Файл: Шимова О.С., Соколовский Н.К. Основы экологии и экономика природопользования.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.09.2020

Просмотров: 4183

Скачиваний: 15

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Подготовка экономистов широкого профиля предполагает взаимодействие всех учебных дисциплин. Курс "Основы экологии и экономика природопользования" имеет наиболее тесные связи с экономической теорией (политической экономией), которая изучает законы общественного производства, распределения и потребления материальных благ. Знание этих законов позволяет осуществить более глубокий анализ эколого-экономических отношений, исследовать их роль и место в общественном производстве.

Велика роль взаимосвязей и с другими экономическими дисциплинами, результаты теоретических изысканий и практической деятельности которых используются при изучении "Основ экологии и экономики природопользования": государственным регулированием, прогнозированием и планированием экономики, финансами и кредитом, бухгалтерским учетом и анализом хозяйственной деятельности, экономикой отраслей хозяйства, статистикой, размещением производительных сил, региональной экономикой и др.

В свою очередь во многих экономических дисциплинах рассматриваются экологические аспекты хозяйственного развития, что обусловлено зависимостью экономических процессов от характера и особенностей взаимодействия общества с природой, необходимостью учета проявлений этого взаимодействия при организации хозяйственной деятельности. Дальнейшее развитие общественного производства немыслимо без его экологической перестройки, экологизации всех его звеньев. В итоге формируются узкоспециализированные научные направления и, соответственно, спецкурсы в учебном процессе статистика окружающей среды, экология промышленности, сельскохозяйственного производства, туризма и др.

В условиях становления рыночных отношений создаются реальные предпосылки для рационализации природопользования, что связано с процессами повышения экономической самостоятельности предприятий, обеспечения принципов самоуправления регионов, дифференциации форм собственности и другими рыночными механизмами. Поэтому большой интерес для экономики природопользования представляют так называемые "рыночные" экономические дисциплины менеджмент, маркетинг, макро- и микроэкономика и другие, из которых она черпает сведения об особенностях функционирования рыночной экономики и ее возможностях в оптимизации эколого-экономических отношений.

Совершенствование преподавания экологии и экономики природопользования связано с использованием многих теоретических положений и информационных данных естественных и технических наук. Отметим, прежде всего, тесные связи с широким кругом природоведческих отраслей знаний геологией, почвоведением, биологией, лесоведением, метеорологией, гидрологией, ландшафтоведением и др. Эти связи основаны на необходимости четкого представления о специфике природных компонентов, которые вовлекаются в эколого-экономические отношения.


Большое значение имеет взаимосвязь курса с географическими науками, разрабатывающими многие сложные проблемы регионального природопользования. Кроме того, в эколого-экономических исследованиях все шире используется важнейший научный метод географии метод районирования.

Взаимодействия экологии и экономики природопользования с техническими науками обусловлены тем, что экологизация производства, совершенствование технологий с целью снижения негативного воздействия производительных сил на природную среду невозможны без учета новейших достижений науки и техники, их эколого-экономического обоснования.




1.4. Функции и задачи эколого-экономических исследований и учебного курса "Основы экологии и экономика природопользования"

В переходный период социально-экономического развития возникает серьезная опасность ухудшения экологической ситуации вследствие разрушения стабильных хозяйственных связей, использования низкокачественных и некондиционных видов топлива, финансовых трудностей субъектов хозяйствования, ограничивающих возможности природоохранной деятельности, недостаточности бюджетного финансирования экологической сферы и т.п. Многие специалисты считают, что "чисто рыночная" экономика является наиболее опасным для природы способом хозяйствования, поскольку частный собственник в условиях слабо регулируемого рынка в погоне за максимальной прибылью стремится к сокращению своих непроизводительных расходов, к которым в первую очередь и относят затраты на экологию. А это, конечно же, приведет к ухудшению экологической обстановки.

В связи с этим эколого-экономические исследования призваны реализовывать в обществе следующие основные функции:

направляющую (обоснование экологических целей и выбор главных путей их реализации);

координирующую (сбалансирование важнейших пропорций в потреблении природных ресурсов и согласование производственных интересов природопользователей с экологическими интересами общества);

стимулирующую (активизация природоохранной деятельности субъектов хозяйствования и общества в целом).

Выполнение этих функций в свою очередь выдвигает перед новым интегрированным научным направлением экологией и экономикой природопользования такие задачи, как:

  • разработка стратегических направлений ресурсосберегающего развития экономики и экологической политики государства;

  • формирование системы государственного регулирования, прогнозирования и контроля природоохранной деятельности;

  • исследование и научное обоснование хозяйственного механизма природопользования в условиях становления рыночных отношений;

  • совершенствование организационных основ управления природопользованием;

  • разработка экономического механизма охраны окружающей среды и эффективного природопользования с применением рыночных рычагов;


теоретическое обоснование и выработка методических подходов к определению экономических показателей природоохранной деятельности производственных объектов и степени их воздействия на окружающую среду;

установление путей и методов повышения эффективности использования природных ресурсов, их воспроизводства, усиления режима экономии, комплексной переработки сырья и вторичных ресурсов производства, снижения материало- и энергоемкости производства в целях сокращения вредного воздействия на окружающую среду

Главной задачей курса "Основы экологии и экономика природопользования" является формирование системы знании о рациональном природопользовании, путях достижения устойчивого эколого-экономического развития, функционировании и совершенствовании хозяйственного механизма природопользования, адекватного рыночной экономике. Это предопределило изучение в данном курсе следующих составных частей механизма регулирования сферы природопользования:

  • системы планирования и прогнозирования природопользования;

  • управления природопользованием и его регулирования, правовой защиты природной среды;

  • системы наблюдения, учета и контроля в области охраны окружающей среды;

финансирования и кредитования природоохранных мероприятий;

экономического стимулирования рационального природопользования и природоохранной деятельности.

В задачи курса "Основы экологии и экономика природопользования" входит изучение эколого-экономических проблем Республики Беларусь и путей их решения. Среди этих проблем охрана и обеспечение качества воздушного бассейна страны, охрана и рациональное использование водных ресурсов, улучшение использования и сохранение плодородия земельных ресурсов, повышение эффективности использования и охраны лесных и минерально-сырьевых ресурсов. Сложность экологической ситуации обусловлена совмещением в ряде регионов производственного и радиационного загрязнения. Отсюда вытекает необходимость анализа и учета специфики природопользования в условиях радиационного загрязнения территории страны.

Знания в области экологии и экономики природопользования помогут будущим специалистам осуществлять необходимые расчеты по экономической оценке природных ресурсов, определению размеров экологических платежей, экологических издержек производства, экономической эффективности проводимых природоохранных мероприятий и т.п.

Одна из главных задач эколого-экономического образования привить будущему руководителю производства понимание того, что любое хозяйственное действие отражается на состоянии окружающей среды, и поэтому решать производственные вопросы надо комплексно, сопоставляя производственный эффект с экологическими последствиями.

Для устойчивого развития страны необходимо, чтобы каждый гражданин был сознательным и активным участником процесса сбережения, умножения и рационального использования природных ресурсов в целях обеспечения нормальных условий проживания и деятельности настоящего и будущих поколений.


Глава 2. ОСНОВЫ ОБЩЕЙ ЭКОЛОГИИ

2.1. Краткий исторический очерк возникновения и развития экологии

Экология как самостоятельная отрасль науки обязана своим происхождением немецкому зоологу-эволюционисту Э. Геккелю. Во втором томе труда "Всеобщая морфология организмов" (1866) он дал ей следующее определение: "Под экологией мы понимаем общую науку об отношениях организмов с окружающей средой, куда мы относим в широком смысле все "условия существования". Они частично органической, частично неорганической природы... К неорганическим относятся физические и химические свойства местообитаний организмов климат (свет, тепло, влажность и атмосферное электричество), неорганическая пища, состав воды и почвы и т.д. В качестве органических условий существования мы рассматриваем общие отношения организма ко всем остальным организмам, с которыми он вступает в контакт и из которых большинство содействует его пользе или вредит. Каждый организм имеет среди остальных своих друзей и врагов, таких, которые способствуют его существованию, и тех, что ему вредят. Организмы, которые служат пищей остальным или паразитируют в них, во всяком случае, относятся к данной категории органических условий существования".

Как и большинство наук, экология имеет длительную предысторию. Ее обособление в качестве самостоятельной науки в середине XIX в. представляет собой естественный этап накопления большого объема научных знаний о природе. Еще в трудах античных философов встречаются первые попытки обобщения сведений об образе жизни животных и растений, зависимости их от среды обитания, характере распределения и своеобразии в разных природно-климатических условиях. Так, Аристотель (384-322 гг. до н.э.) описывает свыше 500 видов известных ему животных и рассказывает об их поведении. Ученик Аристотеля – "отец ботаники" Теофраст Эрезийский (372-287 гг. до н.э.) приводит сведения о своеобразии растений в разных условиях, зависимости их формы и особенностей роста от почвы и климата.

В средние века интерес к изучению природы ослабевает под давлением богословия и схоластики, но возрождается с новой силой в эпоху Возрождения, великих географических открытий, когда колонизация новых стран послужила толчком к развитию систематики науки о разнообразии всех организмов на планете. В это время исследователями составлены подробнейшие описания растений и животных, их внутреннего и внешнего строения. Первые систематики — Дж. Рей (1627 —1705), К. Линней (1707—1778) и другие, стремясь к созданию полной системы (классификации) органического мира, сообщали и о зависимости растений от условий их произрастания или возделывания, местах обитания и т.п.

В XVII XVIII вв. экологические сведения составляли нередко значительную часть в записях известных путешественников. В трудах СП. Крашенинникова, И.И. Лепехина, П.С. Палласа и других географов и натуралистов указывалось, что рас­пространение растительности и животного мира в разных частях планеты связано с климатическими особенностями. А Ж.-Б. Ламарк (1744 – 829), автор первого эволюционного учения, считал, что влияние "внешних обстоятельств" одна из самых важных причин приспособительных изменений организмов, эволюции животных и растений.


Дальнейшему развитию экологического мышления способствовало появление в начале XIX ст. биогеографии. Труды А.Гумбольдта (1769 – 1859) определили новое, экологическое направление в географии растений. Он ввел в науку представление о том, что "лицо" ландшафта определяется внешним обликом растительности: в сходных зональных и вертикально-поясных географических условиях у растений разных систематических групп вырабатывается сходный внешний облик.

Одним из основоположников классической экологии с полным правом можно назвать профессора Московского университета К.Ф. Рулье (1814 1858), который широко пропагандировал необходимость развития особого направления в зоологии, посвященного всестороннему исследованию жизни животных, их сложных взаимосвязей с окружающим миром (взаимоотношения родителей и потомства, отношения между животными разных видов, их взаимодействие с растениями, почвой, зависимость от физических условий и т.п.). К.Ф. Рулье разработал широкую систему экологических исследований животного мира.

В 1859 г. появилась книга Ч. Дарвина "Происхождение видов путем естественного отбора, или Сохранение благоприятствуемых пород в борьбе за жизнь". В этом труде показано, что борьба за существование в природе, под которой автор понимал все формы противоречивых связей вида со средой, приводит к естественному отбору, то есть является движущим фактором эволюции. Стало ясно, что взаимоотношения живых существ и их связи с неорганическими компонентами природы ("борьба за существование") большая самостоятельная область исследований.

В 1866 г., благодаря Э. Геккелю, эта новая область знаний получила название "экология", развернутое определение которой приведено в начале данной темы. Интересно, что Э. Геккель позднее отрекся от введенного им названия, заменив его на "экономию природы", однако термин "экология" постепенно получил всеобщее признание.

В конце 70-х годов XIX в. в экологии возникло новое направление биоценология. Немецкий гидробиолог К. Мёбиус обосновал представление о биоценозе как глубоко закономерном сочетании организмов в определенных условиях среды, обусловленном длительной историей приспособления видов друг к другу и к сходной экологической обстановке. Учение о растительных сообществах обособилось в отдельную отрасль ботанической экологии геоботанику, основные положения которой были разработаны в трудах Г.Ф. Морозова и В.Н. Сукачева на основе учения о лесе.

В начале XX ст. оформились экологические школы гидробиологов, ботаников, экологов, в каждой из которых развивались определенные стороны экологической науки. В 1910 г. на III Ботаническом конгрессе в Брюсселе экология растений официально разделилась на экологию особей, отдельных видов (аутоэкологию) и экологию сообществ (синэкологию). Это деление распространилось и на экологию животных. В 1913-1920 гг. были организованы экологические научные общества, основаны журналы, экологию начали преподавать в университетах.