Файл: Шимова О.С., Соколовский Н.К. Основы экологии и экономика природопользования.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.09.2020

Просмотров: 4178

Скачиваний: 15

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Являясь одним из учредителей ООН, Республика Беларусь на постоянной основе поддерживает контакты с межправительс­твенными организациями ООН: ЮНЕП, ЮНЕСКО, Всемирной метеорологической организацией (ВМО), ВОЗ, ЕЭК по пробле­мам окружающей среды и водным ресурсам, Международной справочной системой источников информации по окружающей среде (ИНФОТЕРРА), ОЭСР и др.

Расширяется взаимодействие Беларуси с такими крупными международными организациями, как Совет Европы, МАГАТЭ, Межгосударственный экологический совет (МЭС), Программа ТАСИС Европейского сообщества, Всемирный банк, Евробанк, а также органами, созданными для имплементации (имплементация ( от лат. impleo - исполняю) - осуществление, выполнение государством международных правовых норм, междуна­родных природоохранных конвенций и протоколов к ним и др.)

В последние годы активизировалось сотрудничество приро­доохранных органов Беларуси с Программой развития ООН (ПРООН) в нашей республике, в рамках которой реализуются проекты по устойчивому развитию на областном, районном уровнях и межсекторные программы устойчивого развития. Подготовлены и изданы материалы Международной конферен­ции по устойчивому развитию стран с переходной экономикой, которая состоялась в Минске в 1997 г.

За приверженность нашей страны идеям экоразвития и ак­тивную природоохранную позицию на 52-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН (июнь 1997 г.) Республика Беларусь была из­брана в Управляющий совет Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП) на четырехлетний период (начиная с 1998 г.).

В республике продолжается работа по реализации разрабо­танного целевой группой ЕЭК ООН проекта "Мониторинг и оценка качества вод бассейна реки Западный Буг", выполняемо­го совместно с Польшей и Украиной.

В области охраны окружающей среды у Беларуси много об­щих с другими странами СНГ проблем, оставшихся в наследство от Советского Союза, и в первую очередь — последствия катас­трофы на ЧАЭС. Поэтому одним из первых документов, приня­тых в рамках СНГ после образования Содружества, явилось Сог­лашение о взаимодействии в области экологии и охраны окру­жающей природной среды, подписанное 8 февраля 1992 г. в Москве представителями 10 из 11 стран СНГ (Украина присут­ствовала в качестве наблюдателя).

Для практической реализации договоренностей, вытекаю­щих из Соглашения, в июле 1992 г. в Минске на заседании руко­водителей природоохранных ведомств стран СНГ был подписан Протокол о создании и полномочиях Межгосударственного эко­логического совета (МЭС). В качестве постоянного рабочего ор­гана МЭС был учрежден Секретариат совета со штаб-квартирой в Минске.

Задачами МЭС являются:

  • осуществление координации и проведение согласованной политики в области охраны окружающей среды;

  • проведение совместных экологических экспертиз проектов;


  • оказание содействия в разрешении экологических споров между членами МЭС;

  • ведение межгосударственной Красной книги;

  • определение условий и порядка участия сторон в выполне­нии обязательств, вытекающих из ранее принятых Советским Союзом соглашений в области охраны окружающей среды.

За период существования МЭС был принят ряд соглашений в области охраны окружающей среды:

Соглашение об охране и использовании мигрирующих видов птиц и млекопитающих и мест их обитания от 9 сентября 1994 г.;

Соглашение о книге редких, находящихся под угрозой ис­чезновения видов животных и растений — Красной книге СНГ от 23 июня 1995 г.;

Соглашение о контроле за трансграничной перевозкой опас­ных и других отходов от 12 апреля 1996 г.;

Соглашение об информационном сотрудничестве в области эко­логии и охраны окружающей природной среды от 6 июня 1997 г.;

Соглашение о принципах взаимодействия в области рацио­нального использования и охраны трансграничных водных объ­ектов от 6 июня 1997г.

Беларусь развивает и двустороннее сотрудничество в области охраны природы, прежде всего со странами СНГ, а также с дру­гими сопредельными государствами и потенциальными инвес­торами (Германией, Швейцарией, Швецией и др.). Подписаны и реализуются межправительственные соглашения с Латвией, Российской Федерацией, Украиной, а также межведомственные (между природоохранными ведомствами) — с Польшей, Дани­ей, Молдовой, Литвой, Болгарией, Словакией.

В рамках двустороннего сотрудничества регулярно прово­дятся встречи и совещания представителей природоохранных структур Беларуси и стран-соседей, приняты планы экологичес­кого сотрудничества, созданы специальные комиссии по сотруд­ничеству в приоритетных направлениях охраны природы. Так, учрежденная в 1998 г. Белорусско-Латвийская комиссия основ­ное внимание в своей работе уделяет подготовке межправи­тельственного соглашения по охране и использованию бассейна р. Западной Двины/Даугавы.

Одним из главных направлений в сотрудничестве с Россий­ской Федерацией является взаимодействие природоохранных органов приграничных территорий (Витебской, Могилевской, Гомельской, Брянской, Смоленской, Псковской областей). Про­должается работа природоохранных ведомств по унификации экологических норм и стандартов. С этой целью проведен семи­нар на тему "Сближение законодательной и нормативно-методи­ческой базы управления качеством окружающей среды в России и Беларуси". Осуществляются совместные меры по оздоровле­нию и охране трансграничных рек Днепра и Западной Двины. Главным направлением взаимодействия Беларуси с Поль­шей в природоохранной сфере является охрана вод р. Западного Буга и его притоков, унификация действий по сохранению био­разнообразия Беловежской пущи и др.

В рамках подписанного в 1994 г. Договора о сотрудничестве в области охраны окружающей среды между Республикой Бела­русь и Данией развернута работа по таким приоритетным направ­лениям, как охрана водных ресурсов и обработка сточных вод, переработка опасных отходов и др. В частности, совместно с Дат­ским агентством по охране окружающей среды осуществляются проекты, связанные с охраной воды и атмосферного воздуха бас­сейнов основных рек, впадающих в Балтийское море (Западной Двины, Немана, Западного Буга). Завершены годичные этапы ра­боты по двум проектам, финансируемым Датским правительс­твом: "Обследование и утилизация старых, накопленных пести­цидов в Республике Беларусь" и "Получение энергии из радиоак­тивной биомассы и лесной подстилки в Республике Беларусь".


И это лишь малая толика примеров международного природоохранного сотрудничества нашей страны.

Экологическая деятельность Республики Беларусь находит активную поддержку международных финансовых институтов. Так, из общей суммы займов (171,2 млн. дол.), выделенных Бе­ларуси Всемирным банком (ВБ) за годы сотрудничества, четвер­тая часть была направлена на нужды, так или иначе связанные с экологией (заем на развитие лесного хозяйства, кредитный аванс на подготовку проекта энергосбережения на объектах со­циальной сферы). Еще 14 млн. дол. составила грантовая поддер­жка со стороны ВБ экопроектов Беларуси. Половина этой сум­мы пошла на реализацию проекта по прекращению применения озоноразрушающих веществ путем технического переоснаще­ния предприятий; 1 млн. дол. — на проект сохранения биоразно­образия лесов Беловежской пущи и Березинского заповедника; значительные суммы — на разработку проекта модернизации системы городского водоснабжения и проекта по созданию про­тивопаводковой инфраструктуры в пойме р. Припяти. Однако условием дальнейшего кредитования экологической сферы рес­публики ВБ определил серьезные изменения макроэкономичес­кой ситуации в Беларуси. Во всяком случае, перспективы даль­нейшего экологического сотрудничества изучаются обеими сто­ронами. И среди них такие направления, как внедрение экономи­ческих инструментов в природоохранную деятельность, пробле­мы переработки промышленных отходов, введение налогов на то­вары, загрязняющие окружающую среду (ПЭТ-бутылки, акку­муляторы, асбест и т.п.), управление водными ресурсами и др.

Активное участие Беларуси в процессе международного эко­логического сотрудничества дает надежду на то, что наше воз­вращение на общемировые пути социально-экономического раз­вития будет способствовать выходу из экологического кризиса совместно с другими странами. Для этого существуют реальные предпосылки. Беларусь имеет определенный материально-тех­нический и интеллектуальный потенциал для совершенствова­ния технологий в целях экологизации хозяйственной деятель­ности, поскольку очевидно, что спасение биосферы планеты — в повсеместном переходе на передовые мало- и безотходные тех­нологии. Однако для быстрейшего распространения самых про­грессивных экотехнологий целесообразно использовать опыт стран с высокоразвитой экономикой, тем более что "Повестка дня на XXI век" предусматривает передачу таких технологий развитыми странами мира другим государствам. Но для практи­ческой реализации этой меры необходима разработка соответ­ствующей нормативно-правовой базы в рамках международного экологического сотрудничества.



Оглавление

ПРЕДИСЛОВИЕ 3

Раздел1 5

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ И ЭКОНОМИКИ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ 5

Глава 1. ПРЕДМЕТ, МЕТОДОЛОГИЯ И ЗАДАЧИ КУРСА "ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ И ЭКОНОМИКА ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ" 5

1.1. Природопользование как объект изучения курса 5

1.2. Понятие об экологии как науке и общенаучном подходе к решению проблем взаимодействия природы и общества 7

1.3. "Основы экологии и экономика природопользования" как межотраслевая учебная дисциплина. Предмет и методология курса 9

1.4. Функции и задачи эколого-экономических исследований и учебного курса "Основы экологии и экономика природопользования" 14

Глава 2. ОСНОВЫ ОБЩЕЙ ЭКОЛОГИИ 16

2.1. Краткий исторический очерк возникновения и развития экологии 16

2.2. Основные понятия экологии 20

2.3. Учение В.И.Вернадского о биосфере. Характеристика биосферы 27

2.4. Основные законы и принципы экологии 32

Глава 3. ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОБЩЕСТВА И ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ 37

3.1. Диалектика взаимоотношений человека и природы в процессе развития производительных сил 37

3.2. Закономерности и принципы природопользования 42

3.3. Усиление антропогенных воздействий и их последствия 47

Глава 4. ПРИРОДНЫЕ УСЛОВИЯ И РЕСУРСЫ КАК ФАКТОР ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 51

4.1. Экономическая сущность понятий "природные условия и ресурсы". Классификация природных ресурсов 51

4.2. Роль природных условий и ресурсов в развитии и размещении производительных сил 55

Глава 5. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ 57

5.1. Сущность, функции, задачи экономической оценки природных ресурсов 57

5.2. Теоретические основы и методы определения экономической оценки природных ресурсов 60

Раздел 2 68

ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ 68

Глава 6. ЭКОЛОГИЯ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАЧЕСТВА ВОЗДУШНОГО БАССЕЙНА 68

6.1. Атмосфера, ее состав 68

6.2. Основные источники и виды загрязнения воздушного бассейна 69

6.3. Последствия загрязнения атмосферы 75

6.4. Регламентация качества и контроль за состоянием воздушного бассейна 77

6.5. Основные направления охраны атмосферы 78

6.6. Регулирование состояния воздушной среды 81

Глава 7. ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ВОДНЫХ РЕСУРСОВ 84

7.1. Эколого-экономическое значение водных ресурсов 84

7.2. Водные ресурсы Республики Беларусь и их оценка 86

7.3. Основные направления использования водных ресурсов 88

7.4. Загрязнение водоемов в связи с их использованием 92

7.5. Оценка состояния и нормирование качества воды 96

7.6. Основные направления охраны и рационального использования водных ресурсов 98

7.7. Правовое и экономическое регулирование охраны вод и рационального водопользования 101

Глава 8. ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЯ 105

8.1. Земля как средство производства и пространственный базис развития общества 105

8.2. Плодородие земли. Неблагоприятные последствия использования земельных ресурсов 109

8.3. Учет и оценка земель 119

8.4. Нормативно-правовое и экономическое регулирование рационального землепользования 121

Глава 9. ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ЛЕСНЫХ И ДРУГИХ БИОЛОГИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ 124

9.1. Эколого-экономическое значение лесных и других биологических ресурсов 124

9.2. Растительность Беларуси 127

9.3. Особенности лесопользования и лесовоспроизводства 131

9.4. Охрана и защита лесов 133

9.5. Экономическое стимулирование и нормативно-правовое регулирование рационального лесопользования 137

Глава 10. РАЦИОНАЛЬНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ И ОХРАНА РЕСУРСОВ НЕДР 138

10.1. Роль минеральных ресурсов в воспроизводственном процессе 138

10.2. Общая характеристика и классификация полезных 139

ископаемых 139

10.3. Оценка полезных ископаемых Республики Беларусь 142

10.4. Основные пути рационального использования и охраны недр 145

ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ МЕХАНИЗМ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ 148

Глава 11. ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ МЕХАНИЗМ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ СТАНОВЛЕНИЯ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ 148

Глава 12. СИСТЕМА ПРОГНОЗИРОВАНИЯ И ПЛАНИРОВАНИЯ ПРИРОДООХРАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И РАЦИОНАЛЬНОГО ИСПОЛЬ­ЗОВАНИЯ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ 151

12.1. Формирование системы эколого-экономического прогнозирования и планирования 151

12.2. Документы эколого-экономического прогнозирования и планирования, разрабатываемые по периодам времени 153

12.3. Территориальное и отраслевое прогнозирование и планирование 155

Глава 13. УПРАВЛЕНИЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕМ И ПРАВОВАЯ ЗАЩИТА ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ 158

13.1. Управление природопользованием: сущность, методы, функции 158

13.2. Административное управление природопользованием 159

13.3. Особенности управления природопользованием на переходном к рынку этапе 162

13.4. Организационные структуры управления 164

Глава 14. НАБЛЮДЕНИЕ, УЧЕТ И КОНТРОЛЬ В ОБЛАСТИ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ. ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО НОРМИРОВАНИЯ 174

14.1. Сущность и задачи мониторинга окружающей среды 174

14.2. Организация системы наблюдения за состоянием окружающей среды в Беларуси 176

14.3. Учет и анализ природопользования и охраны 180

окружающей среды 180

14.4. Основы экологического нормирования 182

14.5. Экологический аудит 186

14.6. Государственная экологическая экспертиза и контроль 188

Глава 15. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ ПРИРОДООХРАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И РАЦИОНАЛЬНОГО ПРИРОДОПОЛЬ­ЗОВАНИЯ 191

15.1. Экономический механизм природопользования — совокупность форм и методов экономического стимулирования рационального природопользования 191

15.2. Система платного природопользования в Беларуси и ее 195

эффективность 195

15.3. Зарубежный опыт экономического стимулирования природоохранной деятельности и рационального использования природных ресурсов 202

15.4. Совершенствование производственных и макроэкономических показателей с учетом экологических требований 206

Глава 16. ФИНАНСИРОВАНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ 210

16.1. Формирование системы финансирования природоохранных мероприятий 210

16.2. Основные источники и виды финансирования природоохранной сферы. Целевые фонды охраны природы 212

16.3. Новые подходы к финансированию природоохранной деятельности. Проблемы и перспективы развития финансовой системы в сфере природопользования 217

16.4. Экологическое страхование: виды, формы, проблемы развития 220

Раздел4 226

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ СФЕРЫ И НОВЫЕ СТРАТЕГИИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ 226

Глава 17. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОЦЕНКИ УЩЕРБА ОТ АНТРОПОГЕННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ПРИРОДНУЮ СРЕДУ 226

17.1. Экономический ущерб от загрязнения и истощения природной среды 226

17.2. Социальный и совокупный экономический ущербы от загрязнения природной среды. Методика определения экономического ущерба 229

17.3. Опыт оценки экономического ущерба от загрязнения 234

окружающей среды Республики Беларусь 234

Глава 18. ПРИРОДООХРАННЫЕ ЗАТРАТЫ И ИХ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ 242

18.1. Анализ природоохранных затрат 242

18.2. Проблема "интернализации" экстернальных экологических издержек 247

18.3. Инвестирование природоохранной деятельности 250

Глава 19. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИРОДООХРАННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ 255

19.1. Экономическая эффективность природоохранных затрат: сущность, показатели, методика определения 255

19.2. Особенности определения социальной эффективности природоохранных мероприятий 258

Глава 20. СТРАТЕГИЯ УСТОЙЧИВОГО ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА ПЕРЕХОДНОГО ПЕРИОДА 261

20.1. Экологические приоритеты и цели в новых экономических условиях 261

20.3. Формирование рыночных институтов экологической сферы 273

Раздел5 286

ГЛОБАЛЬНЫЕ И РЕГИОНАЛЬНЫЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ. МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В ПРИРОДООХРАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 286

Глава 21. ГЛОБАЛЬНЫЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА 286

Глава 22. РЕГИОНАЛЬНЫЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СТРАН СНГ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ 297

Глава 23. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 304

Глава 24. МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В ПРИРОДООХРАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 313

24.1. Формирование системы международного экологического сотрудничества 313

24.2. Экологическая деятельность ООН и других международных организаций 317

24.3. Участие Республики Беларусь в международном экологическом сотрудничестве 322