Файл: Этика деловых отношений - курс лекций.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.08.2020

Просмотров: 125

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ЭДО

Этика деловых отношений - курс лекций

Преподаватель – Капитанова Лариса Сергеевна

Кафедра гуманитарных и социальных дисциплин (4-й корпус)

Список рекомендуемой литературы: Методичка Ларионова Надежда Сергеевна (жёлтого цвета), Лаврененко – учебник, Смирнова - учебник

Крылатые выражения:

Факты: зачёт с первого раза сдать сложно; все работы, кроме визитной карточки, делаем от руки.

Консультации: ???

Вопросы к преподавателю: Конференции и ИТЗ?

Перечень принятых сокращений:

Конференции:

Практика (семинары): методичка (жёлтая)

БРТ: есть

III семестр, 09.09.2011 г.

Задания к семинару: 1тема – вводная. Характер и темперамент, учёт их особенностей при приёме на работу и распределение должностных обязанностей. Мы должны найти профессии для каждого темперамента (указывать источник и ссылки на специалистов), требование новых стандартов. Анализ нескольких выступлений политиков, примеры, аргументация своей точки зрения. Будут тесты по темпераменту.

Найти: 1) теорию Трансакции «Бёрна». Группа делится на 3 подгруппы: взрослый, ребёнок, родитель (по вербальным и неверб средствам). Выписать (если распечатка – подчеркнуть) основные положения.

2) Какие теории происхождения морали существуют (рассмотреть лекцию ТГП)? Будет тест.

Выводы 1-го семинара: насколько мы готовы к групповым дискуссиям.

Распределиться по подгруппам в Контакте.

2 семинар Имидж делового человека (рассматривается с т. з. корпоративной культуры). 1) Что такое имидж? (представить правильный и неправильный дрескод на 2-х живых примеров) 2) Особенности делового стиля; 3) Имидж делового мужчины; 4) Имидж деловой женщины; Примеры! (избегать желтой прессы): супруга Президента, Тимошенко, Канцлер Германии Меркель; Украшения и аксессуары; Визитная карточка: правила оформления. На семинаре мы её предъявляем (про себя). Создаём виртуальную фирму (чем будет заниматься – неважно. Название фирмы, форма собственности (ООО), состав фирмы (должности) – назначить на должности одногруппников. Её сдать на 2-м семинаре. Смотрим правила оформления визитной карточки (в учебниках). Если не сдаём вовремя – баллы не начисляются (БРТ!), какой рукой мы должны подавать визитку и др.; 5) Подарки уместные и неуместные.

3 семинар: Групповой этикет в России. Дискуссия. Русские национальные особенности психологии (особенности ментальитета русского человека; Мифы о русском человеке

Все вопросы к 1-му семинару есть в методичке.

Особенности деловых отношений на Российском рынке. Что такое конкуренция? Есть ли конкуренция у нас? Законные способы грязной конкуренции. Что такое меценатство? (см. в учебнике Смирнова)

4 семинар Деловой этикет за рубежом. Особенности делового этикета Франции, Германии, Великобритании, Скандинавских стран (Финляндия к ним не относится). Особенности делового этикета США.

Как делается хорошее сообщение: Прорабатываются множественные источники. Будут ролевые игры.


5 семинар - деловые переговоры. Виртуальная фирма на листочке: вкл. в себя рекламный слоган,

Мы не будем говорить об особенностях делового этикета на Востоке. Выбираем любую восточную страну, анализируем по плану. 1) особенности менталитета; 2) особенности обращения приветствия. Деловой стиль одежды, деловой обед, деловые подарки: что можно/нельзя, как дарить; правила местного этикета. Мы сравниваем этикеты стран при помощи ролевой ситуации. Писать много не надо

что такое малай группа, как определить лидера. Мы не берём примеров из университетской жизни. Типы лидеров. Колористика (цветовосприятие), правила подборки цветов

На зачёт выносятся вопросы для самостоятельного изучения:

На следующей лекции распредилитьс, кто в какой группе


16.09.2011

Тема 1 Этика деловых отношений как наука

Вопрос 1 Общие понятия этики.

Этика деловых отношений – наука, которая изучает факторы формирования и проявления в деловой сфере моральных критериев, норм и нравственных параметров в отношениях между производителем и потребителем, служащим и руководством компании, продавцом и покупателем, государством и корпорациями, предприятиями и обществом.

Этика делового общения – совокупность нравственных норм и правил, регулирующих поведение и отношение людей профессиональной деятельности

Этика (от греч. слова «этос» - первоначально - привычное место обитания, дом, очаг; затем – нрав, обычай, характер). Для обозначения учения о нравственности термин «этика» был введён Аристотелем в его труде.

Мораль (от лат., «моральная философия» термин, введённый Цицероном) – особая форма общественного сознания и вид общественных отношений, один из основных способов нормативной регуляции поведения и деятельности людей. Право – способ регуляции. (найти теории происхождения морали)

Нравственность (от рус. «нрав»). Этика – учение о морали; философская наука, объектом изучения которой является мораль. (найти определение «этики»).

Первоначально термины «этика» и «мораль» совпадали, но позже, с развитием науки и общественного сознания, за ними закрепилось различное содержание. Учебно-академическая традиция понимает под этикой, по преимуществу, область знания, а под моралью или нравственностью – её предмет. В общественном опыте и живом языке такое разграничение жёстко не закрепилось, например, в русском языке слова «этика, нравственность, мораль» остаются взаимозаменяемыми. (задание: подумать, стоит ли различать, эти термины – в тетради).

Деловые отношения – взаимосвязь между партнёрами, коллегами, возникающая в процессе совместной деятельности и в коллективе. ДО включают в себя общение. Коммуникации (от лат.) – передающие, рецепиент – кто- или что-либо принимающий информацию

Общение – сложный процесс установления и развития контактов между людьми. Существуют различные подходы классификации (типологии) общения:


по контакту субъектов 1) «контакт масок (личностей)»: в данном случае отсутствует стремление понять и учесть особенности личности собеседника. В процессе общения мы «надеваем маску». 2) примитивное общение – данный вид характеризуется нужностью, т. е. человек оценивает другого как нужный или ненужный объект; 3) формально-ролевое общение – вместо понимания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли и, соответственно, содержание и средства общения регламентированы социальными ролями (отец-сын, начальник-подчинённый); 4) деловое общение; 5) светское общение;

по числу участников: монологическое и диалогическое. Монологическое – вид общения, предполагающий позиционное неравноправие партнёров. Выделяют 2 разновидности монологического общения: императив и манипуляция.

Императивная форма общения – директивная форма воздействия на партнёра по общению в целях достижения контроля над его поведением и внутренними установками.

Принуждения к определённым действиям и решениям в качестве способов оказания влияния – приказы, указания, предписания, требования, наказание, поощрение.

Манипуляция (см. в инете).

Диалогическое –

Типологий и видов общения больше (см. в инете)

Вопрос 2 Уровни общения. В зависимости от уровня взаимодействия различают 4 типа общения: 1) уровень манипулирования – субъект рассматривает другого как средство или помеху по отношению к проекту соей деятельности, своего замысла; 2) уровень рефлексивной игры – субъект учитывает «контрпроект другого субъекта», но не признаёт за ним самоценности; стремится к выигрышу, к реализации своего или блокированию проекта; 3) Уровень правообщения – субъекты общения признают право на существование проектов деятельности друг друга, принимает проект взаимной деятельности или пытаются согласовать свои собственные проекты и вырабатывают обязательные для взаимодействия условия; 4) уровень нравственного общения – высший уровень, на котором субъекты понимают друг друга, принимают проект совместной деятельности как результат добровольного согласования. Именно к такому виду общения мы должны стремиться.

Вопрос 3 Структура общения. Состоит из 3-х самостоятельных сторон: 1) коммуникативная – проявляется во взаимном обмене информацией между партнёрами по общению, передаче и приёме знаний, мнений и чувств; 2) интерактивная – организация межличностного взаимодействия, т. е. участники обмениваются действиями; 3) перцептивная (восприятие) проявляется через восприятие, понимание и оценку людьми друг друга.

Тема 2 Коммуникативная сторона общения

Обмен информацией между участниками общения осуществляется как на вербальном, так и невербальном уровнях.

Вербальные – это речевые средства общения.

Речь – универсальное средство коммуникации, наиболее точно и образно передаёт информацию.


В нашей памяти остаётся около 24% информации.

Мы должны назвать 2 очевидные характеристики коммуникации, позволяющие удерживать внимание получателя информации. Это новизна и значимость для него данного сообщения. Коммуникативные барьеры подразделяются на барьеры непонимания, барьеры социокультурного различия и барьеры отношения.

Барьеры непонимания:

  1. Фонетический барьер – дефекты речи, звуки и слова-паразиты, нецензурные выражения, использование непонятного языка, темпы речи

  2. Семантический барьер связан с многозначностью слов любого языка (участники общения используют слова, использующие двойное значение (криминальный жаргон);

  3. Логический барьер;

  4. Стилистический барьер – возникает при несоответствии стиля речи говорящего и ситуации общения, уровня развития и состояния собеседника (напр., разговор учёного с ребёнком).

Барьеры социокультурного различия основаны на социальных, политических, религиозных и профессиональных различиях.

Барьеры отношения связаны с неприязнью к партнёру или с недоверием к говорящему.

Невербальные средства общения.

  1. Невербальное поведение человека неразрывно связано с его психическими состояниями и служит средством их выражения

  1. Кинесика (кинесические средства) – исследователи считают зрительно воспринимаемые движения другого человека, выполняющие выразительно-регулятивную функцию в общении. К кинесике относятся выразительные движения, проявляющиеся в мимике, позе, жесте, взгляде, походке.

  2. Жестикуляция: а) коммуникативные (приветствия, прощания, привлечения внимания); б) модальные – выражают оценку и отношение; в) описательные – имеют смысл только в контексте речевого высказывания; г) жесты самоконтроля; д) жесты доминирования - Алан Пиз

  1. Такесика – динамические прикосновения в форме рукопожатия, похлопывания, поцелуя. Доминирующее рукопожатие – рука «сверху», покорное рукопожатие;

  2. Просодика, экстралингвистика. Просодика - общее название таких ритмико-интонационных сторон речи, как высота, громкость голосового тона, тембр голоса, сила ударения. Экстралингвистика – включение в свою речь пауз, а также психологических проявлений (плач, кашель, вздохи)

  3. Проксемика исследует расположение людей в пространстве при общении, т. е. общение всегда пространственно организовано (ориентация и угол общения). Выражается в повороте тела и положении относительно партнёра. Включает дистанцию, пространственные зоны:

  1. Интимная дистанция (от прямого контакта до 15-45 см). Она нарушается при большом скоплении людей.

  2. Личная (45-120 см). Исследователи также выделяют близкую и далёкую. Это повседневное общение среди знакомых.

  3. Социальная (120-350 см (400 см))

  4. Публичная (350 (400) - 750 см) – выступление перед различными видами аудитории.

  1. Перцептивная (восприятие). Под восприятием в психологии общения подразумевают не просто формирование целостного образа партнёра по общению на основе оценки его внешнего вида и поведения, но и понимания партнёра по общению. Термин «социальная перцепция», т. е. соцвосприятие, впервые был введён американским психологом Брунером. Он обратил внимание на то, что, несмотря на все индивидуальные различия, существуют какие-то общие вырабатываемые в общении, в совместной жизни социально-психологические механизмы восприятия. Восприятие как предметов, так и людей, зависит не только от индивидуально-личностных, но и социокультурных факторов. В процессе общения приходится взаимодействовать с людьми, которых видишь впервые, и с людьми, которых уже достаточно хорошо знаешь (которые достаточно хорошо знакомы). Психологические исследования показали, что в основе восприятия незнакомых ранее людей и людей, с которыми уже имеется определённый опыт общения, лежат разные психологические механизмы (аттракция, идентификация).


5