ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.09.2020

Просмотров: 1372

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

29. Источники информации для построения фотореалистической трехмерной сцены в ГИС.

Долгие годы наше трёхмерное пространство старались представить на плоскости или набором плоскостей. Ведь основным носителем информации была плоская бумага, пленка и т.п. А всё объёмное обычно было громоздким, тяжелым. С развитием компьютерных технологий появилась возможность представить наше окружение на неосязаемом уровне, виртуально. Но практически все формы плоского (плоскостного) представления не канули в лету. Они также «виртуализировались», и именно из этих виртуальных плоскостей пока, как правило, и формируется наше объёмное представление реального пространства.

Основным источником новой информации, зафиксированной на определенный момент времени, являются данные дистанционного зондирования Земли, аэро- и космические снимки местности. Именно эти данные, совмещенные с данными о рельефе, позволили быстро в первом приближении моделировать объёмное представление территории. 

Фотореалистичная 3D-сцена может создаваться на основе различных источников геопространственной информации: аэро- и космическая съёмка местности, фото- и видеосъёмка объектов, геодезические измерения, полевые обследования, лазерное сканирование, существующие картографические материалы и ГИС-данные. Результаты обработки этой информации, в том или ином виде, могут использоваться как для моделирования объектов и поверхности, так и для получения, уточнения атрибутивной информации, сохраняемой в ГИС в табличной форме. Трёхмерные модели объектов, внедряемые в виртуальную сцену, могут представляться в виде каркасных моделей, моделей с упрощенной, одноцветной текстурой или моделей с текстурами из изображений стен, крыш и прочих поверхностей, взятых с аэро- или космических снимков высокого разрешения, с фотографий конкретных объектов, или просто из библиотеки текстур аналогичных или похожих строений. Со временем будут доступны библиотеки и самих трёхмерных объектов, внедряемых в трёхмерную модель местности. С учетом нашего типового градостроительства смоделировать реальный город с помощью накопленных трёхмерных моделей объектов будет намного проще.


30. Признаки группирования цифровых слоев в географическую связку. Цифровые слои карты.

Каждый слой карты используется для отображения определенного набора данных ГИС и работы с ним. Слой ссылается на данные, хранящиеся в базе геоданных, покрытия, шейп-файлы, растры, файлы САПР и т.д., но сам слой не содержит географических данных. Таким образом, слой всегда отображает самую свежую актуальную информацию из вашей базы данных. Слой не будет отображаться на карте, если у вас нет доступа к источнику данных, на которых он базируется.

Пространственные объекты в цифровом представлении могут быть сгруппированы в слои. Для этого необходимо, чтобы все цифровые слои имели общую картографическую проекцию, масштаб и использовали одну и ту же точку отсчета. В этом случае можно быть уверенным, что заданные координаты на любом из цифровых слоев будут указывать на одну и ту же область географического пространства. Это то, что называется географической связкой. Например, отображаются цифровые слои карты населенного пункта в режиме географической связки, иллюстрирующие рельеф, земельные участки, улицы, почвы, постройки, водные объекты и т.д.


31. Спутниковые геодезические системы.

Глобальная навигационная спутниковая система ГЛОНАСС. Система ГЛОНАСС предназначена для определения местоположения, скорости движения и точного времени морских, воздушных, сухопутных транспортных средств и других видов потребителей. Она разрабатывалась и внедрялась как система двойного назначения, в первую очередь, для обеспечения национальной безопасности России, а также для решения гражданских научных и производственных задач. Система ГЛОНАСС создавалась с начала 70-х годов большой кооперацией научных гражданских и военных организаций. Первые космические аппараты серии ГЛОНАСС («Космос-1413», «Космос-1414», «Космос-1415») были выведены на орбиты 12 октября 1982 года. Запуск осуществляется ракетоносителями «Протон» с космодрома Байконур. В декабре 1995 года было завершено полное развёртывание орбитальной группировки системы ГЛОНАСС, что позволило создать сплошное глобальное навигационное поле вплоть до высот 2000 км. Система ГЛОНАСС одобрена международными организациями морского флота (ИМО) и гражданской авиации (ИКАО), как один из элементов Глобальной навигационной спутниковой системы наряду с американской системой GPS. В 1994 году система ГЛОНАСС запатентована в США. Задачи, возложенные на систему ГЛОНАСС: 1. создание общеземной геодезической и геоцентрической систем координат; 2. распространение единой глобальной высокоточной шкалы времени; 3. создание общеземной сети слежения за современными движениями земной коры; 4. координатно-временное обеспечение o операций в космическом пространстве; o международной службы вращения Земли; o процесса дистанционного зондирования Земли, осуществляемого в интересах картографирования планеты, мониторинга экологического состояния её поверхности и атмосферы; o работ, реализуемых методом спутниковой альтиметрии с целью слежения за уровнем мирового океана, изучения его физической поверхности, в частности морской топографической поверхности и её отличий от поверхности геоида, а также изучения закономерностей глобальной циркуляции водных масс. Основу системы ГЛОНАСС составляют три сегмента: • космический сегмент; • сегмент управления; • сегмент потребителей.

Космический сегмент включает 24 спутника, излучающих непрерывные радионавигационные сигналы, которые формируют сплошное радионавигационное поле на поверхности Земли и околоземном пространстве. В системе ГЛОНАСС используются навигационные космические аппараты (НКА), вращающиеся по круговой геостационарной орбите на высоте ~ 19100 км. Период обращения спутника вокруг Земли равен в среднем 11 часам 45 минутам. Время эксплуатации спутника — 5 лет; за этот период параметры орбиты спутника не должны отличаться от номинальных значений более чем на 5 %.

Сегмент управления — наземная система управления, предназначенная для контроля функционирования, непосредственно управления и информационного обеспечения сети спутников. Сегмент потребителя обеспечивает определение пространственных координат, вектора скорости, текущего времени и других навигационных параметров в результате приёма и обработки радиосигналов, принимаемых от спутников. Из этих трёх частей последняя, а именно аппаратура пользователей, самая многочисленная. Система ГЛОНАСС является беззапросной, поэтому количество потребителей системы не ограничено. Помимо основной функции — навигационных определений, — система позволяет производить высокоточную взаимную синхронизацию стандартов частоты и времени на удалённых наземных объектах и взаимную геодезическую привязку.


Глобальная система позиционирования GPS. Американская система позиционирования GPS по своим функциональным возможностям аналогична российской системе ГЛОНАСС. Её основное назначение — высокоточное определение координат потребителя, составляющих вектора скорости и привязка к системной шкале времени. Аналогично отечественной, система GPS разработана для Министерства обороны США и находится под его управлением. Как и система ГЛОНАСС, GPS состоит из космического сегмента, наземного командно-измерительного комплекса и сегмента потребителей. Орбитальная группировка GPS состоит из 28 навигационных космических аппаратов. Все они находятся на круговых орбитах с периодом обращения вокруг Земли равным 12 часам. Высота орбиты каждого спутника примерно равна 20 тыс. км.

Спутниковые системы местоопределения GPS и ГЛОНАСС разрабатывались как чисто навигационные системы, и эти функции они выполняют блестяще. Но эксплуатация навигационных спутниковых систем, в первую очередь GPS, показала неоценимые возможности систем GPS и ГЛОНАСС в определении высокоточных координат для геодезии, геофизики, космоса, авиации. Спутниковые навигационные системы открывают новые возможности для их использования в различных областях: поиске и спасении терпящих бедствие; предупреждении о катастрофах; сборе данных о состоянии окружающей среды; контроле контейнерных перевозок; навигации и управлении околоземными космическими аппаратами; обеспечении работ в геодезии и картографии; прокладке коммуникаций; геологоразведочных работах, разработке месторождений полезных ископаемых, включая участки прибрежных шельфов.

Спутниковая навигационная система Galileo. В течение ближайших лет Европейский Союз (EU) и Европейское космическое агентство (ESA) планируют ввести в эксплуатацию новую европейскую глобальную спутниковую навигационную систему Galileo («Галилео»). Существование второй полностью рабочей спутниковой системы GNSS обещает значительную выгоду для гражданских потребителей по всему миру. Успешный запуск проекта Galileo позволит увеличить более чем в два раза количество рабочих навигационных спутников, доступных пользователям. Подобное увеличение количества спутников принесёт пользу не только при работе в автономном режиме, но и улучшит качество определения координат и способность GPS-аппаратуры разрешать неоднозначность по фазе несущей для отслеживаемого спутникового сигнала.

Спутниковая радионавигационная система Galileo представляет собой уникальный глобальный проект системы массового обслуживания XXI века. Её параметры без преувеличения можно назвать выдающимися. В перспективе комбинированный приёмник пользователя, принимающий и дешифрирующий сигналы трёх независимых СРНС Galileo, GPS и ГЛОНАСС, получает техническую 5 возможность одновременно наблюдать и использовать для местоопределения и навигации более 30 НКА разных систем без потери реальной способности вычисления координат в любых условиях затенения горизонта в городах, горных и лесных массивах.