ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.09.2020

Просмотров: 164

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Все больший интерес к проблемам негативного влияния туристической деятельности на природную среду проявляет наука. Анализ, проведенный в рамках НИР «Разработать концепцию обеспечения экологической устойчивости и безопасности туризма на особо охраняемых природных территориях» (договор с БРФФИ № Г08-009), показал, что вопросам оценки антропогенной нагрузки на природные экосистемы посвящено немало исследований. Но все они ведутся преимущественно с биологической точки зрения. Экономической оценке этого явления уделяется меньше внимания.

Обеспечить экологическую безопасность позволяет соблюдение принципа нормирования качества среды обитания и ограничения воздействия на нее негативных факторов. Такими нормативами являются предельно допустимые концентрации содержания вредных веществ в какой-либо среде, предельно допустимые уровни воздействия различных опасных и вредных факторов физической природы, предельно допустимые выбросы вредных веществ в атмосферу и ряд других. Отдельные методики основаны на принципе защиты расстоянием. Другие – на оценке ассимиляционного потенциала окружающей среды (АПОС), представляющего собой способность ландшафта поглощать в определенных пределах эмиссии загрязняющих веществ без изменения своих качественных параметров в неопределенно длительной перспективе. В исследованиях Т.Н. Белоусовой и Л.В. Красиковой предлагается методика эколого-экономической оценки АПОС лесных экосистем, по которой дана эколого-экономическая оценка предельных нагрузок сернистого ангидрида, азота, окиси углерода на лесные насаждения Минского лесхоза.

Учитывая некоторую удаленность большинства заповедных территорий от стационарных и передвижных источников загрязнения, основное влияние на состояние природных экосистем принадлежит рекреационным нагрузкам. Влиянию рекреационных нагрузок на лесные экосистемы посвящены исследования Л.Н. Рожкова. Им разработана теория и практика рекреационного лесоводства, в том числе изучены вопросы рекреационно-дигрессионных процессов в лесах и толерантности лесных экосистем; моделирования и анализа связей показателей рекреационной оценки лесов; социально-экономических последствий рекреационного лесопользования.

Вопросы определения предельных рекреационных нагрузок для ООПТ достаточно сложны в методическом плане. Предельно допустимые воздействия на различные экосистемы определены экосистемным нормированием – перспективным направлением экологического нормирования. Базовыми показателями установления предельно допустимого воздействия на экосистему выделяют ассимиляционную емкость геосистемы, геодинамический потенциал и вероятность невозникновения отказа в системе.

При формировании экологической политики в области устойчивого развития экотуризма необходимо учитывать некоторые ограничения, выраженные через систему показателей. Потенциальные возможности развития экотуризма ограничиваются пропускным туристским потенциалом.


Пропускной туристский потенциал – это та максимальная нагрузка, которую может выдержать рекреационная система без серьезного ущерба для туристско-рекреационных ресурсов, негативного воздействия на впечатления от поездки и возникновения социально-экономических проблем у населения.

Пропускной туристский потенциал подразделяют на три основных вида: экологический пропускной потенциал – это уровень посещаемости, превышение которого приводит к неприемлемым экологическим последствиям либо в результате действий самих туристов, либо вследствие функционирования обслуживающей инфраструктуры. Туристский социальный пропускной потенциал – это уровень посещаемости, превышение которого влечет за собой ухудшение впечатлений от поездки. Местный социальный пропускной потенциал – уровень посещаемости, превышение которого приводит к возникновению социально-экономических проблем у местного населения и негативным последствиям для местной культуры.

Для устойчивого развития туризма на ООПТ целесообразно учитывать его последствия для природных комплексов, обеспечиваться это должно через внедрение системы показателей, характеризующих экосистемы и экологическое состояние ООПТ и их мониторинг. Авторы отчета о НИР предлагают систему показателей, которая объединяет спектр параметров. Прежде всего они оценивают: ООПТ в целом как объект управления, охраны и использования, а также ООПТ в целом как природный комплекс. Кроме того, оцениваются отдельные категории экосистем, выявленные на ООПТ; отдельные наиболее важные с точки зрения охраны и принятия управленческих и проектных решений объекты растительного и животного мира, ландшафтов; комплекс природных и антропогенных воздействий на экосистемы ООПТ, способных создать угрозу существованию отдельных экосистем, их комплексов или отдельных объектов растительного и животного мира, ландшафтов.

Наиболее значимыми направлениями экологической политики развития устойчивого туризма на заповедных территориях, на наш взгляд, являются: разработка методики оценки влияния антропогенных нагрузок на природные комплексы ООПТ; выработка основных критериев оценки угроз безопасности для природных экосистем ООПТ; формирование методической базы для разработки планов лесоустройства и планов управления природоохранных учреждений; разработка механизма учета системы показателей влияния антропогенных, в т.ч. рекреационных нагрузок на состояние различных экосистем ООПТ; создание обучающих программ для повышения квалификации туроператоров и турагентов, предоставляющих услуги в экотуризме; просветительских программ для школьников, студентов, способствующих повышению экологического воспитания и культуры; приобретение отечественного и зарубежного опыта в плане разработки основных принципов экологического нормирования состояния экосистем и методологических основ экосистемного нормирования.




СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


1. Берниковская, О.В. Экологический туризм в условиях ноосферного развития / О.В. Берниковская // Учение B.И. Вернадского о ноосфере и антикризисное социально-экономическое развитие Беларуси. Сборник материалов науч.-практ. конф., Минск, 22-23 окт. 2009 г. / Ин-т экономики НАН Беларуси. – Минск; Право и экономика, 2010 – C. 612-616.

2. Создание интегрированной системы мониторинга растительного мира и лесов заказника «Званец» в рамках комплексного мониторинга экосистем особо охраняемых природных территорий: отчет о НИР (заключ.) / Ин-т экспер. ботан. им. В.Ф. Купревича НАН Беларуси; рук. А.В. Судник. – Минск, 2007 – 137 с. – Договор № 71 от 26.01.2007 г.

3. Асаенок, И.С. Среда обитания: риск, здоровье, экономика / И.С. Асаенок. – Минск: Бестпринт, 2006, – 221 с.

4. Белоусова, Т.Н. Методика экономической оценки ассимиляционного потенциала лесов / Т.Н.Белоусова // Сб. науч. тр. / Ин-т леса НАН Беларуси. – Гомель, 2001 – Вып. 53: Проблемы лесоведения и лесоводства. – С. 353-355.

5. Белоусова, Т.Н. Экономическая оценка предельных нагрузок загрязняющих веществ на лесные экосистемы (на примере ГЛХУ «Минский лесхоз») / Т.Н. Белоусова, Л.В. Красикова // Экономика, оценка и управление недвижимостью и природными ресурсами: материалы Междунар. науч.-практ. конф., Минск, 18-20 апр, 2007 г. / Бел. гос. технол. ун-т. – Минск, 2007 – 310 с.

6. Рожков, Л.Н. Основы теории и практики рекреационного лесоводства/Л.Н.Рожков. – Минск. БГТУ, 2001 – 292 с.

7. Семаков, В.В. Беловежская пуща и туризм / В.В. Семаков, Н.Н. Бамбиза // Лесное и охотничье хозяйство. – 2007 – № 6 – С. 38-43.

8. Опекунов, А.Ю. Экологическое нормирование / А.Ю. Опекунов. – Санкт-Петербург: ВНИИ Океангеология, 2001 – 216 с.

9. Стратегий устойчивого развития экологического туризма в Беларуси / Л.М. Гайдукевич [и др.]; под общ. ред. Л.М. Гайдукевича, С.А. Хомич. – Минск: БГУ, 2008 – 351 с.

10. Об утверждении Национальной стратегии развития и управления системой природоохранных территорий до 1 января 2015 г.: постановление Совета Министров Республики Беларусь, 29 дек. 2007 г., № 1920 // Нац. Реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2008 – № 5/26646.

11. Об утверждении Государственной программы развития системы особо охраняемых природных территорий Республики Беларусь на 2008-2014 годы: Указ Президента Республики Беларусь, 6 марта 2008 г., № 146 // Нац. реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2008 – № 1/9532.