Файл: Семинарские занятия по психологии.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.07.2020

Просмотров: 200

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Семинарские занятия по психологии (раздел общая психология)


Семинар №1

Общая характеристика психологии как науки

Основные направления и школы психологии (6 ч)

  1. Предмет, объект, задачи общей психологии

  2. Методы психологического исследования

  3. Происхождение и развитие психики в филогенезе.

  4. Историческое изменение предмета психологии:

    1. Донаучное представление о душе;

    2. Материалисты и идеалисты Древней Греции о душе (Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель);

    3. Сознание как предмет психологии (Декарт, Дж. Локк);

    4. Возникновение психологии как науки (В.Вундт);

    5. Психоанализ и бессознательное как предмет психологии (З.Фрейд, К. Юнг, А.Адлер);

    6. Бихевиоризм и поведение как предмет психологии (Дж. Уотсон, Толмен, Скиннер);

    7. Когнитивная психология и процесс переработки информации как предмет психологии;

    8. Гештальт- психология и сознание как предмет психологии;

    9. Гуманистическая психология (А.Маслоу, К. Роджерс)

  5. Вклад отечественных психологов в развитие психологии (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн).


Дополнительная литература:

1. Годфруа Ж. Что такое психология?-М.,1992,-Т.1, гл.5.

2. Грановская Р.М. Элементы практической психологии.-Л.,ЛГУ,1984

3. Лурия А.Р. Ощущения и восприятие.-М.,1975.

4. Хрестоматия по психологии: ощущение и восприятие.-М.,МГУ,1976.1

5. Популярная психология (хрестоматия) / под. ред. Мироненко В.В. - М.: Просвещение. 1990

6. Гиппенрейтор Ю.Б. Введение в общую психологию.

7. Петровский А.В. Общая психология.-М.,1976.




Семинар № 2

Познавательные процессы (4 часа)

Ощущения. Восприятие


Теоретические вопросы:

1.Понятие об ощущениях: роль в жизни человека, физиологическая основа, классификация, свойства.

2.Изменение чувствительности, пороги чувствительности.

3.Понятие о восприятии, свойства восприятия.

4.Восприятие пространства.

5.Восприятие времени и движения.

6. Основные законы восприятия и их определение.

7. Иллюзии восприятия


Задание для самостоятельной работы:

  1. Заполните таблицу:

Основные свойства сенсорных процессов

Модальность

Чувственный орган и рецепторы

Качество ощущений




  1. Выписать определения: адаптация, сенсибилизация, синестезия и привести примеры.

  2. Сравните процессы ощущения и восприятия и заполните таблицу:



Ощущение

Восприятие

1.Сущность



2.Физиологическая

Основа



3.Особенности процесса



4.Результат процесса




Дополнительная литература:

1. Годфруа Ж. Что такое психология?-М.,1992,-Т.1, гл.5.

2. Грановская Р.М. Элементы практической психологии.-Л.,ЛГУ,1984

3. Лурия А.Р. Ощущения и восприятие.-М.,1975.

4. Хрестоматия по психологии: ощущение и восприятие.-М.,МГУ,1976.i

5. Популярная психология (хрестоматия) / под. ред. Мироненко В.В. М.: Просвещение. 1990







Семинар №3 (2 часа)

Память


Теоретические вопросы:

  1. Общее представление о памяти, классификация памяти.

  2. Основные процессы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение.

  3. Способы эффективного запоминания.

  4. Приемы мнемотехники.

  5. Приемы развития памяти.

Дополнительная литература:

  1. Грановская Р.М. Элементы практической психологии.-Л.,ЛГУ,1984.

  2. Годфруа Ж. Что такое психология?-М.,1992.-Т.1.

  3. Лурия А.Р. Внимание и память.-М.,1975.

  4. Хрестоматия по психологии: память.-М.,1996.

  5. Популярная психология (хрестоматия) / под. ред. Мироненко В.В. М.: Просвещение. 1990


Семинар № 4 (2 часа)

Внимание

  1. Понятие о внимании, функции, физиологические основы (принцип доминанты).

  2. Основные свойства внимания и его виды.

  3. Расстройства внимания.

  4. Способы развития и формирования внимания.


Дополнительная литература:

  1. Грановская Р.М. Элементы практической психологии.-Л.,ЛГУ,1984.

  2. Годфруа Ж. Что такое психология?-М.,1992.-Т.1.

  3. Лурия А.Р. Внимание и память.-М.,1975.

  4. Хрестоматия по психологии: память.-М.,1996.

  5. Популярная психология (хрестоматия) / под. ред. Мироненко В.В. М.: Просвещение. 1990






Семинар №5. Мышление, воображение, интеллект (4 часа)


Теоретические вопросы:

1.Общая характеристика мышления, виды мышления.

2.Формы мышления и мыслительные операции.

3.Процесс решения задач.

4.Понятие воображения, его функции и особенности. Виды воображения.

5.Средства создания образа (агглютинация, заострение и др.)

6. Понятие интеллекта в психологии: определение, тесты на интеллект.

7. Творческое мышление и воображение.



Задания для самостоятельной работы:


  1. Классификация мышления.

Выпишите виды мышления и их определения:


  • По форме:

  • По степени новизны и оригинальности:

  • По характеру решаемых задач:

  • По степени развернутости:

  • По количеству решений:

  1. Выпишите основные мыслительные операции и дайте их определения.

  1. Выпишите этапы решения мыслительной задачи.

  2. Виды воображения (выпишите и дайте краткую характеристику)

  • по способам активности:

  • по результатам:


Дополнительная литература:


1.Грановская Р.М. Элементы практической психолгии.-ЛГУ,1984.

2. Вуджек Т. Как создать идею.-СПб.,''Питер'',1997.

3. Курс практической психологии (Хрестоматия). Ижевск. 1996

4.Годфруа Ж. Что такое психология?-М.,1992.-



Семинар № 6 Психология личности (2 часа)

1. Понятие личности и основные подходы к изучению личности (психодинамический, факторный, когнитивный, гуманистический и т.д.)

2.Сравните понятия: индивид, личность, индивидуальность, субъект

3.Формирование и развитие личности.

4. Понятие об индивидуальности». Крылов А.А. Психология. М., 1999.

5.Направленность личности.


Дополнительная литература

1.Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте.- М.,1968.

2.Орлов А.Б. Личность и сущность.- ''Вопросы психологии'',1995,№2

3. Асмолов А.Г. Психология личности.-М.,1990.

4.Психология личности: Тексты / Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, А.А.Пузырея. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982.

5. Хьел Л., Зиглер Д. Теории личности (основные положения, исследования и применение). СПб.: Питер, 1999. С.60-64,78-93, 112-118, 129-133.

6.Холл К. С, Линдсей Г. Теории личности. М.: Эксмо-Пресс, 1999.




Семинар № 7 Эмоциональная и волевая сфера человека (2 часа)


1.Понятие об эмоциях, функции эмоции, виды эмоций.

2.Чувства, виды чувств.

3.Эмоциональные состояния: аффект, настроение, стресс, страсть, фрустрация.

4.Способы эмоциональной саморегуляции и механизмы психологической защиты.

5. Понятие воли и волевые качества личности

6. развитие воли в онтогенезе.


Задание для самостоятельной работы:

  1. Выпишите основные функции эмоции.

  2. Сравните эмоции и чувства.

  3. Выпишите определения следующих эмоциональных состояний: аффект, настроение, стресс, страсть, фрустрация.

  4. Выпишите и дайте определения формам направленности личности: потребности, мотивы, интересы, желания, склонности, идеал, убеждения, мировоззрение.


Дополнительная литература:

1.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии.-СПб.,''Питер'',1997

2.Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека.-М.,1988.


3.Первин Л.А., Джон П. Психология личности.-М.,2001.

4.Грановская Р.М. Элементы практической психологии.-ЛГУ,1984.

5.Китаев-Смык Л.А. Психология стресса.-М.,1983.


Семинар № 8. Темперамент (4 часа)


1.Понятие о темпераменте. История изучения темперамента, основные теории темпераментов и их авторы.

2.Физиологические основы темперамента. Учение Павлова о ВНД.

3.Типы темперамента.

4.Темперамент и деятельность. Темперамент и личность.


Задания для самостоятельной работы


1. Выпишите определения свойств темперамента и заполните таблицу.



Сензи-тивность

Актив

Ность

Реактив

Ность

Соотноше

ние актив

ности и реактив

ности

Темп

Пластич

ность

/ригид

ность

Экстравер

сия/интровер

сия

Эмоц. воз

буди

мость

С









Х









ф









м










Дополнительная литература:


1.Грановская Р.М. Элементы практической психологии.-Л.,ЛГУ,1988

2.Мерлин В.С. Очерк теории темперамента.-М.,1964.

3.Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии.-М.,1982.




Семинар № 9. Характер и способности (4 часа)


1.Понятие о характере и чертах характера.

2.Типология характеров, акцентуации характеров по А. Личко и К. Леонгарду.

3.Формирование характера (роль наследственности, среды, подражания, деятельности).

4.Понятие о способностях. Общие и специальные способности.


Задания для самостоятельной работы:


  1. Приведите примеры черт характера в следующих классификациях

1) по отношению:

К себе:

К другим:

К труду:

К собственности:


2)

Эмоциональные:

Волевые:

Интеллектуальные:


  1. Выпишите типы характеров по Э.Кречмеру и Э.Фромму.

  2. Выпишите определения следующих понятий: задатки, способности, одаренность, талант, гениальность.


Дополнительная литература:

1.Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков.-Л.,1983.

2.Левитов Н.Д. Психология характера.-М.,1969.

3.Гиппенрейтер Ю.Б. Ведение в общую психологию.-М.1988.

4.Грановская Р.М. Элементы практической психологии.-Л.,ЛГУ,1988.




Семинар № 10 Речь. Общение (4 часа)

  1. Понятие «речь», «язык».

  2. Виды речи.

  3. Развитие речи у ребёнка

  4. Виды общения.

  5. Коммуникативная сторона (средства общения).

  6. Интерактивная сторона.

  7. Социальное восприятие.

Задание для самостоятельной работы:

  1. Ответ на вопрос: «Могут ли животные овладеть речью?».


Дополнительная литература

  1. Гиппенрейтер Ю.Б. Ведение в общую психологию.-М.1988.

  2. Грановская Р.М. Элементы практической психологии.-Л.,ЛГУ,1988

  3. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб., 2001

  4. Андреева Г.М. Социальная психология.-М.,1998.

  5. Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании.-М.,1998.





1

i

Список литературы

1.Асмолов А.Г. Психология личности.-М.,1990.

2.Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии.-М.,1986.

3.Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в психологию.-М.,1988

4.Немов Р.С. Психология.-М.,1990.-Т.1.

5.Общая психология./Под ред. А.В.Петровского.-М.,1990

6.Психология: словарь./Под ред. А.В.Петровского.-М.,1990.

7.Радугин А.А. Психология и педагогика.-М.,1997.

8.Абульханова К.А. Психология и педагогика.-М.,1998.

9.Педагогика./Под ред. И.П.Подласого.-М.,1996.

10.Педагогика./Под ред. И.Ф.Харламова.-М.,1997.