Файл: Основы проектирования программ. Этапы создания программного обеспечения (Этапы создания программного обеспечения).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2023

Просмотров: 67

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Встроенный отладчик работает в одном окне с редактором. дополнительные функции имеет внешний отладчик. Он делает все, что должен делать. Он на много быстрее и мощнее, чем встроенный. Однако он не так удобен в использовании, главным образом из-за необходимости покидать среду Delphi [2].

Компоненты объектно-ориентированной среды разработки Delphi являются, по существу, просто специализированными объектами, и их функционирование определяется объектно-ориентированной Visual Component Library (архитектурой библиотеки визуальных компонентов). Сокращённо – VCL.

В Delphi для создания несложных программных продуктов понимать внутреннюю структуру Windows-приложения, которое мы получаем после разработки в Delphi, не обязательно. Вполне достаточно уметь работать с некоторыми компонентами, которые поставляются вместе со средой разработчика.

Существенный отрыв объектно-ориентированной среды разработки Delphi от ближайших конкурентов состоит в действительно быстрой разработке приложений, которые обладают сложным пользовательским интерфейсом и имеющим сильные взаимосвязи между элементами управления, расположенными в окнах программы.

Объектно-ориентированная среда разработки Delphi предлагает пользователю довольно мощный набор компонентов для работы с базами данных. Причём практически неважно, какой именно БД пользуется приложение – это может быть и промышленный сервер, и локальная БД, MS SQL Server или Oracle [13].

Объектно-ориентированное программирование подразумевает, что основой управления процессом реализации программы является передача сообщений объектам.

Dеlрhi, как среда разработки, очень проста и логична. Основные конструкции языка четко выделяются в программе. Это способствует хорошему восприятию написанного кода, в отличие от языка Visuаl Bаsiс, где код понять очень тяжело, если его количество превышает несколько страниц.

Графический интерфейс Dеlрhi отлично продуман, а среда разработки предоставляет доступ только к тем участкам кода, с которыми необходимо работать, скрывая основную часть программы, которая создается автоматически самой средой разработки [4].

Среда Dеlрhi легко расширяется установкой дополнительных модулей. Пользовательский интерфейс также хорошо настраиваемый - каждый организует рабочее пространство так, как ему будет удобно.

Dеlрhi рассчитан на работу с операционной системой Windоws. Его все шире используют в коммерческих разработках, благодаря большому набору полностью готовых для работы специальных компонентов.


В связи с этим для разработки педагогического программного средства была выбрана среда разработки Dеlрhi.

2.2. Постановка задачи

Разрабатываемая программа предназначена для помощи студентам в теоретическом и практическом изучении базовых сведений учебного модуля «Защита информационных сетей» обозначенной дисциплины и развить их творческие способности, поэтому она должна содержать темы и задания, предусмотренные учебным планом изучения модуля «Защита информационных сетей».

Представим перечень требований к разрабатываемому программному обеспечению:

– внешний вид программы не должен отвлекать студентов от усвоения изложенного в программе материала;

– связь входных и выходных данных связана путем переходов между функциями, т.е. выходные данные: = название функции (Входные данные);

– диалог с пользователем осуществляется с помощью меню, представленного во всех модулях программы.

2.3. Спецификация

Разработка обучающей программы для организации работы студентов по модулю «Защита информационных сетей».

Выполнение данной программы производится при помощи программных средств: Microsoft Office Word 2003 и Borland Delphi 7.

Минимальные требования к компьютеру для функционирования программы:

– тип процессора - Pentium-4, тактовая частота 1800;

– объем оперативного запоминающего устройства – 1024 Мб;

– режим работы экрана – SVGA, разрешение не ниже 1024х768;

– размер отображаемых форм не более 1024х768;

– размер свободного места на жестком диске 100 Мб;

– система должна работать под управлением семейства операционных систем Windows (Windows NT, Windows XP, Windows Vista, Windows 7).

Запуск программы происходит по двойному клику значка исполняемого файла obuchalka.EXE. После чего мы видим главную форму программы, переход на другие составляющие происходит за счет меню расположенного на главной форме. Данные переходов связаны функциональными цепочками, выступающими связующими форм программы и меню главной формы программы.

2.4. Разработка модели

Подробная схема построения модели программы представлена на рис.1. В соответствии с учебным планом была разработана и структура программы.


Программа имеет следующую структуру:

1. Содержание программы:

Лекции – Теоретический материал.

Решение задач – Теоретический материал; Практический материал.

2. Творческие работы:

Задания – Практический материал.

Примеры выполнения – Теоретический материал.

3. Тест:

Осуществление контроля.

4. Справка:

О программе.

5. Выход.

Рис. 1. Модель программы

2.5. Разработка программы

Главная форма программы представляет собой непосредственно то, с чего начинается программа (рис. 2). Она построена в соответствии с заявленной структурой. В верхней части программного продукта мы можем наблюдать главное меню, с помощью которого и осуществляется навигация по формам продукта (рис. 3).

Для оформления выбрана цветовая гамма, которая не препятствует изучению материала.

Навигация по лекционному материалу осуществляется при помощи древовидной структуры построения содержания (рис. 4).

Рис. 2. Главная форма программы

Рис. 3. Меню программы

Рис. 4. Навигация по лекциям

2.6. Отладка программы

Протокол ошибок при отладке программы представлен в Таблице 1.

Таблица 1

Протокол ошибок

Код ошибки

Сообщение об ошибке

1

2

File not found

2

13

Unknown identifier

3

204

Invalid pointer operation

4

210

Object not initialized

5

5

File access denied

6

3

Path not found

2.7. Порядок работы с программой

Программа создана для того, чтобы помочь студентам теоретически и практически изучить базовые сведения учебного модуля «Защита информационных сетей» дисциплины «Защита информационных сетей» и развить их творческие способности.


Для студентов – это хорошее пособие подходящее как для самостоятельного изучения модуля «Защита информационных сетей», так и для изучения во время аудиторных занятий, и способствующее развитию творческого потенциала.

В обучающую программу включены темы, предлагаемые учебным планом изучения модуля «Защита информационных сетей».

Инструкция по работе с программой:

Запуск программы производится с помощью двойного клика по значку исполняемого файла obuchalka.EXE.

После чего мы видим главную форму (рис.4), на которой расположено главное меню, отвечающее за функционирование программы. В него входят:

1. Содержание программы:

Лекции, в состав которых входит теоретический материал по модулю «Защита информационных сетей».

Раздел решения задач представляющий непосредственно теоретический материал по решению задач, и практический материал, дающий возможность реализовать полученные знания.

2.Творческие работы:

В этом пункте мы можем найти перечень творческих заданий по антивирусным программам для практического выполнения и повышения творческого потенциала учащихся. Так же здесь представлены примеры выполнения творческих работ студентами, которые служат образцом выполнения.

3. Тест:

Представляет собой осуществление контроля полученных знаний в ходе изучения модуля «Защита информационных сетей». После его прохождения преподавателем осуществляется проверка полученной оценке.

4. Справка:

В данном разделе содержится информация о обучающей системе, изучаемые темы, структура и назначение.

5. Выход.

2.8. Руководство пользователя

Работа с программой осуществляется при помощи главного меню программы. Для ознакомления с информацией по теме «Защита информационных сетей» можно воспользоваться лекционным материалом (рис. 5).

Закрепление знаний можно выполнить при помощи решения задач, в котором представлены практические задачи по работе с антивирусными программами (рис. 6).

Творческие задания представлены на рис. 7. Данные задания охватывают содержание лекционного и практического материала по теме «Защита информационных сетей».

Пример выполнения творческих заданий представлен на рис. 8.

Рис. 5. Лекционный материал


Рис. 6. Решение задач

Рис. 7. Творческие задания

Проверку усвоения знаний можно выполнить при помощи модуля тестирования (рис. 9).

Справка программы предоставляет информацию о обучающей системе, перечня изучаемых тем (рис. 10).

Рис. 8. Пример выполнения творческих заданий

Рис. 9. Интерфейс модуля тестирования

Для выхода из программы можно воспользоваться пунктом главного меню «Выход».

Рис. 10. Справка

Заключение

В процессе выполнения данной работы были достигнуты следующие результаты. Технология разработки программного средства регламентируется ГОСТ 19.102-77 «Единая система программной документации. Стадии разработки» имеет следующие стации: техническое задание; эскизный проект; технический проект; рабочий проект; внедрение.

Для реализации программного средства можно воспользоваться средствами среды разработки Delphi. Среда разработки Delphi является средой программирования, в которой сочетаются простота и удобство с мощью и гибкостью объектно-ориентированного программирования. Она обеспечивает визуальное проектирование пользовательского интерфейса и уникальные по своей простоте и мощи средства доступа к базам данных, например, с легкостью можно организовать доступ к базе данных Access, Paradox.

Объектно-ориентированная среда разработки Delphi предлагает пользователю довольно мощный набор компонентов для работы с базами данных. Причём практически неважно, какой именно БД пользуется приложение – это может быть и сервер, и локальная БД, SQL Server или Oracle.

Также, были сформулированы требования к разрабатываемому программному средству: внешний вид программы не должен отвлекать студентов от усвоения представленного в программе материала; связь входных и выходных данных связана путем переходов между функциями, т.е. выходные данные: = название функции; диалог с пользователем осуществляется с помощью меню, представленного во всех модулях программы.

Разрабатываемое программное средство имеет следующую структуру: содержание программы; творческие работы; тест; справка; выход. Представленное программное средство представляет собой обучающую программу, которая содержит теоретический, практический материал и модуль тестирования. Использование данного программного средства может использоваться в качестве дополнительного инструмента интенсификации обучения по дисциплине «Защита информационных сетей».