ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.07.2020
Просмотров: 4128
Скачиваний: 6
По результатам рассмотрения дела о банкротстве суд может сразу принять решение о банкротстве и об открытии конкурсного производства. Но – при наличии реальных надежд на восстановление платежеспособности должника – может сначала принять определение о введении финансового оздоровления или о введении внешнего управления.
При отсутствии оснований для банкротства суд может вынести решение об отказе в признании должника банкротом. Не исключено и принятие определений об оставлении заявления о признании банкротом без рассмотрения или о прекращения производства по делу (ст. 52 Закона). Кроме того, суд может вынести и определение об утверждении мирового соглашения, заключенного должником с кредиторами на любой стадии рассмотрения дела о банкротстве.
По результатам рассмотрения судом обоснованности требований заявителя о признании должника банкротом и признании этих требований обоснованными суд выносит определение о введении наблюдения (если иное не предусмотрено Законом).
При возбуждении дела по заявлению должника наблюдение вводится сразу же с даты принятия его заявления к рассмотрению, т.е. без проверки обоснованности заявления. Одновременно с введение наблюдения утверждается временный арбитражный управляющий с указанием его вознаграждения и источника этого вознаграждения.
Наблюдение – это первая из возможных процедура банкротства, применяемая к должнику в целях обеспечения сохранности имущества должника, проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов.
Наблюдение должно быть завершено с учетом сроков рассмотрения дела о банкротстве, предусмотренных статьей 51 Закона, т.е. не более чем через 7 месяцев с даты поступления в суд заявления о признании должника банкротом. В определении о введении процедуры наблюдения должна быть указана дата заседания суда, на котором вопрос о банкротстве будет решаться по существу, а тем самым определен и срок наблюдения – 3, 5, 6 месяцев, но не более 7.
Каковы юридические последствия введения наблюдения?
С даты вынесения судом определения о введении наблюдения наступают следующие последствия:
- требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, срок исполнения по которым наступил на дату введения наблюдения, могут быть предъявлены к должнику только с соблюдением установленного Законом порядка предъявления требований к должнику;
- по ходатайству кредитора приостанавливается производство по делам, связанным с взысканием с должника денежных средств. Кредитор в этом случае вправе предъявить свои требования к должнику в порядке, установленном Законом;
- приостанавливается исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям, в том числе снимаются аресты на имущество должника и иные ограничения в части распоряжения имуществом должника, наложенные в ходе исполнительного производства, за исключением исполнительных документов, выданных на основании вступивших в законную силу до даты введения наблюдения судебных решений о взыскании задолженности по заработной плате, выплате вознаграждения по авторским договорам, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, и о возмещении морального вреда.
Основанием для приостановления исполнения исполнительных документов является определение арбитражного суда о введении наблюдения;
-запрещаются удовлетворение требований учредителя (участника) должника о выделе доли (пая) в имуществе должника в связи с выходом из состава его учредителей (участников), выкуп должником размещенных акций или выплата действительной стоимости доли (пая);
- запрещается выплата дивидендов и иных платежей по эмиссионным ценным бумагам;
- не допускается прекращение денежных обязательств должника путем зачета встречного однородного требования, если при этом нарушается установленная Законом очередность удовлетворения требований кредиторов.
В целях обеспечения наступления перечисленных последствий определение арбитражного суда о введении наблюдения направляется судом в кредитные организации, с которыми у должника заключен договор банковского счета, а также в суд общей юрисдикции, главному судебному приставу по месту нахождения должника и его филиалов и представительств, а также в уполномоченные органы.
Введение наблюдения не является основанием для отстранения руководителя должника и иных органов управления должника, которые продолжают осуществлять свои полномочия с ограничениями с некоторыми ограничениями. В частности, сделки, связанные с получением и выдачей займов (кредитов), выдачей поручительств и гарантий, уступкой прав требования, переводом долга, с учреждением доверительного управления имуществом должника, а также сделки, связанные с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения прямо либо косвенно имущества должника, балансовая стоимость которого составляет более пяти процентов балансовой стоимости активов должника на дату введения наблюдения, - органы управления должника могут совершать исключительно с согласия временного управляющего, выраженного в письменной форме, за исключением случаев, прямо предусмотренных Законом.
Кроме того, органы управления должника не вправе принимать решения:
о реорганизации (слиянии, присоединении, разделении, выделении, преобразовании) и ликвидации должника;
о создании юридических лиц или об участии должника в иных юридических лицах;
о создании филиалов и представительств;
о выплате дивидендов или распределении прибыли должника между его учредителями (участниками);
о размещении должником облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг, за исключением акций;
о выходе из состава учредителей (участников) должника, приобретении у акционеров ранее выпущенных акций;
об участии в ассоциациях, союзах, холдинговых компаниях, финансово - промышленных группах и иных объединениях юридических лиц;
о заключении договоров простого товарищества.
Временный управляющий обладает существенными правами, в частности он вправе:
предъявлять в суд от своего имени требования о признании недействительными сделок и решений, а также требования о применении последствий недействительности ничтожных сделок, заключенных или исполненных должником с нарушением требований, установленных статьями 63 и 64 настоящего Федерального закона;
заявлять возражения относительно требований кредиторов в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом;
принимать участие в судебных заседаниях суда по проверке обоснованности представленных возражений должника относительно требований кредиторов;
обращаться в суд с ходатайством о принятии дополнительных мер по обеспечению сохранности имущества должника, в том числе о запрете совершать без согласия временного управляющего сделки, даже не предусмотренные Законом;
обращаться в суд с ходатайством об отстранении руководителя должника от должности;
получать любую информацию и документы, касающиеся деятельности должника.
Органы управления должника обязаны предоставлять временному управляющему по его требованию любую информацию, касающуюся деятельности должника.
Кроме предоставления прав временному управляющему, Закон налагает на него и обязанности:
принимать меры по обеспечению сохранности имущества должника;
проводить анализ финансового состояния должника;
выявлять и уведомлять кредиторов должника;
вести реестр требований кредиторов, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом;
созывать и проводить первое собрание кредиторов.
Временный управляющий по окончании наблюдения, но не позднее чем за пять дней до установленной даты заседания суда, указанной в определении арбитражного суда о введении наблюдения, обязан представить в суд отчет о своей деятельности, сведения о финансовом состоянии должника и предложения о возможности или невозможности восстановления платежеспособности должника, протокол первого собрания кредиторов с приложением необходимых документов.
Кроме того, временный управляющий обязан в трехдневный срок с момента введения наблюдения направить для опубликования сообщение о введении наблюдения - пока в Российскую газету.
Временный управляющий на основе анализа финансового состояния должника, в том числе результатов инвентаризации имущества должника, анализа подготавливает предложения о возможности или невозможности восстановления платежеспособности должника, обоснование целесообразности введения последующих процедур банкротства.
В случае, если в результате анализа финансового состояния должника окажется, что стоимость принадлежащего должнику имущества недостаточна для покрытия судебных расходов, кредиторы вправе принять решение о введении внешнего управления только при определении источников покрытия судебных расходов.
В случае, если кредиторами не определен источник покрытия судебных расходов или за счет определенного ими источника оказалось невозможным их покрытие, проголосовавшие за решение о введении внешнего управления кредиторы несут солидарную обязанность по покрытию указанных расходов.
Для целей участия в первом собрании кредиторов кредиторы вправе предъявить свои требования к должнику в течение тридцати дней с даты опубликования сообщения о введении наблюдения. Такие требования направляются в суд, должнику и временному управляющему с приложением судебного акта или иных документов, подтверждающих обоснованность этих требований.
Эти требования включаются в реестр требований кредиторов на основании определения суда. Требования кредиторов, предъявленные по истечении предусмотренного срока для предъявления требований, подлежат рассмотрению судом после введения процедуры, следующей за процедурой наблюдения.
При наличии возражений относительно требований кредиторов арбитражный суд проверяет обоснованность требований и наличие оснований для включения указанных требований в реестр требований кредиторов.
Требования кредиторов, по которым поступили возражения, рассматриваются в заседании суда. По результатам рассмотрения выносится определение о включении или об отказе во включении указанных требований в реестр требований кредиторов. В определении суда о включении требований в реестр требований кредиторов указываются размер и очередность удовлетворения таких требований.
Требования кредиторов, по которым не поступили возражения, рассматриваются судом для проверки их обоснованности и наличия оснований для включения в реестр требований кредиторов. По результатам такого рассмотрения суд выносит определение о включении или об отказе во включении требований в реестр требований кредиторов. Указанные требования могут быть рассмотрены без привлечения лиц, участвующих в деле.
Временный управляющий определяет дату проведения первого собрания кредиторов и уведомляет об этом всех выявленных конкурсных кредиторов, уполномоченные органы, представителя работников должника и иных лиц, имеющих право на участие в первом собрании кредиторов. Первое собрание кредиторов должно состояться не позднее чем за десять дней до даты окончания наблюдения.
К компетенции первого собрания кредиторов относится принятие решения об обращении с ходатайством в суд о дальнейшей (после наблюдения) судьбе должника, т.е. о том, какая процедура целесообразна: финансовое оздоровление, внешнее управление или конкурсное производство, либо мировое соглашение. На первом же собрании избирается комитет кредиторов, определяется желаемая фигура арбитражного управляющего на следующую процедуру банкротства.
Наблюдение прекращается с даты введения финансового оздоровления, или внешнего управления, или признания судом должника банкротом и открытия конкурсного производства, или утверждения мирового соглашения, т.е. с введением новой процедуры банкротства.
3. ФИНАНСОВОЕ ОЗДОРОВЛЕНИЕ.
Финансовое оздоровление должника – это такая процедура банкротства, которая применяется к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности.
Особенности данной процедуры в том, что при её проведении имеется возможность сохранить органы управления должника, включая его руководителя, в связи с чем эти органы оказываются заинтересованными во введении и успехе финансового оздоровления.
Финансовое оздоровление вводится судом, по общему правилу, на основании решения собрания кредиторов. Но суд может ввести эту процедуру и в том случае, когда первое собрание кредиторов проголосует за обращение в суд с ходатайством о введении иной процедуры – внешнего управления или признания должника банкротом и открытии конкурсного производства.
Однако в этом случае необходимым условием для вынесения судом определения о введении финансового оздоровления является предоставление лицами, ходатайствующими перед судом о введении этой процедуры, обеспечения исполнения должником своих обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности в виде банковской гарантии (п.2 и 3 ст. 75 Закона).
При этом график погашения задолженности должен предусматривать:
1) начало погашения задолженности не позднее, чем через месяц после вынесения судом определения о введении финансового оздоровления и
2) погашение долгов ежемесячно, пропорционально по каждому кредитору, равными долями в течение года с даты начала погашения долгов.
Правом на обращение с ходатайством о введении финансового оздоровления (кроме собрания кредиторов) обладают (при условии предоставления обеспечения погашения долгов в виде банковской гарантии) учредители (участники) организации-должника, собственник имущества должника-унитарного предприятия, и любые третьи лица (или одно третье лицо). Понятно, что третьи лица в такой ситуации могут воспользоваться данной процедурой для получения контроля над имуществом должника и его органами управления, в связи с чем предоставление им такого права в законе весьма спорно.
Одновременно с вынесением определения о введении финансового оздоровления арбитражный суд утверждает административного управляющего.
В определении о введении финансового оздоровления должен указываться срок финансового оздоровления, а также содержаться утвержденный судом график погашения задолженности.
В случае предоставления обеспечения исполнения обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности определение о введении финансового оздоровления должно содержать сведения о лицах, предоставивших обеспечение, размере и способах такого обеспечения.
Финансовое оздоровление вводится на срок не более чем два года (ст. 80 Закона).