ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.09.2020
Просмотров: 219
Скачиваний: 4
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УО «БАРАНОВИЧСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ФАКУЛЬТЕТ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ
УСР №2
по дисциплине “Социальная экология и экология человека”
на тему “Охрана окружающей среды в жизни общества”
Подготовила
студентка 4 курса
группы ГЭ – 41
Бордюк Я. В.
Барановичи, 2017 г.
Понятие об экологических рисках
В последние годы приоритеты в природоохранной политике, основанные на учете ПДК, ПДС, ПДВ и других норм и нормативных воздействий на природу, пересматриваются. Причина: невысокая эффективность нормативного подхода из-за возможности субъективного подхода к «норме» и манипулирования этим понятием. В связи с этим, в основу государственной экологической политики в условиях прогрессирующего загрязнения постепенно закладывается концепция экологического риска.
Экологический риск – это оценка на всех уровнях – от точечного до глобального – вероятности появления негативных изменений в окружающей природной среде, вызванных антропогенным или иным воздействием. Под экологическим риском понимают также вероятностную меру опасности причинения вреда природной среде в виде возможных потерь за определенное время.
Вред природной среде при различных антропогенных и стихийных воздействиях очевидно неизбежен, однако он должен быть сведен до минимума и быть экономически оправданным. Любые хозяйственные или иные решения должны приниматься с таким расчетом, чтобы не превышать пределы вредного воздействия на природную среду. Установить эти пределы очень трудно, поскольку пороги воздействия многих антропогенных и природных факторов неизвестны. Поэтому расчеты экологического риска должны быть вероятностными и многовариантными, с выделением риска для здоровья человека и природной среды.
Оценке допустимого экологического риска в последнее время уделяется все больше и больше внимания, особенно при принятии решений о вложении инвестиций в то или иное производство. При этом при антропогенном воздействии учитываются следующие правила допустимого экологического риска:
1) неизбежность потерь в природной среде;
2) минимальность потерь в природной среде;
3) реальная возможность восстановления потерь в природной среде;
4) отсутствие вреда здоровью человека и необратимость изменений в природной среде;
5) соразмерность экологического вреда и экономического эффекта.
Различают три главные составляющие экологического риска:
- оценку состояния здоровья человека и возможного числа жертв;
- оценку состояния биоты (в первую очередь фотосинтезирующих организмов) по биологическим показателям;
- оценку воздействия загрязняющих веществ на человека и окружающую природную среду.
Так, например, оценка риска стихийных бедствий должна включать, расчеты возможного числа погибших и пострадавших людей, а также экономических потерь. Вначале собирают фактические данные о природных опасностях на изучаемой территории, далее определяют их самые опасные типы и частоту проявления, затем составляют карту (или серию карт), отражающих вероятность развития опасных процессов. На основе анализа природных опасностей и уязвимости среды, выполненного совместно с проектировщиками, экономистами и социологами, оценивают риск и составляют карты риска. Эти карты, где указаны территории различной степени риска, помогают эффективно решать вопросы управления риском и планирования социально-экономического развития региона (области, района, города).
Любое превышение пределов допустимого экологического риска на отдельных производствах должно пресекаться по закону. С этой целью ограничивают или приостанавливают деятельность экологически опасных производств, а на стадиях принятия решений допустимый экологический риск оценивают с помощью государственной экологической экспертизы и в случае его превышения, представленные для согласования материалы, отклоняют.
Фактор экологического риска существует на любых производствах, независимо от мест их расположения. Однако существуют регионы, где, в сравнении с более экологически благополучными районами, во много раз превышены вероятность проявления негативных изменений в экосистемах, а также вероятность истощения природно-ресурсного потенциала и, как следствие, величины риска потери здоровья и жизни для человека. Эти регионы получили название зон повышенного экологического риска.
В пределах регионов повышенного экологического риска выделяют зоны: 1) хронического загрязнения окружающей среды; 2) повышенной экологической опасности; 3) чрезвычайной экологической ситуации и 4) экологического бедствия.
Согласно Закону к зонам чрезвычайной экологической ситуации относят территории, на которых в результате воздействия негативных антропогенных факторов происходят устойчивые отрицательные изменения окружающей природной среды, угрожающие здоровью населения, состоянию естественных экосистем, генофондам растений и животных.
Зоной экологического бедствия, указами президента или постановлениями правительства, на основе государственной экологической экспертизы, объявляется часть территории, на которой произошли необратимые изменения окружающей среды, повлекшие за собой существенное ухудшение здоровья населения, разрушение естественных экосистем, деградацию флоры и фауны. Финансирование затрат по оздоровлению окружающей среды зависят от принадлежности территории к той или иной зоне повышенного экологического риска.
Экологическая безопасность
Согласно Концепции национальной безопасности Республики Беларусь, экологическая безопасность определяется как состояние защищенности окружающей среды, жизни и здоровья граждан от возможного вредного воздействия хозяйственной или иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Ее обеспечение является обязательным условием устойчивого (сбалансированного) развития страны и призвано реализовывать конституционное право граждан на благоприятную окружающую среду.
В Республике Беларусь сформирована определенная комплексная система экологической безопасности, включающая организационную (нормативно-правовую базу) и управленческую инфраструктуры, системы мониторинга окружающей среды, подготовки кадров, образования, научного обеспечения, информирования населения. Созданный механизм, обеспечивающий безопасность в экологической сфере, оказался в целом вполне эффективным, хотя и требует усовершенствования с учетом новых угроз и возможностей экономики страны.
Возникла необходимость конкретизации всего спектра современных вызовов и угроз, разработки путей, методов и механизмов их нейтрализации, что, собственно, и привело к разработке новой концепции национальной безопасности, с важным разделом – экологическая безопасность.
Национальные интересы Республики Беларусь включают:
- обеспечение экологически благоприятных условий жизни, отдыха
и трудовой деятельности людей;
устойчивое природно-ресурсное обеспечение социально-экономического развития страны для удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений людей путем рационального использования природно-ресурсного потенциала;
- сохранение биологического и ландшафтного разнообразия, сохранение природных систем в состоянии, обеспечивающем поддержание экологического равновесия;
- преодоление негативных последствий радиоактивного загрязнения территории страны и иных унаследованных проблем, создающих угрозу экологической безопасности;
- реабилитацию экологически нарушенных территорий;
- создание условий безопасного проживания населения и защиты территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- содействие поддержанию глобального и регионального экологического равновесия, решению глобальных и региональных экологических проблем.
Продолжится комплексная реабилитация и возрождение пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС территорий страны. Дальнейшее совершенствование Государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций призвано обеспечить эффективную защиту населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. При строительстве и эксплуатации национальной АЭС будут неукоснительно соблюдаться все международные правила и нормы в области радиационной, промышленной и экологической безопасности.
Развитие международного сотрудничества в области охраны окружающей среды и правового разрешения экологических проблем транснационального характера, повышение достоверности оценок и прогнозов состояния природной среды, изменений климата, опасных погодных и климатических явлений, адаптация отраслей экономики к изменениям окружающей среды и климата, сокращение выбросов в атмосферу парниковых газов позволит обеспечить национальную безопасность в экологической сфере.
Комплекс мер в разных сферах деятельности человека по улучшению эффективности существующей системы предупреждения и реагирования на чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, внедрению новых технологий, совершенствованию экономического нормативно-правового механизма экологической безопасности и т. д. включает:
- формирование единой системы государственного управления экологической безопасностью, объединяющей охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов;
- уменьшение воздействий загрязняющих веществ на окружающую среду путем технологического обновления производственного комплекса и автотранспортного парка, снижения степени износа основных промышленно-производственных средств, разработки и внедрения новых экологически безопасных технологий и техники в промышленности, энергетике, сельском хозяйстве, на транспорте, экологической сертификации выпускаемой продукции;
- использование безопасных заменителей химически опасных веществ, разрушающих озоновый слой и природные экосистемы;
- снижение загрязнения окружающей среды, формирование благоприятной эстетической среды в городах, населенных пунктах и местах отдыха населения;
- повсеместный перевод питьевого водоснабжения на подземные источники, уменьшение содержания в водах железа и нитратов.
Актуальная тема – адаптация отраслей народного хозяйства к изменениям окружающей среды и климата, наиболее полное использование связанных с ними положительных и минимизация отрицательных последствий; совершенствование системы прогнозирования опасных природных явлений метеорологического, гидрологического, геологического и биологического характера. В доработке нуждается и система платежей за пользование природными ресурсами и возмещение ущерба, причиненного окружающей среде; доведение ставок возмещения до уровня, обеспечивающего полную компенсацию ущерба (реализация принципа «загрязнитель платит»).
Необходимо продолжить развитие системы образования и подготовку кадров в области экологической безопасности, воспитание у населения экологической культуры, вовлечение общественных объединений в решение экологических проблем.
Развитие фундаментальных и прикладных научных исследований в области экологии и безопасности жизнедеятельности и разработка научных основ и методического обеспечения экологической безопасности применительно к условиям Беларуси позволят дать наиболее полную оценку региональных экологических угроз и рисков.
Экологические проблемы в современном мире нередко носят глобальную окраску, что предполагает учет в международном сотрудничестве роли природных комплексов Беларуси как фактора экологической стабилизации общеевропейского значения.
Выполнение этого, далеко не полного, комплекса мер, реализация названных механизмов обеспечат конституционное право граждан на благоприятную окружающую среду и явятся необходимым условием устойчивого (сбалансированного) развития страны.
Экологически безопасные технологии
Прямое получение железа из руд
На Оскольском металлургическом комбинате вместо традиционных методов, железо получают прямым путем из руд, прошедшие подготовку в цехе окатышей и металлизации. В этом случае с технологии исключены наиболее мощные источники загрязнения (производство кокса, аглофабрика, доменный цех).
Физико-химическая отличие бескоксовой металлургической схемы в том, что содержание кислорода в железорудном материале снижается постепенно. В традиционной схеме получения металла содержание кислорода снижается от 20% в руде до 0,001% в чугуне, а затем повышался до 0,1% в стали. В бескоксовой схеме количество кислорода снижается от 20% до 1% в металлизированной сырье, а затем, после плавки в электропечи, снижается до 0,1% в готовой стали.
Схема производственного процесса: железорудный концентрат после обогащения в виде пульпы поступает на ошматування для производства окатышей, а затем в шахтную печь для восстановительного обжига. Получают металлизированные окатыши с содержанием железа до 95%, которые направляют на передел в электродуговые печи.
Общее количество выбросов пыли, SO2, NOx, СО в технологии прямого получения железа в 6 раз меньше, чем в традиционной технологии. Если учитывать, что нет производства кокса с выделениями канцерогенных полициклических ароматических углеводородов, то суммарная токсичность выбросов по новой технологии в 300 раз меньше, чем по традиционной.
Прямое получение черновой меди
Для прямого получения черновой меди целесообразно применять процесс "Мицубиси" (Япония). Он происходит в трех различных агрегатах: 1- плавильная печь; 2 - фурмы; 3 - горелка; 4 - электропечь; 5 - печь для конвертирования.
Сульфидная концентрат вместе с флюсами и воздух, обогащенный кислородом, подают в печь через вертикальные фурмы. Здесь происходит плавление и продувки расплава. Штейн и шлак из плавильной печи перетекают в электропечь, где происходит их расслаивание и обеднение шлака до 0,4-0,5% Сц. Через сифон штейн непрерывно перетекает в печь для конвертирования. После продувки штейна воздухом получают черновую медь, которую в дальнейшем подают в миксер и на огневое рафинирование. Конвертерный шлак, содержащий 13-18% Си, возвращают в плавильную печь.
Мероприятия ресурсосбережения в металлургии
Одной из отраслей, в деятельности которой по ресурсосбережению и экологии человечество ставит серьезные претензии, является металлургия. Например, металлургический комбинат полного цикла, выпускает 10 млн. Тонн стали в год, до введения строгих мер контроля ежегодно выбрасывал в атмосферу более 200 тыс. Тонн пыли, 50 тыс. Тонн серы, 250 тыс. Тонн оксида углерода (II), оксидов азота и других веществ. Кроме того, работа заводских агрегатов сопровождается шумом и вибрацией.
Современная металлургия основывается на использовании топливных ресурсов (уголь, природный газ, нефть), электроэнергии (источники – нефть, природный газ, уголь), воздух (производство, связанное со значительными затратами электроэнергии).
Энергоресурсы металлургических предприятий обычно разделяют на первичные и вторичные. К первичным относятся потребляемые в процессе производства, поступающих на завод, уголь, газ, мазут, электроэнергия. Вторичные энергетические ресурсы (ВЭР) условно разделяют на две группы: высоко и низкопотенциальное. В нашей стране, как и во многих промышленно развитых странах, основное внимание уделяют утилизации высокопотенциальный вторичных энергоресурсов (ВЭР).