ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.09.2020

Просмотров: 99

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Вопросы к самоподготовке по семинарскому занятию № 2.


Тема: Социодинамика общества и культуры

Понятие соц. институт и его структура . Виды , структура и функции соц. институтов. Институциолизация. Дисфункция соц. институтов. Характеристика института образования. Эволюция и структура инст. образования. Характерные черты современного ИО в РБ.

Понятие семьи в социологии: сущность, признаки, особенности. Семья и общество: историческое разнообразие организации семей. Структура и социальные функции семьи как института и как социальной группы. Историческое разнообразие форм семьи и брака.

Современная семья: специфика, тенденции, проблемы функционирования.

Пол и гендер. Гендерные исследования в современной социологии.

Общие социально-демографические характеристики населения Земли. Социально-демографическая ситуация в Республике Беларусь и пути ее улучшения.

Религия как тип мировоззрения, как социальный институт, как организационное образование (община, церковь и т.п.). Специфика социологического анализа религии.

Структура и социальные функции религии. Социодинамика религиозных систем: процессы институционализации религии, сакрализации и секуляризации. Понятие новых религиозных движений (неокультов).

Конфессиональное разнообразие современной Беларуси: история его формирования, состояние, специфика. Понятие религиозности. Социологические характеристики религиозности населения Беларуси. Социально-политические и правовые механизмы регулирования государственно-конфессиональных отношений в Республике Беларусь.

Понятие соц. общности и группы. Виды соц. общностей. Этнокультурные общноти. Территориальные общности. Общности по сходству поведения. Соц.-демографические общности. Типология обществ.

Понятие соц. группа и их классификация. Первичные и вторичные соц. группы. Малые, средние, большие соц. группы. Социопрофе сиональные группы. Лидерство в соц. группах.

Проблема интерпретации исторического процесса: модели социодинамики общественного развития. Социологические школы о развитии общества и культуры.

Понятие социального развития. Развитие и прогресс: общее и особенное. Критерии социального прогресса. Противоречия в развитии общества. Личность и общество перед вызовами современности.

Кризис как стадия развития социальных систем. Понятие дисфункции (Р.Мертон). Признаки кризиса. Типология кризиса (системный, структурный, функциональный и др.). Преодоление кризиса.

Особенности социального управления и содержание социальной политики в Республике Беларусь. Структура и содержание социальной политики в различных сферах жизнедеятельности общества. Социальная политика в профилактике социальных патологий общества: безработицы, миграции; помощь и социальное обеспечение лиц пожилого и престарелого возрастов, молодежи, семье и детям. Социальная политика в профилактике социальных патологий и девиаций (бездомности и нищенства, алкоголизма и проституции, наркомании, суицида и т.п.).


Модель устойчивого развития белорусского общества.


Тема: Социальная мобильность.

Понятие соц. мобильности. Горизонтальная и вертикалная мобильность и их варианты. Проблемы соц. мобильности в развитии общества.

Миграция: понятие, виды, механизмы осуществления. Соц.-экономические, политические и культурные последствия мобильности.



Тема: Личность и общество.

Индивид. Индивидуальность. Личность. Основные факторы развития личности. Понятие социализации. Основные виды и агенты социализации. Соц. адаптация и интеграция. Значение социальных и биологических условий развития личности. Роль семьи в процессе социализации детей. Особенности юношеской социализации. Признаки социальной зрелости. Ресоцолизация взрослых. Критерии успешной социализации человека.


Самостоятельно к экзамену:

Тема: «Социальные организации».

Тема: «Социальный конфликт».

Тема: «Эмпирическое социологическое исследование общества».