Файл: Бухгалтерский учет и отчетность.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2023

Просмотров: 48

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Сопоставимость бухгалтерской отчетности предусматривает возможность сравнения отчетных данных с показателями предыдущего отчетного Периода. Поэтому в соответствии с этим требованием по каждому показателю бухгалтерской отчетности должны быть приведены данные минимум за два года - отчетный и предшествующий отчетному, иначе данные отчетности не могут характеризовать динамику работы организации и, следовательно, теряют свою аналитичность. Организация может принять решение сопоставлять данные и за более продолжительный период (три, пять, десять лет), включив соответствующие графы и строки в формы бухгалтерской отчетности и приведя показатели к сопоставимым единицам. Составление бухгалтерской отчетности в сопоставимых единицах позволяет осуществлять сравнимость данных о деятельности аналогичных организаций.

Сопоставимость показателей достигается за счет последовательности применения учетной политики от одного отчетного периода к другому. Однако принцип постоянства в применении учетной политики не является самоцелью и не должен сдерживать внедрение новых методов учета. Поэтому в случае изменения учетной политики организация должна указать эти изменения в приложении к отчетности, с тем чтобы пользователи отчетной информации могли сделать определенные коррективы в соответствии с введением новых методов учета.

Соблюдение указанных бухгалтерских принципов и требований при подготовке бухгалтерской отчетности способствует тому, что пользователи отчетной информации могут составить правдивую и объективную картину о деятельности интересующей их организации.

В бухгалтерских отчетах не допускается никаких помарок и подчисток. Ответственность за составление правдивой отчетности лежит на руководстве организации.

Состав бухгалтерской отчетности. Бухгалтерская отчетность содержит систему показателей, характеризующих хозяйственно-финансовую деятельность организации, благодаря укрупненной группировке объектов учета по видам, соответствующим их экономическому содержанию. Такие группы объектов учета составляют элементы бухгалтерской отчетности.

Основными элементами, характеризующими состав имущества и источники его формирования, а также непосредственно относящиеся к измерению финансового положения предприятия, являются его активы, обязательства и собственный капитал (пассивы). К элементам, характеризующим эффективность работы организации, относятся прибыли и убытки, а элементами, непосредственно относящимися к измерению прибыли, являются доходы и расходы. При составлении отчетности указанные элементы размещаются так, чтобы полученная отчетная информация была пригодна для пользователей при принятии экономических решений. В этой связи все элементы отражаются в соответствующих формах бухгалтерской отчетности.


Минимальный объем бухгалтерской отчетности определен Федеральным законом «О бухгалтерском учете» и Положением по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99). При этом состав промежуточной (месячной и квартальной) и годовой бухгалтерской отчетности различен. В состав промежуточной отчетности включаются:

  1. бухгалтерский баланс, содержащий показатели, характеризующие величину и состав активов, и источники их формирования (пассив) на отчетную дату. Это единый баланс организации, в котором отражаются операции по всем видам деятельности, осуществляемым ею;
  2. отчет о прибылях и убытках, где приводятся данные по формированию финансовых результатов. Организация вправе принять решение в интересах пользователей отчетной информации представлять промежуточную отчетность в объеме годовой бухгалтерской отчетности. В состав годовой бухгалтерской отчетности включаются:
  3. бухгалтерский баланс, имеющий аналогичное содержание с промежуточным бухгалтерским балансом;
  4. отчет о прибылях и убытках такого же содержания, что и промежуточный отчет о прибылях и убытках;
  5. отчет об изменениях капитала, отражающий данные о величине и движении капитала и его составляющих элементов: уставного (складочного) капитала организации; добавочного капитала; резервного капитала; нераспределенной прибыли;
  6. отчет о движении денежных средств, содержащий показатели, характеризующие наличие, поступление и расходование денежных средств;
  7. приложение к бухгалтерскому балансу, где приводятся показатели, представляющие собой детализацию имеющихся в бухгалтерском балансе данных либо содержащие качественную их сторону (движение дебиторской и кредиторской задолженности, расшифровку амортизируемого имущества, движение средств финансирования долгосрочных инвестиций и финансовых вложений и другие показатели);
  8. пояснительная записка, где расшифровывается учетная политика организации, приводятся дополнительные данные о реальной оценке имущественного и финансового положения;
  9. аудиторское заключение, подтверждающее достоверность бухгалтерской отчетности организации, по результатам обязательного аудита по законодательству РФ.

Некоммерческим организациям рекомендуется включать в состав годовой бухгалтерской отчетности «Отчет о целевом использовании полученных средств» (ф. № 6), содержащий данные об

остатках, ранее поступивших в качестве вступительных, членских, добровольных взносов и прочих поступлений; расшифровки использования средств.


Субъекты малого предпринимательства, не применяющие в своей деятельности упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, а также общественные организации (объединения), не осуществляющие коммерческую деятельность, имеют право не представлять в составе годовой отчетности «Отчет о движении денежных средств», а при отсутствии соответствующих данных — «Отчет о движении капитала» и «Приложение к бухгалтерскому балансу».

Организация работы по составлению бухгалтерской отчетности. Все отчетные формы, входящие в состав бухгалтерской отчетности, взаимосвязаны между собой, поскольку отражают, как правило, одни и те же хозяйственные операции и события в деятельности организации в разных аспектах. Для обеспечения составления в короткие сроки экономически достоверной промежуточной или годовой отчетности в организациях проводят определенную подготовительную работу, последовательность и сроки выполнения которой определяются графиком работы всех подразделений бухгалтерии. Прежде всего, необходимо установить полностью ли поступили в бухгалтерию первичные документы из структурных подразделений, складов, от подотчетных лиц; проверить полноту отражения в учетных регистрах хозяйственных операций; начислить амортизацию по основным средствам и нематериальным активам; произвести разграничение доходов и расходов между отдельными отчетными периодами; уточнить соответствие данных аналитического учета оборотам и остаткам синтетических счетов. После этого закрывают учетные регистры в установленной последовательности и составляют Главную книгу.

В общем комплексе подготовительных работ, связанных с составлением годового отчета, важное значение имеет инвентаризация имущества и финансовых обязательств организации и отражение ее результатов в бухгалтерском учете.

Инвентаризацию имущества и финансовых обязательств организации проводят в максимально приближенные к составлению годовой бухгалтерской отчетности сроки, кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее I октября отчетного года. При этом инвентаризацию основных средств разрешается проводить один раз в три года, а библиотечных фондов — один раз в пять лет. В районах, расположенных на Крайнем Севере и приравненных к ним местностям, инвентаризация товаров, сырья и материалов может проводиться в период их наименьших остатков.

Правила проведения и порядок оформления результатов инвентаризации отдельных видов имущества и финансовых обязательств излагаются в Методических указаниях по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных приказом Минфина РФ от 13.06.95 № 49.


После завершения всех указанных подготовительных работ и отражения в бухгалтерском учете результатов проведенной инвентаризации имущества и финансовых обязательств составляют баланс и другие формы бухгалтерской отчетности. Основой для составления бухгалтерской отчетности являются остатки по счетам Главной книги и данные учетных регистров. Из учетных регистров информация, предварительно сгруппированная и обобщенная в упорядоченную систему, переносится в отчетные формы.

В целях правильного формирования показателей бухгалтерской отчетности в обязательном порядке следует руководствоваться действующими в настоящее время положениями (стандартами) по бухгалтерскому учету формирования информации по отдельным объектам учета (отдельные виды активов, пассивов, доходов, расходов, хозяйственных операций). Состав, содержание и методические основы формирования бухгалтерской отчетности, как уже отмечалось, установлены Положением по бухгалтерскому учету Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99), а формирование показателей организации должны осуществлять в соответствии с Методическими рекомендациями о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организации, утвержденными приказом Минфина РФ от 28.06.2000 № 60н (в дальнейшем — Методические указания). Соблюдение требований нормативных документов позволяет унифицировать экономические показатели, формируемые в процессе деятельности организации, и делает отчетную информацию сопоставимой с информацией отчетов, составленных другими организациями.

Бухгалтерскую отчетность организации могут составлять по формам, приведенным в приложении к приказу Минфина РФ от 13.01.2000 № 4н «О формах бухгалтерской отчетности организаций». Однако, если при составлении отчетности выявляется недостаточность данных, предусмотренных в образцах отчетных форм, но необходимых для формирования полного представления об имущественном и финансовом положении организации, а также финансовых результатах ее деятельности, то в бухгалтерскую отчетность разрешается включать соответствующие дополнительные показатели или давать расшифровки к соответствующим статьям в виде приложений к отчетным формам, а по отдельным показателям, включенным в форму № 5 «Приложение к бухгалтерскому балансу», - в виде самостоятельных форм бухгалтерской отчетности. Кроме того, организации могут самостоятельно разрабатывать формы бухгалтерской отчетности на основе образцов форм, соблюдая требования, предусмотренные ПБУ 4/99, и сохраняя коды строк по показателям, приведенным в образцах форм отчетности.


При разработке форм и составлении бухгалтерской отчетности организациям следует иметь в виду, что учетный процесс осуществляется исходя из принимаемой ими в соответствии с ПБУ 1/98 учетной политики, которая при быстро меняющихся условиях хозяйствования и жесткой конкуренции подвержена изменениям, оказывающим или способным оказать существенное влияние на финансовое положение, движение денежных средств или финансовые результаты деятельности. Кроме того, за время между отчетной датой и датой подписания годовой отчетности в деятельности организации происходят многочисленные события, которые также могут серьезно повлиять на показатели, отраженные в бухгалтерской отчетности. Из-за таких событий информация, включенная в бухгалтерскую отчетность, может потерять свою актуальность. Это приведет к тому, что пользователи отчетной информации не будут иметь возможности сделать обоснованные выводы и прогнозы относительно развития организации. Поэтому при составлении бухгалтерской отчетности должны быть учтены требования положений по бухгалтерскому учету по раскрытию информации об изменениях учетной политики, о последствиях событий после отчетной даты и условных фактов хозяйственной деятельности.

Рассмотрим порядок раскрытия в бухгалтерской отчетности такой принципиально новой для отечественного учета информации о последствиях событий после отчетной даты и условных фактах хозяйственной деятельности.

В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «События после отчетной даты» (ПБУ 7/98) событиями, возникающими после отчетной даты, признаются существенные факты хозяйственной деятельности, будь то благоприятные или неблагоприятные, которые оказали или могут оказать влияние на финансовое состояние, движение денежных средств или результаты

деятельности организации, и имевшие место в период между отчетной датой и датой, когда бухгалтерская отчетность считается готовой к подписанию и представлению в адреса, определенные законодательством.

События после отчетной даты подразделяют на два вида:

1) события, подтверждающие существовавшие на отчетную дату хозяйственных условий, в которых организация вела свою деятельность;

2) события, свидетельствующие о возникших после отчетной даты хозяйственных условий, в которых организация ведет свою деятельность.

К событиям первого вида могут быть отнесены: объявление в установленном порядке дебитора организации банкротом, если по состоянию на отчетную дату в отношении этого дебитора уже осуществлялась процедура банкротства; произведенная после отчетной даты оценка активов, результаты которой свидетельствуют об устойчивом и существенном снижении их стоимости; получение информации (например, бухгалтерской отчетности) о финансовом состоянии и результатах деятельности дочернего или зависимого общества, ценные бумаги которого котируются на фондовых биржах, свидетельствующей об устойчивом и существенном снижении стоимости долгосрочных финансовых вложений организации (компании); продажа производственных запасов после отчетной даты, показывающая, что расчет цены возможной реализации этих запасов по состоянию на отчетную дату был не обоснован; другие события. Во всех приведенных случаях по состоянию на отчетную дату активы или обязательства существовали. Однако после отчетной даты возникли обстоятельства, оказывающие значительное влияние на соответствующие активы или обязательства. К событиям второго вида могут быть отнесены: