Файл: Социальная экология. Шпоры.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.09.2020

Просмотров: 1737

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

59. Среда человека и ее элементы как субъекты социально-экологического взаимодействия.

Д. Маркович приводит следующее определение человеческой среды: жизненная среда охватывает совокупность физических, хи­мических и биологических образований, а также социальных фак­торов, которые могут влиять прямо или косвенно, мгновенно или долговременно на все живые существа и деятельность людей. 

Виды: природная, общественная, трудовая.

По мнению Д. Марковича, природный среда составляет совокупное пространство, непосредственно или опосредо­ванно доступное человечеству, - это планета Земля и окружающее ее космическое пространство. В качестве элементов природной среды Д. Маркович рассматривает атмосферу, гидросфе­ру, литосферу, растения, животных и микроорганизмы.

Атмосферой называют газовую, воздушную оболочку, окру­жающую земной шар и связанную с ним силой тяжести. Она защищает человека от космических лучей и повышенной радиа­ции, задерживает часть ионизирующего излучения Солнца, и та доза, которая достигает поверхности, создает условия для фото­синтеза, для круговорота веществ в биосфере.

Гидросфера представляет собой водную оболочку Земли, вклю­чающую в себя Мировой океан, воды суши (реки, озера, ледники), а также подземные воды. Подавляющая часть вод гидросферы приходится на Мировой океан (94%), затем следуют подземные воды (4%) и ледники (1,7%). Вода играла и продолжает играть су­щественную роль в становлении и сохранении жизни на Земле. Первые организмы появились в водоемах, и лишь значительно позднее началось расселение живых существ по поверхности су­ши, но гидросфера на Земле - это основная часть ее поверхности: более 380 млн км2, или свыше 75% площади поверхности планеты.

Литосфера (или земная кора). Одним из важнейших элементов литосферы являют­ся осадочные породы, которые образуются в результате разрушения более древних пород, а также гибели организмов. Из осадочных по­род и продуктов жизнедеятельности различных живых существ складывается почва - один из важнейших природных ресурсов че­ловечества. Почвы обеспечивают производство значительной доли потребляемых людьми пищевых ресурсов.

Растения являются автотрофными, т.е. потребляющими органиче­ские вещества, полученные путем прямого преобразования из неор­ганических. Они способны к фотосинтезу и поэтому являются глав­ными поставщиками кислорода в атмосферу и потребителями угле­кислого газа. Они составляют основу трофических связей в биосфере.

Животные (фауна) представляют собой группу гетеротрофных (питающихся готовыми органическими веществами) живых су­ществ, как правило, способных к активному передвижению. Жи­вотные активно участвуют в круговороте органических веществ и газов, усваивая кислород атмосферы и выводя в нее в качестве од­ного из продуктов жизнедеятельности углекислый газ. Они явля­ются поставщиками пищевого сырья и готовых продуктов пита­ния.


Микроорганизмы - это в основном одноклеточные живые су­щества различной систематической принадлежности (представ­ляющие как растительное, так и животное царства), видимые толь­ко в микроскоп. К ним относятся бактерии, микроскопические грибы, водоросли, простейшие, вирусы и др.

Велика роль микроорганизмов в круговороте веществ в приро­де. Некоторые из них активно используются человеком в пищевой и микробиологической промышленности. Однако микроорганизмы являются и главным врагом человека, поскольку среди них значи­тельную долю составляют патогенные формы, вызывающие забо­левания человека, а также животных и растений.

Как полагает Д. Маркович, наиболее значительными элементами общественной среды людей можно назвать общественные отноше­ния, трудовую среду и поселения (село, город, локальные объеди­нения). Выделение этих элементов социальной среды имеет важное значение для понимания отношения человека или социальной груп­пы к жизненной среде.

Трудовая среда представляет совокупность материальных фак­торов процесса труда и межличностных отношений, которые уста­навливаются участниками в процессе труда. Люди создают трудо­вую среду и влияют на нее, но и трудовая среда как целое или от­дельными элементами влияет на человека.


60. Взаимоотношения природы и общества. Исторический аспект.

Взаимоотношения общества и природы – воздействие человеческого общества (антропогенных факторов) на природу и природы (природных факторов) на здоровье и хозяйственную деятельность человека.

С одной стороны, человек со все возрастающей силой воздействует на природу. С другой стороны, природа по-прежнему воздействует на человека. Человек (общество) связан с природой своим происхождением, существованием, своим будущим. Окружающая человека природная среда влияла и влияет на формирование биологического вида Homo sapiens, рас и этносов. Территориальное расселение людей, их материальная деятельность, размещение производственных сил зависят от количества, качества и местоположения природных ресурсов.

Человек появился на Земле 2–3 млн. лет назад. Сначала это был человек-собиратель. Около 1,6 млн. лет назад человек научился пользоваться огнем. Это позволило ему заселить территории с умеренным климатом и заняться охотой. Использование огня и изобретение оружия привело к массовому уничтожению (перепромыслу) крупных млекопитающих средних широт. Это послужило причиной первого экологического кризиса (кризиса консументов). Этот кризис заставил человека перейти от присваивающего типа хозяйства (охота и собирательство) к производящему (скотоводство и земледелие).

Первые земледельческие цивилизации возникли в районах недостаточного увлажнения, что потребовало создания оросительных систем. В результате эрозии и засоления почв произошли локальные экологические катастрофы в бассейнах рек. Тигр и Евфрат, а сведение лесов привело к появлению пустыни Сахара на месте плодородных земель. Так проявил себя кризис примитивного земледелия.

Переход к аграрной (сельскохозяйственной) культуре называют неолитической революцией, так как человек перешел от присваивающей экономики к экономике производящей. Важными отличительными особенностями жизни человека стали оседлость и полуоседлость, что предполагало тесный контакт с территорией, которую он обрабатывал.

Экологические последствия деятельности неолитических земледельцев и скотоводов были весьма разнообразны. Практиковавшееся в то время подсечно-огневое земледелие позволяло не только освобождать новые территории для расширения земледелия, получать необходимые минеральные соли для подкормки культурных растений, но и. приводило к обширным пожарам, в результате которых выгорали большие территории леса, погибало много животных. Распашка земель приводила к разрушению естественных экологических ниш многих животных. Сельскохозяйственные животные также оказали огромное влияние на природные комплексы. Конкурируя с дикими копытными, они вытесняли их с естественных пастбищ. В то же время скопление большого количества крупного рогатого скота на ограниченных участках, расположенных в непосредственной близости к человеческим поселениям, приводило к сведению травяного покрова. Органическое истощение почв в результате выращивания сельскохозяйственных культур, вырубка лесов при заготовке древесины, перевыпас домашних животных - все это, в конечном счете, приводило к эрозии почв, надолго выводившей их из хозяйственного оборота.


Позднее земледелие продвинулось на территории достаточного увлажнения, в районы лесостепи и леса, в результате чего началась интенсивная вырубка лесов. Развитие земледелия и нужда в древесине для строительства домов и кораблей привели к катастрофическому уничтожению лесов в Западной Европе. Сведение лесов в прошлом и настоящем вызывает изменение газового состава атмосферы, климатических условий, водного режима, состояния почв. Массовое уничтожение растительных ресурсов Земли характеризуется как кризис продуцентов.

С XVIII в. в результате промышленной, а затем научно-технической революций на смену доиндустриальной эпохе приходит индустриальная. За последние 100 лет потребление возросло в 100 раз. В настоящее время на одного жителя Земли каждый год добывается и выращивается примерно 20 т сырья, которое перерабатывается в конечные продукты массой 2 т, то есть 90% сырья превращается в отходы. Из 2 т конечного продукта в течение того же года выбрасывается не менее 1 т. Появление огромного количества отходов, причем часто в виде несвойственных природе веществ, привело к возникновению еще одного кризиса – кризиса редуцентов. Редуценты не успевают очищать биосферу от загрязнения, часто они на это просто не способны биологически. Это приводит к нарушению круговорота веществ в биосфере.

Помимо загрязнения биосферы различными веществами происходит ее тепловое загрязнение – добавление тепловой энергии в приземный слой тропосферы в результате сжигания огромного количества горючих полезных ископаемых, а также использования атомной и термоядерной энергии. Следствием этого может стать глобальное потепление климата. Этот кризис получил название термодинамического.

Еще одним экологическим кризисом является снижение надежности экологических систем, в частности, в результате снижения их видового разнообразия, разрушения озонового слоя, и т.д.

Усиливающееся воздействие человека на природу в результате роста населения и научно-технического прогресса имеет не только экологические последствия. Нарастание экологической напряженности проявляется и в социальных последствиях. К негативным социальным последствиям относятся: нарастающая нехватка продовольствия в мире, рост заболеваемости населения в городах, возникновение новых болезней, экологическая миграция населения, возникновение локальных экологических конфликтов из-за создания экологически опасных в глазах населения предприятий, экологическая агрессия – вывоз токсичных технологических процессов и отходов в другие страны и т.д.


61. Поведение человека в критических и экстремальных ситуациях.

К критическим ситуациям относят стресс, фрустрацию, конфликт и кризис.

Стресс - это состояние нервно-психического напряжения в трудной ситуации. В состояние стресса попадают практически все люди: водитель автомобиля, когда его «подрезают», врач, делающий сложную операцию, студент, сдающий экзамен и т.д.

Фрустрация - это также состояние нервно-психического напряжения, когда на пути достижения очень мотивированной цели встают преграды или препятствия, как материальные, так и идеальные или воображаемые. Например, ребенок находится в состоянии фрустрации, когда родители из-за неимения денег или по другим причинам не хотят купить ему игрушку; молодые люди, пожелавшие пожениться, когда на их пути встал запрет родителей; рабочий, захотевший внедрить новую технологию, но столкнувшийся с запретом мастера.

Конфликт - еще более сложная форма проявления критических ситуаций; он всегда связан с противоборством разных тенденций, мнений, позиций, концепций и т.п. Существуют межнациональные конфликты, религиозные, производственные, экономические, межличностные, внутриличностные и т. д.

Наконец, кризис - это особое состояние, в которое попадает человек, например: кризис болезни, кризис возраста, кризис, связанный с утратой близкого человека, отрывом от семьи, перемещением в другое место, другую страну и т. п.

Все эти критические ситуации переживаются человеком достаточно болезненно и по-разному проявляются на поведенческом уровне.

Индивидуальные способы поведения в критической ситуации многообразны и определяются как самой ситуацией, так и характером человека, который в них попадает. В то же время можно выделить некоторые общие способы поведения в отмеченных ситуациях. К этим способам относятся следующие: импульсивность, пассивность и активность.

При импульсивном способе реагирования человек бурно, эмоционально переживает ту или иную критическую ситуацию, реагирует на нее неадекватно и, как правило, терпит фиаско. Например, студент в стрессе во всем обвиняет преподавателя, обсуждает событие с однокурсниками, но ему не приходит в голову просто выучить материал, вынесенный на экзамен. Ребенок в состоянии фрустрации начинает не просто капризничать, он бьется в истерике, отключается от внешнего мира, требуя свою игрушку. Сотрудник учреждения, попавший в конфликтную ситуацию, обвиняет во всем случившимся противоположную сторону, приписывая ей самые невероятные пороки. Человек, переживший утрату близкого человека, обвиняет во всем себя и прокручивает в голове бесчисленные варианты иного поведения, при котором близкий остался бы жив.

При пассивном способе, наоборот, человек как бы отключается, отстраняется от ситуации, впадает в эмоционально замороженное состояние. Студент, не сдавший экзамен, замыкается в себе, отказывается от общения с окружающими. Ребенок, которому не купили игрушку, уходит в подавленное состояние, отказывается от пищи, плохо спит, не реагирует на ближних. Сотрудник учреждения на конфликт реагирует вяло, стремится отказаться от всякой борьбы и сопротивления. Человек в кризисной ситуации, переживая потерю близкого, впадает в апатию и годами может не выходить из этого состояния.