ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.09.2020

Просмотров: 1676

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
  1. Обобщение внешней формы населенных пунктов. На топографических картах наглядно отображается характер планировки и застройки, четко выделяются магистральные и главные улицы. С уменьшением масштаба происходит объединение кварталов за счет исключения мелких улиц и проездов. На карте масштаба 1:1 000 000 большинство населенных пунктов показывается пунсонами. Обобщенным контуром изображают лишь крупные населенные пункты (при площади населенного пункта 4 кв. мм и более). На мелкомасштабных общегеографических картах для изображений населенных пунктов используют пунсоны, только крупные города могут быть изображены обобщенным контуром с сохранением общего очертания

При изображении населенных пунктов пунсонами центр пунсона должен соответствовать центру населенного пункта. Положение пунсона должно быть увязано с окружающими элементами карты.

Если населенный пункт находится на берегу моря, озера или реки, то пунсон должен касаться береговой линии.

Если пункт находится не на самом берегу, то пунсон смещают в сторону от береговой линии на 0,3–0,4 мм.

При размещении населенного пункта по обе стороны реки пунсон ставят посередине реки.

  1. Замена отдельных элементов их собирательными понятиями проявляется в том,

что при переходе к более мелкому масштабу вначале отдельные строения включаются в кварталы, затем объединяются в полосы застройки. После этого кварталы объединяются, и в завершении вместо контуров изображения применяются пунсоны.

При генерализации населенных пунктов следует обязательно учитывать их взаимосвязь с другими элементами содержания карты: с речной сетью, дорогами и другими населенными пунктами.


  1. Изображения путей сообщения и их классификация. Генерализация путей сообщения (с. 66-68)

Дороги имеют важное значение в народном хозяйстве, военном деле, кроме того, служат для передвижения людей и грузов, являются ориентирами. Поэтому изображению на картах этих элементов содержания должно быть уделено серьезное внимание.

На картах разных масштабов выделяются сухопутные, водные, воздушные пути сообщения. Водные пути сообщения бывают морские и речные. Морские пути сообщения обозначают обычно плавной пунктирной линией с указанием расстояния в километрах и пунктов следования. Воздушные пути сообщения показываются только на специальных картах при помощи линии, соединяющей конечные пункты перелета. Сухопутные пути сообщения по способу передвижения подразделяют на железные дороги и автодороги.

Железные дороги классифицируются на картах по следующим признакам:

  1. По числу путей – на однопутные, двухпутные и многопутные.

  2. По ширине колеи ширококолейные и узкоколейные;

  3. По виду тяги – электрифицированные и прочие;

  4. По состоянию полотна – действующие, строящиеся, разобранные.


Для изображения железных дорог применяются различные рисунки условных знаков.

Положение дорог определяется положением их на картографическом материале.

Автодороги классифицируют следующим образом:

  1. Автомагистрали (автострады) – автомобильные дороги высшего класса, предназначенные для скоростного массового движения. Имеют две проезжие части шириной по 7,5 м и более с прочным основанием и усовершенствованным капитальным покрытием (цементобетонное, асфальтобетонное и т. п.), разделительную полосу между различными направлениями движения шириной не менее 5 м и обочины по 3,75 м, пересечение с железными и автомобильными дорогами, как правило, на разных уровнях.

  2. Автодороги с усовершенствованным покрытием – имеют ширину проезжей части не менее 7 м с прочным основанием и усовершенствованным капитальным или усовершенствованным облегченным покрытием.

  3. Автомобильные дороги с покрытием имеют ширину проезжей части 5–6 м и покрытие переходного типа (щебеночное, гравийное или из других прочных материалов, уплотненных укаткой).

  4. Автомобильные дороги без покрытия (улучшенные грунтовые дороги) – профилированные, регулярно ремонтируемые дороги, не имеющие прочного основания и покрытия, с шириной проезжей части не менее 4,5 м. Грунт проезжей части должен быть укреплен или улучшен различными местными материалами: гравием, щебнем, песком и др.

  5. Грунтовые дороги – непрофилированные, накатанные автогужевым транспортом, не имеющие покрытия, но регулярно используемые дороги.

  6. Полевые и лесные дороги – грунтовые дороги, используемые автогужевым транспортом сезонно, главным образом в период лесозаготовительных работ.

  7. Зимние дороги – сезонные пути сообщения, прокладываемые в зимнее время года через замерзшие болота, озера, заливы, по рекам и т. п.

Состояние дорог, их класс уточняют по дежурной карте или по специальным справочникам.

Генерализация путей сообщения

Генерализация путей сообщения зависит от назначения карты, ее масштаба и особенностей картографируемой территории. На топографических картах крупного масштаба показывают, как правило, все дороги и подробную их характеристику. С уменьшением масштаба происходит отбор дорог, исключаются второстепенные дороги и их характеристики.

Выполняя генерализацию дорожной сети на картах разных масштабов, необходимо правильно и наглядно отобразить главные дороги, характер их размещения, а также связь дорог между собой и с другими элементами содержания карт: с населенными пунктами, гидрографией, рельефом и т. д. Кроме этого необходимо сохранить их местоположение, очертание, характерные повороты и конфигурацию.

Генерализация дорог при переходе к картам более мелкого масштаба осуществляется в основном за счет их отбора и сглаживания незначительных поворотов. На крупномасштабных топографических картах необходимо сохранить точное плановое положение дороги, изображая ось дороги в масштабе карты (т. е. чтобы ось дороги совпадала с серединой условного знака на картографическом материале), на мелкомасштабных картах это требование выполнить невозможно.


На картах крупных масштабов необходимо отобразить густоту дорожной сети, а на картах мелкого масштаба – передать характер размещения дорог и выделить главные и второстепенные дороги (густоту дорог отобразить нельзя).

На картах крупных масштабов подробно показывается характеристика дорог: ширина, покрытие, направление дорог. На мелкомасштабных картах характеристика дорог не показывается.

Размеры (ширина) картографических знаков дорог во много раз превышают ширину дорог на местности. Например, на карте масштаба 1:1 000 000 условный знак автомагистрали имеет ширину 0,6 мм, что составляет 600 метров. Поэтому с уменьшением масштаба может произойти слияние дорог с другими элементами содержания карты, например, с береговой линией реки. Приходится смещать либо изображение объектов, расположенных рядом с дорогой, либо дороги. Если объект по значению выше (например, железная дорога, дорога высшего класса, гидрография, населенный пункт), то смещают дорогу. Дороги одного класса смещают в разные стороны. Если дорога совпала с контуром растительного покрова, то смещают контуры растительности.

Дороги ни в коем случае не должны разрываться подписями объектов. Прежде всего, это касается основных поворотов и извилин дорог. Это требование особо важно для топографических карт.

Отбор дорог зависит также от тематики карты. Например, на политической карте мира предпочтение отдается дорогам, по которым осуществляются мировые транспортные связи, и главным дорогам внутри страны. На гипсометрической карте дороги играют второстепенную роль и изображаются самые главные, а на мелкомасштабных гипсометрических картах они не показываются вообще.

На генерализацию дорог оказывает влияние и особенности картографируемой территории. В густозаселенных районах картографирования дорожная сеть сильно развита. В таких районах следует показать все дороги высших классов. В горной местности – в основном узкие и извилистые дороги, тесно связанные с рельефом. В пустынной местности дорожная сеть вообще развита мало, в основном это караванные пути и вьючные тропы. Поэтому при нанесении дорог необходимо учитывать данный фактор.

Кроме этого, дороги на равнинной местности имеют прямолинейное очертание, а дороги горных районов – извилистое. Эти особенности обязательно должны быть отражены на составляемой карте.

Дороги отображаются в последовательности от высших классов к низшим (как и все элементы). Главные, магистральные дороги наносят на карты всех масштабов.

На топографических картах показываются все вышеперечисленные дороги. С уменьшением масштаба карты происходит значительная генерализация дорог. На мелкомасштабных картах предпочтение отдается железным дорогам и наиболее важным автомобильным дорогам.

При отборе дорог обязательно следует учитывать их связь со всеми элементами со- держания карты: населенными пунктами, реками, рельефом и др.



  1. Генерализация рельефа (с. 76-79)

При генерализации рельефа главным является правильное отображение типов рельефа, морфологических особенностей рельефа (происхождения), передача горизонтального и вертикального расчленения местности, характера профиля склонов. Главными факторами, влияющими на проведение его генерализации, являются назначение, масштаб карты и особенности типов рельефа: высокогорного, среднегорного, мелкосопочника и др.

Выполнить грамотно генерализацию можно лишь в том случае, если исполнитель хорошо понимает рельеф местности и может правильно отнести ее к определенному морфологическому типу.

Генерализация рельефа в основном заключается в отборе и обобщении горизонталей, его форм, в исключении незначительных деталей изображаемых форм. Необходимо выделить самые важные формы, характерные для данного типа рельефа.

Обобщение форм рельефа производится за счет перехода к большей высоте сечения рельефа и обобщению рисунка горизонталей.

На крупномасштабных топографических картах рельеф изображается с большой подробностью и генерализация его минимальная, исключаются лишь мелкие детали. На этих картах требуется передача точного местоположения горизонталей. Так как на топографических картах картографируется небольшой участок местности, для изображения рельефа применяется постоянная шкала сечения рельефа: в зависимости от масштаба и типа рельефа горизонтали проводятся через 5 метров – либо через 10 метров и т. Д

На мелкомасштабных картах необходимо правильно продумать и установить шкалу сечения рельефа. Так как с уменьшением масштаба картографированию подлежит территория больших размеров с разными типами рельефа, то требуется переход от шкалы с постоянной высотой сечения рельефа к переменной шкале. Переменная высота сечения означает, что горизонтали проводятся не через одинаковые интервалы (5, 10, 20 м и т. д.), а так, чтобы отразить характерные элементы рельефа. Это особенно важно для карт, на которых показываются разнообразные типы рельефа. Для лучшей передачи рельефа наносятся дополнительные горизонтали.

При изображении рельефа на мелкомасштабных картах требуется проводить значительную генерализацию. Отдельные мелкие детали, не существенные для данного масштаба, исключают, а характерные особенности подчеркивают. Следует помнить, что рельеф очень тесно связан с гидрографией. Отбор форм рельефа для большинства районов связан с отбором речной сети, так как горизонтальная расчлененность рельефа чаще всего зависит от густоты рек.

На орографической схеме отмечают основные формы и элементы рельефа, которые необходимо будет нанести при составлении карты

Составление рельефа, как правило, начинают с нанесения структурных линий рельефа (водораздельные линии, тальвеги, бровки и подошвы), далее отмечают пересечения горизонталей с орографическими линиями (определяется замыкание горизонталей). После этого составляют отдельные формы рельефа в соответствии с принятой шкалой сечения.



  1. Изображение растительного покрова и грунтов, их классификация. Генерализация растительного покрова и грунтов (с. 79-81)

Географические карты разных масштабов имеют очень большое значение в изучении растительного покрова земной поверхности. Поэтому растительный покров и грунты очень подробно изображаются на всех видах государственных топографических карт. Кроме того, создаются специальные карты растительности, грунтов, заповедников, карты лесного кадастра, лесоустроительные и др. В настоящее время при создании различных карт растительности очень широко используются данные дистанционного зондирования.

При изображении растительности на картах она классифицируется по жизненным формам, т. е. по внешнему виду. При этом выделяют растения с деревянистыми стеблями (деревья, кустарники, кустарнички), растения переходного типа (полукустарники), травянистые растения, мхи и лишайники.

Леса при их изображении на картах подразделяются:

  1. По составу на хвойные (ель, пихта, сосна, кедр, лиственница), лиственные (береза, клен, дуб и др.) и смешанные, имеющие в составе и лиственные, и хвойные породы. Преобладающие породы деревьев указываются подписями.

При изображении смешанного леса указываются две основные породы. К смешанным

лесам относят такие, в которых деревья одной породы составляют не более 80 % древостоя.

  1. По высоте на зрелый лес и поросль – молодые посадки леса с высотой деревьев до 4 м.

  2. По состоянию древостоя:

  • редколесье древостой, не имеющий сомкнутого полога, когда просветы между кронами деревьев составляют в лесах средней полосы два-пять диаметров крон (в зависимости от породы деревьев), а в разреженных лесах засушливых и мерзлотных районов до семи диаметров. При больших расстояниях между кронами древесная растительность показывается условным знаком отдельных деревьев;

  • буреломы участки леса, на которых повалено более половины деревьев;

  • горелые и сухостойные леса участки леса, на которых большую часть деревьев составляют засохшие или обгоревшие деревья;

  • вырубленные леса участки бывшего леса, на которых сохранились пни;

  • кустарники многолетние растения с деревянистыми надземными частями высо- той от 0,8 до 6 метров, ветвящимися у поверхности почвы (орешник, калина, жимолость и др.);

  • кустарнички кустарниковая растительность, высота которой менее 0,8 метра

(голубика, брусника, багульник, черника, клюква, вереск и др.);

  • полукустарниковая растения сухих степей и полупустынь, у которых нижняя часть ствола деревянистая, многолетняя, а верхняя отмирающая (полынь, терескен, верблюжья колючка и др.);

  • травянистая растительность составляет наиболее многочисленную группу растений, изображается на картах с подразделением на луговую и степную, кроме того, выделяют высокотравную растительность (выше 1 м).