Файл: Особенности формирования и функционирования олигополий.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2023

Просмотров: 121

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

В настоящее время большинство рынков относятся к моделям несовершенной конкуренции, где каждый производитель имеет право влиять на цену продукции на этом рынке. Зачастую высокий уровень концентрации производителей существует одновременно с дифференциацией продукта, как, например, при монополистической конкуренции или олигополии, а также с высокими барьерами вхождения в отрасль и взаимодействием между производителями.

Наиболее интересным типом рыночной структуры, на мой взгляд, является олигополия, так как на таком рынке существует широкий спектр стратегий поведения его участников. Как правило, число фирм-олигополистов ограничено несколькими фирмами, хотя может доходить и до скольких десятков, например, при информационной открытости, облегчающей координацию фирм. Именно для олигополии в наибольшей степени характерно стратегическое взаимодействие фирм-участников, размеры которых должны позволять им влиять на ситуацию на рынке.

Выбранная модель рынка охватывает область, которая лежит между монополией и монополистической конкуренцией, поэтому можно заметить, что цены на таком рынке выше, чем на рынке совершенной конкуренции, но ниже, чем на рынке чистой монополии. При этом цены может считать стабильными, так как они, как правило, меняются почти одновременно у всех фирм на этом рынке, так как каждый имеет возможность влияния на прибыль конкурентов, потому что между фирмами-олигополистами всегда существует взаимозависимость.

Как правило, каждая фирма в отрасли знает, что любое изменение её цены или объема производства повлияет на другие фирмы. Но, тем не менее, олигополисты могут идти на тайные соглашения, а также сговоры , в результате которых рынок становится похож на монопольный. Следовательно, требуется государственное регулирование деятельности фирм олигопольного рынка в рамках антимонопольного законодательства.

Данную тему можно актуальной, так как в условиях российской экономики олигополия имеет большое влияние на развитие страны в целом, так как с советских времён образовалось достаточное количество отдельных компаний в различных отраслях народного хозяйства, например, в экспорте нефти, автопроме, чёрной и цветной металлургии, а также на рынке сотовой связи. Следует сказать о том, что многие фирмы-олигополисты являются ключевыми и играют важную роль для российской экономики в целом.

Объектом изучения в данной курсовой работе является олигополистический рынок.


Предметом данного исследования являются экономические отношения, возникающие между субъектами олигополистического рынка, государством, а также другими фирмами в области сбыта, ценообразования и производства.

Целью курсовой работы - исследовать особенности олигополистического рынка, а также рассмотреть олигополию на примере современной России.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1) дать определение такому понятию, как олигополия;

2)рассмотреть особенности , преимущества и недостатки данной структуры рынка;

3) изучить существующие модели олигополистического рынка;

4) рассмотреть олигополистический рынок на примере России .

Информационно методологической базой работы являются научные труды отечественных и зарубежных ученых в данной сфере, а именно в сфере экономики.

Глава I. Теоретические аспекты олигополистического рынка

1.1. Понятие олигополии, причины формирования, ее признаки и особенности

В настоящее время весьма распространённым рынком является олигополия – такой рынок, где существует несколько продавцов, доля которых настолько велика в общих продажах на рынке, что любое изменение количества предполагаемой продукции оказывает влияние на изменение цены.

Олигополия представляет собой такой рынок, где в отрасли лидирует несколько крупных фирм, каждая из которых способна повлиять на рыночную цену. На олигополистическом рынке вхождение новых производителей в отрасль ограничено.

Олигополии присущи некоторые черты. Первой такой чертой является немногочисленность, потому что чем больше уровень концентрации, тем выше доля производства присуща небольшому числу фирм – лидеров, но в таком случае, рынок уже приближается к монополии.

Второй чертой можно считать высокие барьеры при вхождении в отрасль, которые, прежде всего, связаны с монопольным контролем на некоторые источники сырья, наличием патентов на научно-технические открытия, эффектов масштаба, расходами на рекламу и многим другим. Конечно, есть возможность входа на рынок, но для новой компании это очень сложно.


Третья черта - это взаимозависимость для всех. Когда формируется экономическая политика, небольшое число фирм на олигополистическом рынке вынуждено учитывать реакцию конкурирующих фирм. Потребность в тщательном учете реакции конкурентов при определении цены и объема выпуска является олигополистической взаимосвязью, которая проявляется как в ценовой политике, так и в сговоре. Именно из этой особенности исходит поведение предприятий, позволяющее им выжить. По сравнению с другими структурами рынка при олигополии участники должны учитывать влияние выбранных производственных реализационных объемов и уровня стоимости на состояние рынка, и наоборот. В таких условиях конкуренты должны будут принимать такие решения, которые дадут возможность завоевать свою долю интереса потребителей с учетом условий, изменяемых конкурентами.

Еще одним отличительным признаком считается направленность на будущее, так как все принадлежащие к этой структуре рыночные модели предполагают, что все предприятия действуют продолжительное время, а также постепенно выравнивают стоимость производимой продукции.

Олигополия считается наиболее интересным и менее предсказуемым видом монополистической конкуренции, особенности которого формируются под влиянием присущей ему структуры. Олигополия на рынке может быть как со стороны производителей, то есть продавцов, так и со стороны покупателей.

Как было сказано выше, войти на такой рынок возможно, но довольно сложно, в зависимости от того, насколько сложился рынок в данный момент. Существуют медленно растущие, а также динамичные предприятия. В первом случае стать участником очень сложно, так как это характерно для отраслей, в которых производственные процессы требуют непростых технологий и оборудования, крупных масштабов производства, крупных финансовых вложений, которые способны стимулировать сбыт. Производительность в таких сферах достигается путем расширения производственных мощностей и уменьшением затрат на единицу продукции.

Когда молодое предприятие желает внедриться на рынок, основная масса которого уже принадлежит хорошим компаниям, нужно приготовиться к большим финансовым вложениям в развитие. Но следует отметить, что предприятие, не имеющее серьезных ресурсов, тоже может попытаться войти на рынок, построенный по форме олигополии, потому что в настоящее время на таком рынке происходит активный рост спроса. Одним из признаков олигополии является рост предложения, который не дает снижаться потребительской активности, а, следовательно, дает возможность молодым предприятиям предложить покупателям интересный продукт, представленный по адекватной стоимости.


1.2. Модели олигополистического поведения

В экономической теории существует множество моделей поведения фирм - олигополистов. Итак, наиболее распространенной практикой ценообразования на олигополистических рынках является лидерство в ценах, представляющее собой форму неявного сговора. Как правило, при такой модели крупнейшая фирма ведёт себя как ценовой лидер, устанавливая при этом цену так, чтобы сделать свою прибыль максимальной, тем самым определяя поведение других фирм, следующих по пути лидера. Лидерство в ценах объясняется страхами более мелких фирм по поводу ответной реакции лидирующей фирмы, если они не последуют за её ценой. Кроме того, следует сказать, что некоторые участники рынка пассивно следуют за лидером, так как считают, что им больше известно о рыночной конъюнктуре.

Итак, лидер определяет кривую спроса на свою продукцию (DL), которая представляет разность между отраслевым спросом и предложением конкурентов, то есть его последователей. При первой цене (Р1) весь спрос будет удовлетворён конкурентами, при второй цене (Р2) конкуренты не смогут удовлетворить спрос, поэтому он будет полностью удовлетворён лидером, поэтому кривая спроса, то есть DL будет расположена между ценами Р1 и Р2 с соответствующей ценой РL. Итак, если все фирмы отраслевого рынка примат цену лидера в качестве равновесной, то предложение ценового лидера будет равно QL, а предложение фирм-последователей- Qn, что в сумме будет давать совокупный объём отраслевого предложения.

Различают три типа лидерства, первым из которых является лидерство доминирующей фирмы, о чем написано выше. При этом доминирующая фирма контролирует не менее 50% производства в отрасли, а другие фирмы не принимают индивидуальных решений, чтобы оказать какое-либо влияние на цены, так как слишком малы. Вторым типом можно считать тайный сговор о лидерстве, который предполагает коллективное лидерство нескольких крупнейших, учитывающих интересы друг друга фирм в отрасли. При этом они должны решить, будут ли оговариваться изменения в ценах, которые благоприятны только для них, или же будет установлен такой уровень цен, который не будет провоцировать противоречия между всеми фирмами этой отрасли. И третьим типом является барометрическое ценовое лидерство, отличающее от предыдущих своей аморфностью и неопределенностью, так как зачастую не обеспечивает достижения высокого уровня цен по причине смены лидера, за которым не всегда следуют из-за отсутствия возможности принуждения лидером остальных участников к общим действиям.


Самыми известными моделями олигополистического поведения являются модель Курно, модель Бертрана и модель Штакельберга. Итак, поговорим о них. Модель Курно является одной из первых моделей дуополии, при которой в отрасли существует 2 фирмы. Данная модель основывается на том, что каждая фирма принимает свои решения, считая цену и объём производства конкурента постоянными, каждая из 2 фирм старается максимизировать свою прибыль. Изначально в отрасли существует лишь одна фирма, которая производит весь объём продукции в отрасли. Затем появляется ещё одна фирма, которая считает, что цены и производство старой фирмы постоянны, поэтому она понижает цену на свой товар, чтобы пробиться на рынок, тем самым отнимая некоторый сегмент рынка у старой фирмы. В свою очередь, старая фирма сокращает выпуск своей продукции пропорционально снизившемуся на неё спросу. Новая фирма воспринимает сложившуюся ситуацию как данность, поэтому вновь снижает цены на свой товар для более крепкой позиции на рынке, тем самым захватывая новый сегмент рынка. Затем старая фирма вновь сокращает объёмы своего производства, а также своё присутствие на рынке. Постепенно фирмы приходят к такой ситуации, когда раздел рынка соответствует соотношению их сил. Модель Курно явно выглядит упрощенной, но она концентрирует внимание на взаимозависимости поведения фирм при олигополии. Однако, следует сказать, что модель Курно учитывает лишь исход, когда старая фирма сдаётся, но не охватывает такую ситуацию, когда она также может занять активную позицию, снизив цену и не пустив вообще новую фирму на рынок.

Итак, следующая модель - это модель Бертрана, который начал с критики модели Курно, считая, что в условиях однородных продуктов от фирмы логичнее ждать конкуренции в ценах, а не в объемах производства. Это связано с тем, что, уменьшая цену, фирма может увеличить объёмы производства, тем самым максимизировать свою прибыль через изменение цены, а не объемов производства. Модель Бертрана основана на том, что на рынке присутствует лишь однородная продукция, а покупатели покупают продукцию у того производителя, который устанавливает меньшую цену. Если цены устанавливаются одинаковые, то рынок делится между производителями напополам. Также производители желают максимизировать свою прибыль, устанавливая цену на свою продукцию и считая цены конкурентов постоянными. Ну и, конечно же, остаточный спрос представляет собой падающую функцию от объема продаж.

В этой модели может быть три исхода. Итак, в случае равенства предельных издержек всех производителей, равновесие существует при цене, равной предельным издержкам. При этом положительная экономическая прибыль будет привлекать на рынок новых продавцов до тех пор, пока получаемая прибыль не станет равной нулю. Вторым исходом может быть ситуация, когда все фирмы вытеснены с рынка под воздействием ценовой конкуренции, а одна становится монополистом, так как обладает преимуществами в издержках и не ограничена в объемах производства. Монопольное положение фирмы может привести к повышению цены, что вновь привлечёт новые фирмы и возникновению ценовой конкуренции. Следовательно, в этой ситуации равновесие неустойчивое, так как цена постоянно колеблется. И, наконец, третий исход таков, что цены устанавливаются на уровне, превышающем предельные издержки фирм. Можно сделать вывод, что модель Бертрана показывает стимулы фирм к контролю своих действий через заключение соглашений для избегания ценовой конкуренции, но также демонстрирует наличие стимулов к нарушению таких соглашений.