Файл: Методы исследования.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.07.2020

Просмотров: 471

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В-четвертых, в прикладном исследовании существует необходимость не просто четкого формулирования рекомендаций, но и указание направления, а порой и сроков, этапов их внедрения в практику. Прикладное исследование, не содержащее такого плана реализации, вызывает неудовлетворенность заказчика.

В-пятых, в прикладном исследовании приняты совершенно иные критерии эффективности. Если в фундаментальном исследовании показателями его успешности могут быть ссылки на него в научных журналах ("индекс цитирования"), награждение его автора научной премией или присуждение ему ученой степени, то в прикладном исследовании таким критерием является лишь одно - решение конкретной задачи, поставленной заказчиком.

Наконец, в-шестых, различаются роли "теоретика" и "практика": теоретик продуцирует и получает знание о каком-либо процессе, практик добивается реального улучшения в осуществлении этого процесса. Цель ему задана извне, и работа, как правило, лучше оплачивается. Из-за расхождения ролей в сообществе ученых часто возникают конфликты, построенные на взаимном пренебрежении "теоретиков" и "практиков".

Таким образом, прикладное исследование требует особой квалификации исследователя, определенных навыков, его большой моральной и социальной ответственности. Естественно, что все эти качества становятся особенно значимыми, когда речь идет о прикладных исследованиях, касающихся сферы отношений между людьми. 6

Глава 2. Особенности прикладных исследований в социальных науках


2.1. Прикладные исследования в социальной психологии


Бурное развитие социально-психологических исследований в нашей стране в значительной мере было стимулировано именно потребностями практики. Это наложило свой отпечаток на становление самой научной дисциплины.

Прикладные исследования ориентированы в большей степени на результаты, чем на концепции, и эти исследования проводятся чаще в самой проблемной среде, чем в лаборатории. Поскольку такая ситуация носит комплексный характер и, как правило, широко охватывает самых разных людей, данные этих исследований слабо поддаются обобщению и практически не распространяются за границы тех условий, в которых они были получены. Как отмечает Анастази, те, кто занимается фундаментальными исследованиями, могут задаваться вопросом о самой природе научения, тогда как занимающиеся прикладными могут ставить вопрос о том, какой из нескольких методов обучения окажется наиболее эффективным для подготовки пилотов самолета. Так как занимающиеся фундаментальными исследованиями ученые имеют дело со строго определенным, простым исследованием в лабораторных условиях, они могут более точно определять специфические факторы, объясняющие наблюдаемые различия. Эта простота позволяет фундаментальным исследованиям достигать большего правдоподобия устанавливаемых причинно-следственных связей.


Еще в 1908 г. Гуго Мюнстерберг утверждал: «Время прикладной психологии, несомненно, близится, и работа уже началась с самых разных сторон. Вопросы таких областей практики, как образование, медицина, искусство, экономика и право, должны быть первыми в повестке дня». Провозглашенный «первым абсолютным прикладным психологом Америки», Мюнстерберг создал эту область, дал ей определение и наметил сферы ее потенциального применения в бизнесе и промышленности. Не менее значимым оказалось влияние исследования Уолтера Дилла Скотта. В тот же самый год, когда Мюнстерберг предсказывал наступление грядущей эры прикладной психологии, Скотт еще больше приблизил наступление ее своей книгой «Психология рекламы». Семью годами позже он опять оказался первопроходцем, став первым психологом, получившим должность профессора прикладной психологии в Американском университете (Технологическом институте Карнеги). 7

Официально сформулированная цель Американской психологической ассоциации (АРА) подтверждает напряжение и развитие, которые прикладные исследования привнесли в психологию. Цель АРА состоит в «продвижении психологии как науки, профессии и как средства улучшения человеческого благополучия».

Первые области прикладных исследований— отбор персонала, человеческие факторы и отношения в трудовом коллективе — сегодня вышли далеко за пределы своих ранних начинаний. Сегодня отношения в рабочих группах и коллективах и отбор персонала — один из разделов промышленной и организационной психологии — быстро развивающейся области, которая уделяет огромное внимание управленческим проблемам и программам повышения квалификации. Человеческие факторы сейчас являются составным элементом общей структуры психологии, занимающейся вопросами труда и утомления, эффективности трудовых методов и улучшения рабочей и жизненной среды. Третий элемент — психология потребителя — приобрел свою собственную, отдельную и ярко выраженную идентичность. Возникнув в недрах психологии труда и бизнеса, эта область поначалу ограничивалась изучением специфических особенностей рекламы. Сегодня сфера ее интересов расширилась, включив в себя исследования характеристик, потребностей и предпочтений потребителей. Поскольку она сочетает изучение экономического поведения, с одной стороны, и разработка продукта — с другой, психология потребителя часто соприкасается с областями экономики и социологии.

Особое значение приобретает и соблюдение ряда этических норм. Социальный психолог, проводящий прикладное исследование, выполняет заказ администрации, руководства и т.д. Выявление ряда характеристик групп, их климата сплошь и рядом влечет за собой - эксплицитно или имплицитно - определенные критические замечания, часто в адрес тех людей, от деятельности которых зависят недостатки и которые в то же время являются заказчиками исследования. Свойственная всякому прикладному исследованию трудность в отношении языка резко возрастает в социальной психологии. Как для психологии вообще, так и для социальной психологии особенно сложно пользоваться теми понятиями, которые имеют большое распространение в обыденной речи и обрастают часто случайными коннотациями. Такие психологические термины, как "личность", "деятельность", "ценность", широко используются в обыденной жизни. Любая методика, включающая эти термины, без операционального их определения может дать нежелательный эффект, если испытуемые будут понимать предложенные термины в том смысле, к которому они привыкли в повседневных ситуациях. Значит, первая проблема, которая встает перед социальным психологом, с точки зрения требований к языку исследования, заключается в своеобразной адаптации этого языка по отношению к испытуемому.


Конечно, трудности языка прикладного социально-психологического исследования не являются главными. Более значимы проблемы, связанные с возможным искажением социально-психологической информации, возникшим в условиях реальной жизни, и с вопросами этики. Поэтому проведение прикладного исследования требует от социального психолога высоких нравственных качеств и чувства социальной ответственности. Элементарная вежливость, общительность — все эти само собой разумеющиеся качества также необходимы при любой работе с людьми, но в данном случае речь идет о том, что все должно быть подчинено главному — умению понять свое исследование в контексте реальной жизни, реальных требований общества, реального права каждого человека на то, что вмешательство науки не принесет ему дополнительных осложнений, а тем более вреда.8



2.2. Специфика прикладных исследований в социологии

Широкое развитие социального планирования и управления, социального проектирования и нормирования потребовало разработки теоретических и методологических оснований прикладного исследования как особого типа познания и практической деятельности. В литературе сложилась его «инновационная» концепция. В одном случае речь шла о социальном планировании нововведений и социологическом обеспечении организационной перестройки, в другом — о технологии инновационного социологического исследования, которое не только по своим целям, но и по структуре существенно отличается от исследования описательного плана.

Прикладная социология — это совокупность теоретических моделей, методологических принципов, методов и процедур исследования, а также социальных технологий, конкретных программ и рекомендаций, ориентированных на практическое применение, достижение реального социального эффекта. В США ее называют "проблемно ориентированной", "ориентированной на клиента", "прикладной социальной наукой" в отличие от академической социологии как фундаментальной, базисной, чистой, "ориентированной на дисциплину

Прикладная социология отличается от академической не только содержанием и характером научной деятельности. Главное здесь ориентация на практическую пользу, а не на прирост знания, научный вклад в фундаментальные открытия. Она иначе связана с заказчиками, здесь приняты другие критерии оценки конечного результата, оплаты труда и профессиональной карьеры, гораздо в большей степени прикладники зависят от экономического положения компании. Аудитория прикладной социологии — это клиенты и заказчики, которые финансируют исследование в надежде получить для себя полезные результаты.

Прикладную социологию понимают еще как способ увязывания принципов и методов общей социологии с конкретными ситуациями. Р.Энжелл определил ее так: когда социология не является целью для самой себя, но превращается в средство достижения других целей, говорят о прикладной социологии.9


В «Словаре прикладной социологии» данный тип исследования специфицируется по своей цели (использование знания законов, обнаруженных в фундаментальном исследовании, в конкретных социальных условиях), но не по характеру (оно остается эмпирическим). В последние годы прикладное исследование связывается с функциями заводских (промышленных), или практикующих социологов. Разработка внедренческих проектов и социоинженерных исследований, которая началась еще в 1960-е гг., стала повседневной практикой служб социального развития предприятий.

Практическая актуальность - одно из непременных требований к работам как прикладных, так и академических социологов. Вторые обязательно разрабатывают рекомендации в адрес различных управляющих органов по улучшению той или иной области социальной практики.

В прикладной промышленной социологии тоже есть свой прикладной результат, но другой - проектные разработки и организационные структуры, обеспечивающие внедрение и регулярную эксплуатацию предлагаемых социологом-прикладником (социальным инженером) методов, систем, процедур или технологий решения изучаемых проблем. Подчеркнем, что основное отличие прикладных разработок от рекомендаций состоит не столько в большей конкретности, адресности первых или в их более точной определенности по срокам, сколько в их полноте и организационной проработанности - в том, что их реализация предлагаемых социальных проектов, программ, технологий должна привести к получению заранее заданного результата, в то время как выполнение рекомендаций должно обеспечить лишь некоторые позитивные изменения в требуемом направлении".10

Среди наиболее известных в прикладной промышленной социологии разработок В.И.Герчиков выделяет системы: начисления надбавок к зарплате "Пульсар" (ПО "Электрон", Львов); анализа социально-психологического климата "Ваше настроение" ("Днепрошина" и Днепровский машиностроительный завод им. В.ИЛенина); "Внимание" ("Курганприбор" и другие предприятия); аттестации руководителей и выбора мастеров ("Коммутатор", Рига); стабилизации трудового коллектива (Пермский телефонный завод); программно-целевого управления социальным развитием коллектива ("Красный пролетарий", Москва): "Комсомол управляет предприятием" (Тираспольское швейное объединение); гибкий график работы (Кохтла-Ярве); продвижения молодых работников ("Светлана", Ленинград): программу "Здоровье" (ВЭФ. Рига). Созданные в период 1960-80-х годов, они и сегодня не потеряли своей ценности, которая может даже повыситься, когда отечественная промышленность стабилизируется, заработает на полную мощность и обратится к решению не только финансовых, но и социальных проблем.

Прикладная и академическая социология различаются не только объектом, задачами, кругом изучаемых вопросов, конечным результатом, но также употребляемыми методами. "Поскольку в академической промышленной социологии объект чаще всего широкомасштабный, основные методы сбора информации - массовые опросы (чаше всего анкетные, значительно реже - интервью), широко используются статистические данные, а при обработке информации - широкий набор методов статистического анализа и математического моделирования. В прикладной промышленной социологии ситуация иная: наиболее адекватная этим исследованиям методология - " case study" (исследование случаев); и хотя здесь тоже часто встречаются анкетные опросы (особенно при обследованиях крупных предприятий), но значительно шире используются неформализованные углубленные интервью, включенное наблюдение, работа с экспертами, анализ внутренних документов предприятия. Очевидна и ограниченность использования в таких исследованиях методов математической статистики".


По-разному проходила также подготовка академических и прикладных социологов: первых обучали в вузах (в основном на философских факультетах), а знание прикладной промышленной социологии можно было приобрести либо в системе послевузовского обучения (в отраслевых и региональных организациях по повышению квалификации руководителей и специалистов), либо только на практике.

Для обозначения прикладных исследований и практических разработок за рубежом используется термин социологическая практика. Социологическая практика – это вмешательство с применением социологических знаний, происходящее в режиме клинического или прикладного исследования.

Таким образом, в отечественной литературе произошла качественная переоценка логики, структуры и целей прикладного исследования. Из побочного метода познания, растворенного в других видах исследования, оно становится самостоятельным и непохожим на них диалогом теории с практикой. Прикладные исследования, т. е. разработки, ориентированные на проектирование и внедрение нововведений, широко используются и в социальной психологии, а именно в той ее ветви, которая тесно связана с промышленным производством (изучение психологического климата, отношения к труду, стилей лидерства и т. д.). Специалисты (Г. М. Андреева) полагают, что эта сфера профессиональной деятельности должна иметь:

а) собственный язык и терминологию;

б) специфический вид гипотез, которые формируются не на основе теории, а в результате практических соображений, и представляют «веер» альтернативных вариантов;

в) детально проработанную систему практических рекомендаций планов, сроков и этапов внедрения;

г) свои методы и организацию исследования;

д) особую систему этических норм, профессиональную подготовку ученых, пакет заказов и принципы оплаты труда (хоздоговор, творческое содружество и т. д.);

е) четкую систему оценки практической эффективности результатов внедрения.11


















Заключение


Задачей фундаментальных наук является познание законов, управляющих поведением и взаимодействием базисных структур природы, общества и мышления. Эти законы и структуры изучаются в «чистом виде», как таковые, безотносительно к их возможному использованию.

Прикладная наука - это наука, направленная на получение конкретного научного результата, который актуально или потенциально может использоваться для удовлетворения частных или общественных потребностей. Непосредственная цель прикладных наук — применение результатов фундаментальных наук для решения не только познавательных, но и практических проблем. Поэтому здесь критерием успеха служит не только достижение истины, но и мера удовлетворения социального заказа.

Цель фундаментального исследования - развитие и совершенствование самой науки, т.е. получение нового научного знания, а цель прикладного исследования - решение конкретной социальной проблемы. Таким образом, если фундаментальное исследование позволяет открыть законы того или иного явления, то прикладное - выработать конкретные способы преобразования социальной ситуации. Получаемые в ходе фундаментального исследования знания об обществе имеют чисто научный, или академический, интерес, а прикладные исследования обычно носят прагматический характер.