Файл: Правовое регулирование основных видов налогов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2023

Просмотров: 61

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Налоговые органы при наличии у них сведений о налогооблагаемом доходе налогоплательщика в размере свыше 12 млн. руб., полученном в отчетном году не по месту основной работы, обязан направить такому гражданину одновременно с напоминанием о представлении декларации о совокупном годовом доходе бланк декларации.

Другим видом документа, который необходимо представить в налоговую инспекцию, является справка о доходах по месту основной работы. Примерная форма и содержание этого бланка определены Госналогслужбой РФ в Методическом пособии. Справка включает следующие сведения: фамилию, имя, отчество работника (гражданина) и сумму начисленного ему совокупного заработка (дохода) за календарный год; вычеты, сделанные из указанного заработка (дохода), с которого удержан налог; дату выдачи справки; подпись главного бухгалтера предприятия и печать этого же предприятия.

Справку выдает предприятие своему работнику по его просьбе.
Декларацию и справку о доходах по месту основной работы представляет физическое лицо налоговой инспекции.

Граждане, доходы которых подлежат налогообложению на основании декларации о доходах и расходах обязаны вести учет полученных ими в течение календарного года доходов и произведенных расходов, связанных с извлечением доходов. Граждане, не занимающиеся предпринимательской деятельностью, ведут учет полученных доходов по произвольной форме (ст.20 Закона РФ "О подоходном налоге с физических лиц").

Налоговая инспекция в свою очередь выдает гражданам справки о не предоставлении ими декларации когда общая сумма совокупного налогооблагаемого дохода за отчетный год не превышает установленной законом суммы.

2.2 Виды документов, предоставляемых в налоговые органы физическими лицами, занимающимися предпринимательской деятельностью

В соответствии с п.45 "Инструкции Госналогслужбы РФ "По применению Закона РФ "О подоходном налоге с физических лиц", налогообложению подлежат:

1) доходы граждан, зарегистрированных в качестве предпринимателей без образования юридического лица;


2) доходы, получаемые гражданами, не имеющими основного места работы (службы, учебы), от предприятий, учреждений, организаций и физических лиц на основе заключенных договоров гражданско-правового характера;

3) другие доходы граждан, не перечисленных в разделах II "Налогообложение доходов, получаемых гражданами за выполнение ими трудовых или приравненных к ним обязанностей по месту основной работы (службы, учебы)" и III "Налогообложение доходов, получаемых не по месту основной работы (службы, учебы)".

В состав расходов, связанных с получение доходов от предпринимательской деятельности, согласно Приложению 1 к Инструкции Госналогслужбы РФ включается стоимость затрат, отнесенных на реализуемую продукцию (услуги) за налогооблагаемый период. К затратам относятся: стоимость сырья и материалов, приобретаемого со стороны топлива всех видов и электроэнергии, покупных комплектующих изделий и полуфабрикатов; затраты на рекультивацию земель; плата (кроме штрафов) за сырьевые ресурсы; древесину, отпускаемую на корню; за воду, забираемую из водоходных систем в пределах установленных лимитов; стоимость тары и упаковки; проценты за уплату в кредит, предоставленный поставщиком; торговые наценки (надбавки); расходы на транспортировку, доставку, хранение, осуществленные силами поставщика; арендная плата; налог на добавленную стоимость; суммы расходов, связанные с разъездами в целях осуществления предпринимательской деятельности при отсутствии документов, их подтверждающих, в размере не более 1% валового дохода, полученного от этой деятельности; износ нематериальных активов, не имеющих вещественно-натуральной формы, но приносящих доход предпринимателю или создающих условиях для получения дохода. В состав нематериальных активов включаются стоимость приобретенных патентов, авторских прав, лицензий, программные обеспечения, права использовать торговую марку.

Убытки, понесенные в отчетном году, не учитываются при налогообложении в следующем году.

Физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью, представляют в налоговую инспекцию следующие документы:

  1. декларацию о доходах, полученных в календарном году;
  2. сведения о суммах доходов, выплаченных гражданину за календарный год;
    справку о наличии личного подсобного хозяйства;
    справки, подтверждающие право на вычеты из дохода (справка жилищно-эксплуатационной конторы (домоуправления) о наличии иждивенцев, справка учебных заведений об учебе ребенка на дневном отделении учебного заведения).
    Форма и содержание вышеперечисленных документов
    определены Госналогслужбой РФ.

Глава 3. Ответственность физических лиц за нарушение налогового законодательства

Действующее законодательство установило виды и размеры ответственности физических лиц за налоговое правонарушение, а также его состав.

Основополагающими нормативными актами в сфере ответственности является Закон "Об основах налоговой системы в РФ" (ст.13); Закон "О подоходном налоге с физических лиц" (ст.22); Закон "О Государственной налоговой службе РФ" (ст.10,12); Кодекс об административных правонарушениях (ст. 7); Уголовный кодекс РФ (ст.198). Стало быть, исходя из вышеперечисленных нормативных актов, физические лица за нарушение налогового законодательства несут такие виды ответственности, как финансовую (налоговую), административную, уголовную.

Для привлечения к ответственности налогоплательщика за нарушение налогового законодательства необходимо установить в его действиях противоправность и виновность.

Противоправность - это нарушение норм налогового законодательства. Нарушение может выражаться путем неправомерного действия, например, включение в декларацию о доходах заведомо искаженных данных, либо путем бездействия, к примеру задержка уплаты налога, уклонение от подачи декларации о доходах и т. п.

Виновность физического лица в совершении налогового правонарушения проявляется (характеризуется) психическим отношением к совершаемому им правонарушению, т. е. сознавало ли лицо, что не исполняет требования правовых норм налогового законодательства, и предвидело ли наступление отрицательных экономических и правовых последствий.

В настоящее время в отношении налогоплательщиков установлены 17 составов налоговых правонарушений:

1) сокрытие объекта налогообложения (УК - сокрытие в крупных размерах, в особо крупных размерах);

2) неучет объекта налогообложения;

3) занижение дохода (прибыли);

4) ведение учета налогооблагаемого дохода (прибыли) с нарушением установленного порядка;

5) непредставление в налоговый орган документов, необходимых для исчисления, а также для уплаты налога;

6) задержка уплаты налога;

7) несвоевременное представление в налоговый орган документов, наобходимых для исчисления, а также для уплаты налога;


8) искажение бухгалтерских отчетов;

9) представление по неустановленной форме бухгалтерских отчетов, балансов;

10) включение в декларацию о доходах заведомо искаженных данных;

11) уклонение от подачи декларации о доходах;

12) уклонение от явки в органы Госналогслужбы для подачи пояснений;

13) отказ от дачи органам Госналогслужбы пояснений об источниках доходов (прибыли) и фактическом их объеме;

14) непредоставление документов и иной информации о деятельности хозяйствующего субъекта по требованию органов Госналогслужбы;

15) невыполнение требований налогового инспектора о предоставлении документов, допуске в помещение, устранении нарушений законодательства;

16) нарушение условий налогового договора;

17) использование налоговой оговорки.

Исходя из видов юридической ответственности за налоговые правонарушения, к виновным лицам (налогоплательщикам - гражданам) могут применяться такие виды санкций, как налоговые (финансово-экономические), административные и др.

Налоговые (финансово-экономические) санкции применяются в соответствии с п.1 ст.13 Закона РФ "Об основах налоговой системы в РФ", ст.8 Закона "О Государственной налоговой службе РСФСР". Это такие меры воздействия, как взыскание всей суммы сокрытого или заниженного дохода, штрафа, пени, недоимки.

Основанием для применения налоговых (финансово - экономических) санкций является неисполнение налогоплательщиком своих обязанностей при наличии у него объекта налогообложения.

Срок исковой давности по претензиям и искам, предъявляемым к физическим лицам по взысканию налогов в бюджет, установлен законом в 3 года.

Административные санкции за налоговые правонарушения применяются к физическим лицам (налогоплательщикам), которые не являются должностными лицами:

1) граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью без государственной регистрации;

2) граждане, осуществляющие те виды предпринимательской деятельности, которые отсутствуют в полученном свидетельстве о регистрации;

3) граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью запрещенной законодательными актами.

Кодекс РСФСР об административных правонарушениях (ст.24) предусматривает виды административных взысканий, в том числе и штраф.
Размер административного штрафа за нарушение налогового законодательства определяется в пределах, установленных за соответствующее правонарушение.

За уклонение граждан от уплаты налога путем не предоставления декларации о доходах в случаях, когда подача декларации является обязательной, либо путем включения в декларацию заведомо искаженных данных о доходах или расходах, совершенных в крупном размере - наказывается штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда либо лишением свободы на срок до одного года.
То же деяние, совершенное лицом, ранее судимым за уклонение от уплаты налога либо совершенное в особо крупном размере, - наказывается штрафом от пятисот до одной тысячи минимальных размеров оплаты труда либо лишением свободы на срок до трех лет.


Таким образом, квалифицирующими признаками уголовной ответственности являются:

1) особо крупные размеры неуплаты налога;

2) крупные размеры неуплаты налога;

3) лицо, ранее совершившее преступление, предусмотренное ст. 198 УК РФ.

Для привлечения виновных к уголовной ответственности налоговые органы при участии Главного управления налоговых расследований и его органов на местах передают материалы документальной проверки правоохранительным органам.

Случаи отказа в возбуждении или прекращении уголовного дела, возбужденного по материалам документальной проверки, могут быть обжалованы в установленном законом порядке.

Заключение

Налоги представляют собой обязательные сборы и платежи, взимаемые государством с хозяйствующих субъектов и с граждан по ставке, установленной в законном порядке. Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. В современном цивилизационном обществе налоги - основная форма доходов государства.

Налоги с физических лиц представляют собой форму мобилизации определенной части денежных средств на удовлетворение государственных потребностей. Организация работы с налогоплательщиками является прерогативой Государственной налоговой службы Российской Федерации. Построение справедливой и эффективной налоговой системы, обеспечение ее ясности, предсказуемости и стабильности являются важным условием повышения предпринимательской и инвестиционной активности, прогресса Российской Федерации на пути создания рыночной экономики и интегрирования российской экономики в мировую.

Важным шагом в указанных направлениях является работа по реформированию налогового законодательства Российской Федерации, предпринимаемая в настоящее время. Налоговое законодательство необходимо совершенствовать путем его модифицирования, поскольку этот способ позволяет устранить противоречия, неточности и так далее.

Поставленная цель выполнена. Задачи достигнуты.

Список литературы

Нормативно – правовые акты:

  1. Налоговый кодекс РФ
  2. Конституция РФ
  3. Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации.Топорнин Б.Н., Гаджиев Г.А., Захарова Р.Ф., ред., Юристъ - 2007, 1295 стр.