Файл: Нормирование. Ответы.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.08.2020

Просмотров: 924

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1. Система органов управления качеством окружающей среды в Республике Беларусь.

Система органов управления качеством окружающей среды является комплексным социальным механизмом, обеспечивающим устойчивое, т.е. экологически безопасное природопользование, и устранение негативных экологических рисков.

В ее составе выделяют органы государственного и общественного управления.

В структуре органов государственного управления различают органы общей и специальной компетенции.

К органам государственного управления общей компетенции относятся Президент Республики Беларусь, Совет Министров Республики Беларусь, местные Советы депутатов, местные исполнительные и распорядительные органы.

К органам государственного управления качеством окружающей среды специальной компетенции относятся:

1. Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды (Минприроды) Республики Беларусь.

Минприроды является республиканским органом государственного управления и подчиняется Совету Министров Республики Беларусь. В структуру Минприроды входят департаменты и отделы, обладающие правами юридического лица. В систему Минприроды входят территориальные органы Минприроды: межобластные специализированные инспекции без прав юридического лица; областные, Минский городской комитет природных ресурсов и охраны окружающей среды с правами юридического лица, включающий городские, районные инспекции природных ресурсов и охраны окружающей среды, областные, Минская городская, межрайонные лаборатории аналитического контроля, государственные организации, подчиненные Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь.

Главными задачами Минприроды и подотчетных ему структур являются:

- проведение единой государственной политики, в том числе экономической и научно-технической, в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, а также гидрометеорологической деятельности, экологической сертификации и экологического аудита;

- стандартизация и нормирование в области охраны окружающей среды;

- осуществление государственного управления в области изучения, охраны, воспроизводства и рационального использования природных ресурсов, охраны и обеспечения качества окружающей среды, включая государственное регулирование в области гидрометеорологии, экологической сертификации и экологического аудита;

- регулирование и координация деятельности других органов государственного управления и организаций в области обеспечения экологической безопасности, охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, гидрометеорологической деятельности, регулирования воздействия на климат;

- государственный контроль в области охраны окружающей среды и гидрометеорологической деятельности, экологической сертификации и экологического аудита;


- обеспечение республиканских органов государственного управления, иных исполнительных органов и граждан экологической информацией, организация пропаганды экологических знаний, участие в создании системы просвещения, образования и воспитания в области охраны окружающей среды;

- осуществление международного сотрудничества, изучение, обобщение и распространение международного опыта в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, регулирования воздействия на климат, а также гидрометеорологической деятельности, экологической сертификации и экологического аудита.

В структуре Минприроды действуют два департамента с правами юридического лица – Департамент по гидрометеорологии и Департамент по геологии.

Основными задачами Департамента по гидрометеорологии являются:

- проведение единой государственной политики в области гидрометеорологической деятельности, в области мониторинга атмосферного воздуха, мониторинга поверхностных вод и радиационного мониторинга;

- осуществление государственного управления в области гидрометеорологической деятельности;

- государственный контроль в области гидрометеорологической деятельности;

- обеспечение государственных органов, юридических лиц и граждан гидрометеорологической информацией и информацией, полученной в результате проведения мониторинга атмосферного воздуха, мониторинга поверхностных вод и радиационного мониторинга;

- осуществление международного сотрудничества в области гидрометеорологической деятельности, в сфере мониторинга атмосферного воздуха, поверхностных вод и радиационного мониторинга. Основными задачами Департамента по геологии являются:

- проведение единой государственной политики в области геологического изучения недр;

- осуществление государственного управления в области геологического изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы;

- государственный контроль за ведением работ по геологическому изучению недр, их рациональным использованием.

Государственными организациями, подчиненными Минприроды, являются: Республиканское унитарное предприятие «Центральный научноисследовательский институт комплексного использования водных ресурсов», Республиканское научно-исследовательское унитарное предприятие БелНИЦ «Экология», Центр международных экологических проектов сертификации и аудита «Экологияинвест», Геологоразведочное республиканское унитарное предприятие «Белгеология» и др.

2. На Министерство лесного хозяйства Республики Беларусь в области управления качеством окружающей среды возложены следующие задачи:

- проведение единой государственной политики в области рационального использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов, ведения охотничьего хозяйства;


- регулирование в области лесного и охотничьего хозяйств и управление деятельностью подчиненных ему государственных предприятий;

- государственный контроль состояния, рационального использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов, ведения охотничьего хозяйства.

3. Министерство по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь (МЧС) является республиканским органом государственного управления, осуществляющим управление в сфере предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения промышленной и радиационной безопасности. В структуру МЧС входит ряд департаментов с правами юридического лица. Функции управления в области обеспечения качества окружающей среды выполняют: Департамент по надзору за безопасным ведением работ в промышленности (Госпромнадзор); Департамент по ядерной и радиационной безопасности (Госатомнадзор); Департамент по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.

4. Главными задачами Государственного комитета по имуществу Республики Беларусь (Госкомимущество) является проведение единой государственной политики, управления и регулирования в области земельных отношений, государственной регистрации имущественных отношений, ведение соответствующих кадастров, регистров и реестров.

5. Государственная Инспекция охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь является специально уполномоченным государственным органом, подчиненным Президенту Республики Беларусь, и осуществляющим государственное управление и контроль за охраной и использованием объектов животного и растительного мира.

Основными задачами Государственной инспекции являются: осуществление государственного контроля охраны и использования диких животных, относящихся к объектам охоты и рыболовства; древеснокустарниковой растительности и иных дикорастущих растений, используемых в заготовительных целях; регулирование воспроизводства диких животных, являющихся объектами охоты и рыболовства, их рационального использования, сохранения биологического разнообразия.

5. В области обеспечения качества окружающей среды Министерство здравоохранения Республики Беларусь (Минздрав) обеспечивает организацию санитарного надзора и контролирует соблюдение санитарного законодательства министерствами и другими республиканскими органами государственного управления, юридическими и физическими лицами; утверждает санитарно-гигиенические правила и нормы; организует проведение медицинских и санитарно-противоэпидемических мероприятий при возникновении чрезвычайных ситуаций в случае катастроф и стихийных бедствий; организует и проводит работу по минимизации медицинских последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.


6. Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь (Минсельхозпрод) в области управления качеством окружающей среды осуществляет государственный контроль за ветеринарной деятельностью, направленной на обеспечение соответсвия качества продуктов животного происхождения, за содержанием вредных веществ в продукции животного происхождения при их экспорте в страны Европейского Союза, обеспечивает рациональное использование земель, предоставленных в пользование юридическим лицам, находящимся в ведении министерства.

В управлении качеством окружающей среды принимают участие не только уполномоченные государственные органы, но и общественные формирования. В настоящие время в Беларуси функционируют несколько основных общественных объединений: Белорусское общество охраны природы (БООП), Белорусское общество охотников и рыболовов (БООР), Белорусское молодежное экологическое движение «Белая Русь» и др.


2. Организационно-правовые механизмы осуществления экологической политики. Планирование в области охраны окружающей среды.

В Республике Беларусь выделяют два инструмента реализации экологической политики: организационно-правовой и экономический.

Основными организационно-правовыми механизмами осуществления экологической политики являются:

1. планирование в области ООС и природопользования;

2. нормирование и стандартизация в сфере ООС;

3. мониторинг окружающей среды;

4. учет в области окружающей среды;

5. лицензирование в области использования природных ресурсов и ООС;

6. оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) планируемой хозяйственной деятельности;

7. экологическая экспертиза;

8. контроль в области охраны окружающей среды;

9. экологическая сертификация;

10. экологический аудит.


1. Планирование – это мера регулирования природопользования и ООС, которая обеспечивает научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов, предотвращения негативного влияния хозяйственной деятельности на окружающую среду, сохранения природнохозяйственного потенциала Республики Беларусь. Согласно ст. 80 «Закона об охране окружающей среды» Республики Беларусь планирование в рассматриваемой области связано с финансированием природоохранных программ и мероприятий, включая разработку территориальных комплексных схем, программ и мероприятий по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды.