Файл: Шимова О.С., Соколовский Н.К. Основы экологии и экономика природопользования.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.09.2020

Просмотров: 4177

Скачиваний: 15

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Итоговые документы Стокгольмской конференции отразили согласованную волю международного сообщества по коренным вопросам международного сотрудничества в области охраны ок­ружающей среды, дали государствам возможность использовать механизм ООН для поиска решения важных экологических про­блем в различных частях нашей планеты.

Значимость исторических решений конференции, которые хотя и носили рекомендательный характер, но создали предпо­сылки формирования комплекса международно-правовых норм, регулирующих различные аспекты охраны окружающей среды, подтверждает тот факт, что день открытия Стокгольм­ской конференции — 5 июня — был объявлен Всемирным днем окружающей среды.

Созданная по решению Стокгольмской конференции специ­альная структура ООН — Программа ООН по окружающей сре­де (ЮНЕП) — занимается наиболее острыми проблемами гло­бального экологического кризиса: изменением климата, опус­тыниванием земли, деградацией почв, вырубкой лесов, сокраще­нием запасов пресной воды, загрязнением океана, сокращением биологического разнообразия. Одно из начинаний ЮНЕП — соз­дание всемирной системы слежения (мониторинга) за состояни­ем и изменениями биосферы. Она будет состоять из следующих подсистем: ИНФОТЕРРА (Глобальная информационная сеть, предназначенная для обеспечения всех заинтересованных лиц указателями источников информации по окружающей среде); ГСМОС (глобальная система мониторинга окружающей среды для координации замеров глобального загрязнения); МРПТХВ (Международный регистр потенциально токсичных химичес­ких веществ для раннего оповещения об ущербе окружающей среде от химических загрязнений). ИНФОТЕРРА (Информация о Земле) пока является единственной, полностью функциониру­ющей частью Глобальной системы наблюдений.

Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП) — централь­ное учреждение ООН в данной области, обеспечивающее ком­плексный и цельный подход к решению многочисленных сос­тавляющих общей проблемы сохранения биосферы.

Вторая Конференция ООН по окружающей среде и развитию состоялась в 1992 г. в Рио-де-Жанейро (КОСР-92). Она проходила на уровне глав государств и правительств 178 стран и стала ответом на резолюцию Генеральной ассамблеи ООН (1989), при­звавшую организовать конференцию для выработки стратегии устойчивого, экологически приемлемого развития цивилиза­ции.

Документы, принятые на этой конференции, приобрели законодательный характер (в отличие от рекомендательного ха­рактера Стокгольмских документов). В соответствии с ними каждое государство-участник конференции должно было отре­гулировать свое национальное законодательство в соответствии с принятой мировым сообществом концепцией устойчи­вого человеческого развития.

Понятие "устойчивое развитие" вошло в лексикон мирового сообщества в 1987 г. с момента опубликования доклада Между­народной комиссии по окружающей среде и развитию (МКОСР, или комиссии Брундтланд, созданной по инициативе Генераль­ного секретаря ООН в 1983 г.) "Наше общее будущее", в котором ярко показана невозможность решать крупные экологические проблемы вне их связи с социальными, экономическими и поли­тическими проблемами. В докладе под устойчивым развитием понимается такая модель социально-экономического разви­тия, при которой удовлетворение жизненных потребностей нынешнего поколения людей достигается без лишения такой возможности будущих поколений. Главными условиями устой­чивого развития являются:


  • приоритетность качественных показателей (качества жиз­ни) перед количественными (численностью, потреблением);

  • сохранение биологического и культурного разнообразия;

  • согласование природопользования с эволюционной перио­дичностью природных процессов.

Концепция устойчивого развития была принята в качестве официальной позиции ООН (Рио-де-Жанейро, 1992). Ключевым понятием в этой концепции является изменение качества рос­та. Этот рост должен быть менее материале- и энергоемким и более справедливым по распределению прибылей. Экономичес­кое развитие неустойчиво, если оно увеличивает уязвимость экономики перед кризисами. Устойчивость требует учета чело­веческих потребностей и благосостояния, включает такие неэ­кономические категории, как образование и здоровье.

Однако улучшение качества человеческой жизни ограничено возможностями окружающих экосистем, и устойчивость в ко­нечном счете определяется численностью населения Земли и предельными возможностями биосферы.

Текущие проекты предполагают, что при нынешних демог­рафических тенденциях население мира будет стабилизировано на уровне 11,6 млрд. человек. К настоящему времени, согласно разработанным наукой биосферной и ресурсной моделям миро­вой системы, допустимая для Земли численность населения сос­тавляет соответственно 1—2 млрд. человек и 7—8 млрд. человек, а значит, мировая система движется не по сценарию выхода из глобального экологического кризиса, а по инерционному сцена­рию его углубления.

Модель устойчивого развития мировой системы основывает­ся на количественной взаимосвязи между биосферой, человечес­твом (странами мира) и введением механизма глобального уп­равления — центральной задачей международного сотрудничес­тва. Таким образом, устойчивое развитие человечества, мировой системы, отдельных стран мира — это оптимально управляемое развитие на основе высших достижений современной науки и устойчивой биосферы, нацеленное на сохранение и совершен­ствование человека.

На Конференции в Рио-де-Жанейро были поставлены также вопросы о международном экологическом суде, международном экологическом трибунале, формировании "зеленых беретов" в качестве сил быстрого реагирования на чрезвычайные события экологического характера.

Таким образом, если первая Конференция ООН (1972) поло­жила начало интенсивному изучению взаимодействия биосфе­ры и человечества, то вторая (1992) подвела первые итоги и при­няла несколько очень важных документов. Среди них такие, как "Декларация Рио по окружающей среде и развитию", "За­явление о принципах глобального консенсуса по управлению, сохранению и устойчивому развитию всех видов лесов", "Кон­венция о биологическом разнообразии" и "Повестка дня на XXI век" — суперпрограмма, ориентированная на подготовку миро­вого сообщества к решению эколого-экономических и социаль­но-экологических проблем ближайшего будущего.


Решения, принятые на конференциях, свидетельствуют о том, что характерной особенностью современного природополь­зования является тесная взаимосвязь национальных и межна­циональных интересов, приоритет общечеловеческих ценностей над сугубо экономическими целями.

Специализированные учреждения ООН, образованные по секторальному принципу, также включают вопросы охраны природы в сферу своей деятельности. Такими специализирован­ными отделениями ООН являются Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), Программа развития ООН, Европейская экономическая комис­сия ООН (ЕЭК), Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (ФАО), Всемирная метеорологическая организация, Междуна­родное агентство по атомной энергетике (МАГАТЭ) и др. С решением глобальных экологических проблем связана де­ятельность международных общественных партий, организа­ций, групп, движение так называемых "зеленых", или экологистов. Самой известной в настоящее время является экологи­ческая организация "Гринпис" ("Зеленый мир"), главное нап­равление деятельности которой — борьба с радиоактивным заг­рязнением биосферы.

Основной международной неправительственной организаци­ей, основателем мирового природоохранного движения являет­ся Международный союз охраны природы и природных ресур­сов (МСОП), учрежденный под эгидой ЮНЕСКО в Фонтенбло (Франция, 1948).

По инициативе МСОП была создана Красная книга о состоя­нии популяций редких и исчезающих видов млекопитающих, птиц, рептилий, амфибий; составляется Зеленая книга, где представлены сведения об уникальных и редких ландшафтах земного шара.

В мире насчитывается более 300 организаций по охране при­роды, среди них — созданный еще в 1922 г. Международный со­вет по охране птиц (СИПО), Всемирная федерация по защите животных, Международная федерация по охране альпийских районов, Европейская федерация по охране вод и др.

В числе наиболее молодых общественных организаций сле­дует назвать Международный фонд за выживание и развитие че­ловечества, основанный в 1988 г. (Москва), а также Московский международный энергетический клуб (1990).

Весомый вклад в реализацию международных соглашений и программ мирового сообщества по оздоровлению среды обита­ния вносят международные финансовые организации — Между­народный банк реконструкции и развития (МБРР), Европей­ский банк реконструкции и развития (ЕБРР), Всемирный банк (ВБ), которые определили охрану окружающей среды в качес­тве одной из главных задач своей деятельности. ЕБРР стал пер­вым международным финансовым институтом, закрепившим в своем уставе в качестве приоритетных следующие направления деятельности:

  • оказание помощи странам в операциях по формированию экологической политики, включая разработку эффективных правовых и нормативных документов, а также создание органи­зационных условий и подготовку кадров для обеспечения мони­торинга и соблюдения стандартов;

  • содействие применению рыночных методов в управлении национальными экологическими программами;

  • поощрение развития в странах рынка экологических това­ров и услуг, а также инвестиций в проекты по сохранению и улучшению окружающей среды;


  • организация или поддержка специальных исследований и программ по экологическому образованию населения, предпри­нимателей, банкиров и т.д.;

  • проведение экологических процедур, связанных с эколо­гической оценкой, планированием, управлением, аудированием и мониторингом операций и проектов банка.

Основными инструментами реализации экологической поли­тики ЕБРР являются: исследования в области охраны окружаю­щей среды; техническая помощь, направленная на поддержку экологических проектов и программ; кредиты, инвестиции, обес­печивающие финансирование экологических проектов, и т.д.

Специалистами банка в настоящее время разрабатывается "Экологический запретительный список", согласно которому банк и его финансовые посредники должны воздержаться от фи­нансирования проектов "генной инженерии", связанных с рис­ком попадания генетического материала в окружающую среду; производства и продажи запрещенных пестицидов и др.

С помощью кредитно-инвестиционных инструментов ЕБРР способствует реализации экологических проектов в странах Центральной и Восточной Европы, в частности, особое внима­ние уделяется инвестированию энергетических объектов, обес­печивающих "положительный экологический замещающий эф­фект" благодаря переходу электростанций с бурого угля на газ.

Необходимо отметить также специальный международный механизм, в рамках которого может выкупаться часть инос­транного долга государства при условии выполнения им опреде­ленных природоохранных обязательств. Для этой цели в 1990 г. Всемирным банком был создан Экологический фонд.

Помощь богатых европейских стран и международных финан­совых институтов государствам, переживающим сложный период становления рыночной экономики, является не только благород­ным, но и необходимым делом в контексте сохранения глобальной экосистемы. Однако финансовые обязательства стран — членов Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и Европейской комиссии в области охраны окружающей среды в от­ношении стран СНГ примерно в два-три раза ниже, чем в отноше­нии других государств Центральной и Восточной Европы.

Перспективы международного сотрудничества в деле охра­ны природы нашей планеты неразрывно связаны с процессами глобализации, в контексте которых решение глобальных эколо­гических проблем немыслимо без широкого взаимного обмена не только информацией, но и природосберегающими технологи­ями. Назрела также необходимость создания международного механизма экологического контроля, поскольку открытость, возможность удостовериться в добросовестном выполнении пар­тнерами принятых на себя обязательств — неотъемлемые компоненты международного сотрудничества в природоохранной сфере. Для этого нужна разработка системы глобального эколо­гического контроля, предусматривающая все возможные фор­мы и методы проверки, включая инспекции (аналогично тому, как это происходит, например, в военной области).


24.3. Участие Республики Беларусь в международном экологическом сотрудничестве

Реализация конституционного права наших граждан на благоприятную окружающую среду сегодня уже невозможна без международного экологического сотрудничества, поэтому Беларусь является активной его участницей. В развитии меж­дународного сотрудничества на многосторонней основе особое внимание в нашей республике уделяется обеспечению выпол­нения международных конвенций и подписанных к ним прото­колов, разработке национальных механизмов их реализации, а также активизации сотрудничества: с органами управления конвенциями.

Республикой Беларусь подписаны следующие основные кон­венции и протоколы в области охраны окружающей среды:

Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на боль­шие расстояния — 17 ноября 1979 г.;

Протокол о сокращении выбросов серы и их трансграничных по­токов по меньшей мере на 30 % к Конвенции 1979 г. о трансгранич­ном загрязнении воздуха на большие расстояния — 13 июля 1985 г.;

Протокол об ограничении выбросов оксидов азота или их трансграничных потоков к Конвенции 1979 г. о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния — 4 ноября 1988 г.;

Венская конвенция об охране озонового слоя — 22 марта, 1985 г.;

Монреальский протокол по веществам, разрушающим озоно­вый слой — 16 сентября 1987 г.;

Конвенция об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте — 25 февраля 1991 г.;

Рамочная Конвенция ООН об изменении климата — 9 мая 1992 г.;

Конвенция ООН о биологическом разнообразии — 5 июня 1992 г.;

Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения — 3 марта 1993 г.

В рамках конвенций разработан ряд проектов (в частности, проект программы "Охрана атмосферного воздуха" с учетом вы­полнения Беларусью международных обязательств, установлены критические нагрузки на экосистемы Республики Беларусь под влиянием техногенного фактора, осуществлена работа по оценке эмиссионных факторов по тяжелым металлам и др.), предпринят комплекс мер по регламентации перемещения озоноразрушающих веществ (ОРВ) через государственную границу, сокращению производства и потребления ОРВ, создан банк данных об их им­портерах и потребителях ОРВ в республике и т.д. Благодаря этим мероприятиям выбросы оксидов азота снижены на территории Беларуси до уровня 1987 г., а потребление озоноразрушающих веществ за последние годы сократилось в 4 раза.

В контексте реализации Конвенции о сохранении биоразно­образия планеты Беларусь стала полноправным участником процесса создания Общеевропейской экологической сети терри­ториальной охраны природы (EECONET), основной целью кото­рой является сохранение пространственных и функциональных связей между природными экосистемами соседних стран. Боль­шинство европейских государств обязались спланировать и соз­дать такую сеть к 2010 г. Основными функциями экосети явля­ются предотвращение увеличения фрагментарности экосистем, выявление наиболее важных (ключевых) с точки зрения сохра­нения биоразнообразия территорий в отдельных европейских странах и обеспечение их охраны в рамках единой функцио­нально и территориально связанной системы (путем создания в дальнейшем трансграничных охраняемых природных террито­рий). Идея создания EECONET оценивается специалистами как одна из лучших современных макрорегиональных инициатив.