Добавлен: 27.06.2023
Просмотров: 80
Скачиваний: 3
Первым был француз – Альбер Тома, который много сделал для развития организации и придания ей определённого авторитета.
Большая роль в развитии МОТ принадлежит американцу Дэвиду Морсу, возглавлявшему МБТ с 1948 по 1970 год, и французу Френсису Бланшару, который был Генеральным директором МОТ с 1973 по 1989 год.
Всё время эти посты занимали представители развитых западных стран, и только в марте 1999 года на этот пост был избран представитель развивающегося мира – чилиец Хуан Сомавия.
Глава II.
Структура и основополагающие документы МОТ.
Структура МОТ исходит из принципов трипартизма- все её органы построены на трёхсторонней основе и включают представителей правительств, трудящихся и работодателей.
Структуру МОТ составляют[11]:
- Международная конференция труда (МКТ) – высший орган;
- Административный совет – исполнительный орган, который руководит работой секретариата – МБТ;
- Международное бюро труда (МБТ) – является рабочим органом МОТ и действует постоянно.
МВТ собирает и распространяет информацию, оказывает помощь правительствам по их просьбе, руководит программами технического сотрудничества МОТ, проводит специальные научные исследования. - Трёхсторонние комитеты;
- Региональные и специальные конференции.
Международная конференция труда (МКТ), собирается, как правило, каждый год в июле в Женеве, и состоит из делегаций государств-членов. Каждый член МОТ представлен двумя делегатами (посредниками) от правительства и по одному делегату от предпринимателей и трудящихся, в помощь которым даны технические советники.
Каждый делегат независим от других членов делегации и имеет право принимать самостоятельные решения по всем обсуждающимся на МКТ вопросам. Все делегаты обладают равными правами.
Раз в два года Международная конференция труда утверждает программу и бюджет МОТ, определяет основные направления будущей политики и принципы деятельности МОТ. Если обсуждаемые темы касаются положения женщин, то один из советников должен быть женщиной.
Административный совет, избираемый сроком на три года, является исполнительным органом МОТ. Он заседает три раза в год, готовит повестку дня Международной конференции труда и других конференций, принимает к сведению их решения и разрабатывает меры по их претворению в жизнь. Так же Совет контролирует деятельность Международного бюро труда.
Из пятидесяти шести членов Административного совета: двадцать восемь представляют правительства, четырнадцать – предпринимателей и четырнадцать трудящихся + шестьдесят шесть их заместителей (двадцать восемь представляют правительства, девятнадцать работодателей и девятнадцать трудящихся).
Десять мест в правительственной группе Совета замещаются представителями десяти наиболее развитых в промышленном отношении стран (Бразилия, Великобритания, Германия, Индия, Италия, Китай, Россия, США, Франция, Япония), остальные члены Совета избираются Международной конференцией труда. Представители правительств высказываются от имени своей страны, представители предпринимателей и трудящихся, соответственно, от их имени.
Международное бюро труда (МБТ) является постоянным секретариатом МОТ, управляется генеральным директором, который избирается Административным советом сроком на пять лет и имеет три функции:
- административный орган;
- центр исследований и документации;
- координационный центр.
МОТ имеет сеть региональных и отраслевых представительств в 40 странах.
Трёхсторонние комитеты согласно ключевым областям экономики (строительство, внутренний транспорт, химия, чёрная металлургия, нефтепромышленность и др.) и профессиональные рекомендации касательно высоко классного обучения, увеличения квалификации управляющих сотрудников, охраны труда, согласно вопросам трудящихся представительниц слабого пола и молодого поколения, к довершению всего жалуют чинам власти, бизнесменов и рабочих вероятность изъяснить собственные соображения.
Они аналогично осуществляют совещательную поддержку Административному совету и Международному бюро труда.
Региональные и специальные конференции занимаются вопросами, представляющими региональный или отраслевой интерес.
Региональные конференции, состоящие из представителей правительств, предпринимателей и трудящихся, как правило, проводятся регулярно.
Деятельность МОТ распространяется в основном на четыре сферы:
- улучшение условий труда и жизни;
- стимулирование занятости;
- раскрытие потенциала рабочей силы;
- развитие социальных институтов.
Основу цивилизованных отношений между социальными партнерами должны составлять принципы, выработанные Международной организацией труда[12]:
- Всеобщий и прочный мир может быть установлен только на основе социальной справедливости.
- Не предоставление в какой-либо стране работникам человеческих условий труда служит препятствием для других стран, желающих улучшить положение трудящихся.
- Свобода слова и свобода объединения – необходимые условия постоянного прогресса.
- Нищета в любом месте представляет угрозу для всеобщего благосостояния.
- Все люди независимо от расы, веры и пола имеют право на материальное благосостояние и духовное развитие в условиях свободы и достоинства, устойчивости экономики и равных возможностей.
- Полная занятость и повышение жизненного уровня.
- В социально-нравственном понимании труд не является товаром.
С целью реализации собственных задач МОТ пользуется тремя дополняющими друг друга способами: формирование интернациональных общепризнанных правил и контроль за их соблюдением, техническое партнёрство, экспериментальная деятельность, подготовление документов и продвижение данных.
Деятельность абсолютно всех организаций MOТ обусловливается и регламентируется ее основными бумагами. Важнейшие из них следующие:
- Устав МОТ.
В первоначальный текст Устава, принятого в 1919 году, впоследствии были внесены поправки и дополнения, которые не изменили его основного содержания. В его введении изложены в краткой форме причины создания и главные задачи Организации. Затем Устав определяет членство в Организации, порядок приема в неё и выхода, структуру, права и задачи основных органов, порядок назначения, права и обязанности Генерального директора и персонала МБТ, условия сотрудничества с ООН, другими международными и правительственными организациями. Значительное место занимают в нём вопросы определения членских взносов государств-участниц, санкции к неплательщикам, вопросы формирования бюджета и контроль над его расходованием.
Определены задачи и порядок разработки международных трудовых норм и обязанности государств по их рассмотрению и выполнению и другие вопросы, связанные с деятельностью Организации. - Филадельфийская декларация.
Декларация была принята в 1944 году и определяла цели и задачи работы МОТ после второй мировой войны. Она расширяла задачи деятельности МОТ и стала составной частью Устава. Президент США Франклин Д. Рузвельт, выступивший на Конференции, назвал её документом «чаяний эпохи, познавшей две мировые войны».
Декларация в определённой мере предвосхитила устав ООН и Всеобщую декларацию прав человека. Она подтвердила основные принципы МОТ, в том числе то, что «свобода слова и свобода объединения являются необходимым условием постоянного прогресса»; «нищета в любом месте является угрозой для общего благосостояния».
Далее она обосновала положение Устава о социальной справедливости. В третьем разделе Декларации определены десять программных задач МОТ. - Регламент Международной конференции труда.
Регламент определяет подробно порядок её работы. В нём устанавливается состав Конференции, право доступа на её заседания, порядок избрания руководства Конференции, порядок формирования постоянных и других комитетов и секретариата.
Определяются процедуры рассмотрения проектов конвенций, рекомендаций и поправок к Уставу, программы и бюджета, вопросов, включённых в повестку дня для общей дискуссии и др.
Устанавливается, когда и как предоставляются доклады Административного совета и Генерального директора.
Регламент определяет функции Председателя Конференции и его заместителей, права слова, вопросы прекращения Прений, голосования, кворума, применяемых языков и т.д. - Декларация касательно наиважнейших положений и полномочий в сфере труда. Эта декларация была принята восемьдесят шестой сессией Международной конференции труда в 1998 году. Необходимость и вес её принятия определялась тем, что вовсе не все державы ратифицировали конвенции, включая преимущественно первенствующие и базовые. Из чего можно заключить, что они не приняли на себя и ответственность за их осуществление. Декларация, как и устав, обязательна для соблюдения всеми государствами-членами МОТ.
Вдобавок, её потребность обусловливается глобализацией международной экономики, ежели финансовое возрастание само по себе не ручается за общественное развитие, если увеличение состояния сочетается с развитием бедности.
Беря в расчёт, будто экономический подъём играет ключевую роль, однако малоубедителен для гарантирования равенства, общественного развития и искоренения нищеты, добиваясь того, дабы экономическое и социальное направления заимообразно усиливали один одного и, принимая во внимание прочие свойства современного совершенствования, если особую роль и значение имеет гарантия следования законам и убеждениям в области труда, Международная конференция труда заявила, что в полном составе страны-члены, хоть коль они не утвердили наиважнейшие конвенции «имеют обязательство, вытекающее из самого факта их членства в Организации - соблюдать, содействовать применению и претворять в жизнь добросовестно в соответствии с Уставом принципы, касающиеся основополагающих прав, которые являются предметом этих конвенций, а именно:
а) свободу объединения и действенное признание права на ведение коллективных переговоров;
б) упразднение всех форм принудительного или обязательного труда;
в) действенного запрещения детского труда;
г) недопущение дискриминации в области труда и занятий.
Эти принципы заложены в восьми ключевых трудовых нормах МОТ. К ним относятся следующие конвенции[13]:
- № 29 (1930 г.) «Принудительный труд»: содержит требование о запрещении принудительного или обязательного труда во всех его формах. Допускаются определенные исключения, такие, как военная служба, надлежащим образом контролируемые исправительные работы, труд при чрезвычайных обстоятельствах – во время войны, при пожаре, землетрясениях и т.д.;
- № 105 (1957 г.) «Упразднение принудительного труда»: ужесточает требования и расширяет круг обязательств государств по упразднению всех видов принудительного труда в качестве средства политического подавления, воспитания, наказания за выражение политических и идеологических взглядов, мобилизации трудовых ресурсов, поддержания трудовой дисциплины, наказания за участие в забастовках, мер дискриминации;
- № 87 (1944 г.) «Свобода ассоциации и защита права на организацию»: устанавливает право всех трудящихся и предпринимателей на создание организации и вступление в неё по своему выбору без получения предварительного разрешения, определяет ряд гарантий свободы их деятельности без вмешательства органов власти;
- № 98(1949 г.) «Право на организацию и на ведение коллективных переговоров»: предусматривает защиту права трудящихся на свободу объединения, защиту профсоюзов от дискриминации, защиту организаций трудящихся и предпринимателей от взаимного вмешательства, а так же меры по содействию коллективным переговорам;
- № 138 (1973 г.) «О минимальном возрасте для приема на работу»: цель Конвенции устранение детского труда; устанавливает, что минимальный возраст для приема на работу не должен быть ниже возраста завершения обязательного образования;
- № 182 (1999 г.) «Детский труд»:обязывает каждое государство, ратифицировавшее Конвенцию, немедленно принять эффективные меры, обеспечивающие в срочном порядке запрещение и искоренение наихудших форм детского труда; определяет виды работ, относящиеся к наихудшим формам детского труда; требует осуществления установленных мер по искоренению детского труда и выполнению положений, проводящих в жизнь настоящую Конвенцию;
- № 100 (1951 г.) «Равное вознаграждение»:требует установления и применения для всех трудящихся принципа равного вознаграждения мужчин и женщин за труд равной ценности, исключая дискриминацию по признакам пола;
- №111(1958 г.) «Дискриминация в области труда и занятий»: с целью установления равенства возможностей и обращения признает необходимость проведения национальной политики, направленной на устранение дискриминации при найме, профессиональной подготовке, в отношении условий труда по признаку расы, цвета кожи, пола, веры, политических взглядов, национальному или социальному происхождению.
Декларацию дополняет в качестве приложения механизм её реализации. Он требует ежегодно от государств-членов, не ратифицировавших основополагающие конвенции, предоставление докладов о применении провозглашенных в них принципов. Эти доклады после их обработки МБТ будут рассматриваться Административным советом. Кроме того, будет готовиться генеральный доклад, ответственность за подготовку которого возлагается на Генерального директора. Он должен дать в динамике общую картину во всех странах по каждому из основополагающих принципов и прав за четырёхлетний период. Он «будет охватывать ежегодно одну из четырёх категорий основополагающих принципов и прав в порядке очерёдности». Этот доклад будет представляться Конференции для обсуждения как доклад Генерального директора.
Глава III.
Международная Организация Труда в 21 веке.
С момента создания Международной организации труда (МОТ) в 1919 году на неё возложена задача, связанная с принятием международных трудовых норм и содействием их ратификации и применению в государствах-членах в качестве основополагающего средства достижения своих целей. Для того чтобы осуществлять мониторинг прогресса в своих государствах-членах в области применения международных трудовых норм, МОТ разработала контрольные механизмы, которые имеют уникальный характер на международном уровне[14].
В соответствии со статьей 19 Устава МОТ, на государства-члены возлагается ряд обязательств после принятия международных трудовых норм, включая требование о представлении вновь принимаемых норм на рассмотрение национальных компетентных органов, а также обязательство представлять доклады через регулярные промежутки времени относительно мер, предпринимаемых в целях реализации положений нератифицированных конвенций и рекомендаций. Ряд контрольных механизмов осуществляет деятельность, в рамках которой организация рассматривает связанные с нормами обязательства государств-членов, вытекающие из ратифицированных конвенций. Такой контроль осуществляется как в контексте регулярных процедур, осуществляемых на основе периодических докладов (ст. 22 Устава МОТ)[15], так и посредством специальных процедур, основанных на подаче жалоб или представлений Административному совету со стороны трёхсторонних участников МОТ (соответственно ст. 24 и 26 Устава). Более того, начиная с 1950 года существует специальная процедура, в соответствии с которой жалобы, касающиеся свободы объединения, направляются на рассмотрение Комитета по свободе объединения Административного совета. Этот комитет может также рассматривать жалобы, касающиеся государств-членов, которые не ратифицировали соответствующих конвенций по свободе объединения.