компьютеров, соответствующего программного обеспечения).

Задачами бухгалтерского учёта являются:

а) формирование полной и достоверной информации о хозяйственных и финансовых процессах, результатов деятельности хозяйствующего субъекта и его структурных подразделений;

б) контроль за наличием и движением имущества, использованием материально-сырьевых, топливно-энергетических, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с действующими законами Республики Беларусь, сметами, нормами и нормативами, утвержденными хозяйствующими субъектами;

в) контроль за формированием и использованием источников для создания имущества предприятия;


г) предотвращение потерь и выявление резервов повышения эффективности хозяйственной и финансовой деятельности;

д) подготовка данных для составления достоверной финансовой отчётности, используемой инвесторами, кредиторами, поставщиками, покупателями, налоговыми, финансовыми, коммерческими и иными заинтересованными рыночными и государственными структурами;

е) формирование фактической себестоимости выпускаемой продукции, выполняемых работ и оказанных услуг;

ж) определение финансовых результатов деятельности хозяйствующего субъекта.

Организация бухгалтерского учёта на предприятиях слагается из таких элементов, как система документирования хозяйственных операций при помощи соответствующих форм первичных документов; документооборот в сочетании с графиком выполнения учетных работ; план счетов; форма бухгалтерского учёта; организационная структура учётного процесса и распределения служебных обязанностей между работниками бухгалтерии; организация хранения бухгалтерских документов и регистров. (Рисунок 1 приложение 1)[12].

На сегодняшний день бухгалтерский учёт представляет собой упорядоченную и регламентированную информационную систему, отражающую состояние и движение имущества, расчётов и обязательств, собственных финансовых результатов хозяйствующего субъекта[13].

Бухгалтерский учёт фиксирует количественную сторону хозяйственных явлений в неразрывной связи с их качественной стороной путём сплошной, непрерывной, документально обоснованной и взаимосвязанной регистрации всех хозяйственных операций, как в натуральных показателях, так и в денежном выражении.

ГЛАВА 2 БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЁТ И ЕГО РОЛЬ В УПРАВЛЕНИИ ОАО «МИНСКИЙ АГРОСЕРВИС

2.1 Бухгалтерия, как структурное подразделение ОАО «Минский агросервис»

Различают две формы организации бухгалтерского учёта децентрализованную и централизованную. При первой форме наряду с центральной бухгалтерией предприятия существуют самостоятельные бухгалтерии структурных подразделений предприятия.


В ОАО «Минский агросервис» применяется централизованная форма организации бухгалтерского учёта. При централизации учёта все учётные работы (обработка документов, аналитический и синтетический учёт, составление сводного баланса и отчёта) сосредоточены в центральной бухгалтерии.

В производственных подразделениях общества составляются первичные документы на поступление из производства продукции, по учёту труда и заработной платы, а также отчёты о движении материальных ценностей.

В обществе бухгалтерия является самостоятельным структурным подразделением административно-управленческого аппарата. Её правовое положение, административная подчинённость регламентируется Положением о бухгалтерии (Приложение А).

Положение о бухгалтерии разрабатывается главным бухгалтером совместно с коллективом бухгалтерии, согласуется со всеми главными специалистами предприятия и утверждается директором предприятия.

Положение о бухгалтерии включает следующие разделы:

  • общие положения;
  • задачи и функции бухгалтерии;

- структура и штаты бухгалтерии;

- взаимоотношения бухгалтерии с другими внутрихозяйственными подразделениями;

  • права бухгалтерии;
  • ответственность бухгалтерии.

В разделе «Общие положения» указываются общие сведения о бухгалтерии, а именно: степень самостоятельности и подчинённость; порядок назначения и освобождения главного бухгалтера; перечень основных правовых, нормативных и директивных документов.

В разделе «Задачи и функции бухгалтерии» излагается перечень общих и конкретных задач, выполнение которых возложено на бухгалтерию. Это, в частности, организация достоверного учёта денежных средств, товарно-материальных ценностей, основных средств, фондов, резервов, затрат на производство и реализацию продукции; кредитных и расчётных операций; составление бухгалтерской отчётности и представление её в установленные сроки соответствующим органам; ведение аналитического и синтетического учёта; разработка указаний по ведению учёта и составлению отчётности внутри предприятия; подготовка кадров счётных работников, повышение их квалификации, разработка и утверждение должностных инструкций для работников бухгалтерии.

В разделе «Структура и штат бухгалтерии» приводится перечень и наименование подразделений бухгалтерии, наименование и количество должностей.

Раздел «Взаимоотношения бухгалтерии с другими внутрихозяйственными подразделениями» включает характеристику взаимосвязей бухгалтерии со всеми службами и подразделениями предприятия по формированию, как входящих, так и исходящих потоков учётной информации.


В разделе «Права бухгалтерии» фиксируются её права, которые реализуются в процессе выполнения поставленных задач и функций.

Все отделы, службы и подразделения ОАО «Минский агросервис» обязаны своевременно передавать бухгалтерии необходимые для ведения бухгалтерского учёта документы, приказы, договоры, сметы, нормы, нормативы затрат и так далее.

Работники бухгалтерии имеют право контроля за правильным и своевременным оформлением приёма и отпуска продукции, материалов, топлива и других ценностей; рациональным использованием трудовых, материальных и финансовых ресурсов; правильным расходованием фонда оплаты труда, соблюдением установленных штатов, должностных окладов.

Раздел «Ответственность бухгалтерии» включает перечень основных позиций, по которым она несёт ответственность: за организацию учёта и контроля на предприятии; внедрение передовых форм и методов организации учёта и контроля; нарушение положений и инструкций по организации бухгалтерского учёта и отчётности.

Бухгалтерия является структурным подразделением ОАО «Минский агросервис» и подчиняется непосредственно главному бухгалтеру. Структуру и штат бухгалтерии утверждает директор ОАО «Минский агросервис» с учётом объёмов работы и особенностей финансово-хозяйственной деятельности. Главный бухгалтер назначается и освобождается от занимаемой должности приказом директора предприятия.

На время отсутствия главного бухгалтера (командировка, болезнь, отпуск), права и обязанности главного бухгалтера переходят его заместителю, о чём объявляется приказом директора ОАО «Минский агросервис».

В своей деятельности бухгалтерия руководствуется:

  1. Законом «О бухгалтерском учёте и отчётности» и иными актами законодательства Республики Беларусь[14].
  2. Уставом ОАО «Минский агросервис»[15].
  3. Положением о бухгалтерии.

Задачи бухгалтерии:

  1. Формирование полной и достоверной информации о деятельности организации, его имущественном положении, доходах, расходах для пользователей бухгалтерской отчётности.
  2. Бухгалтерский учёт и отчётность должны обеспечить необходимую информацию для контроля за соблюдением законодательства Республики Беларусь при осуществлении хозяйственных операций и их целесообразностью и эффективностью, наличием и движением имущества и обязательств, а также за использованием материальных, трудовых, финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами сметами.
  3. Предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности и выявление внутрихозяйственных резервов, обеспечивающих финансовую устойчивость ОАО «Минский агросервис».
  4. Ведение бухгалтерского учёта непрерывно с момента создания организации до реорганизации или ликвидации в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.
  5. Все хозяйственные операции и результаты инвентаризации подлежат своевременной регистрации на счетах бухгалтерского учета без каких-либо пропусков и изъятий.