ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.09.2020
Просмотров: 628
Скачиваний: 2
Главные достижения исследований голостратотипа корчёвского межледниковья за прошедшие 15 лет сводятся к следующему.
Местонахождение фауны у д. Корчево ― единственное на территории Беларуси, где изучен автохтонный комплекс древнейших плейстоценовых млекопитающих по тысячам остатков зубов грызунов и других останков. В структуре фауны на смену роду Prolagurus появляется род Lagurus, который совместно с Microtus (St.) и Stenocranium hintoni (Kretzoi) составил особую фаунистическую зону в плейстоцене Европы ― V. Lagurus transies — Stenocranium hintoni. Доминируют в корчёвской фауне корнезубые полевки Mimomys intermedius (Newton). На территории Польши к этой зоне отнесена фауна из местонахождения Залесяки 1 А/8. Обнаружение бобра-трогонтерия и рыжей лесной полёвки в межледниковых отложениях, а леммингов и других обитателей тундры и степей в образованиях ледниковых эпох (поздненаревской и раннеясельдинской), наряду с данными палеоботанических исследований, впервые послужили Л. Н. Вознячуку основой для выявления сложной и многообразной климатической ритмики начала гляциоплейстоцена на территории Беларуси. В самом же корчёвском межледниковье А. Н. Мотузко по фауне выделяет три фазы ― раннюю, оптимальную (в отложениях этого отрезка межледниковья были обнаружены обломки зубных пластин слона рода Аrсhidiskodon) и позднемежледниковую. Своеобразие и богатство корчёвской фауны, обособленной по составу внутри тираспольской, столь вырази- тельно, что А. Н. Мотузко предложил выделить её в особый, корчёвский фаунистический комплекс с руководящими видами ― корнезубой полёвкой Mimomys intermedius (Newton) в сочетании с Stenocranium hintoni (Kretzoi).
Изучение флоры Корчёва, выполненное по новым сериям образцов К. Мамаковой и Т. Б. Рыловой, позволило им развить точку зрения о принадлежности корчёвского оптимума к могилёвскому межледниковью. В озёрных отложениях мощностью 1,6 м из одной расчистки на расстоянии не более 1 м друг от друга Г. И. Литвинюком, Ф. Ю. Величкевичем, Т. Б. Рыловой и К. Мамаковой в 1989 г были отобраны две серии образцов для палинологических исследований (Корчёво I и Корчёво II по 32 пробы каждая) и для палеокарпологи- ческого анализа (по 8 образцов). Результаты анализов, выполненных в Кракове Казимирой Мамаковой «по польской методике» и в Минске Т. Б. Рыловой «по белорусской методике» оказались в основных чертах одинаковыми. Локальные палинозоны в отложениях оптимума профилей Корчёво I и Корчёво II имеют некоторые отличия от соответствующих зон, выделенных прежде в разрезе. По пыльце, спорам, плодам и семенам выявлено 215 таксонов ископаемых растений, большинство из них определены до вида. По палеокарпологическим данным подтвердились прежние находки. Состав представителей т. н. «бразениевого комплекса» в этой семенной флоре беден, что характерно для корчёвского межледниковья, но выявлены типичные для оптимума Caulinia antiqua T. V. Jakub., Stratiotes goretskyi Wieliczk, Aldrovanda zussii T. V. Jakub.
Отложения корчёвского межледниковья в голостратотипе представляют собой гляциотектоническое сооружение пликативного типа, а не отторженец. В ряде скважин и сохранивших естественную стратификацию участках на стенках карьера прослежено, что межледниковая толща залегает на отложениях наревского оледенения, а перекрыта перигляциальными озёрными и лимногляциальными аккумуляциями ясельдинского оледенения. Обширная и мощная залежь озёрно-болотных пород наревско-ясельдинского времени образовалась в древней Сервечской ледниковой ложбине и вместе с подстилающими и перекрывающими отложениями была выдавлена из ложбины и взброшена к дневной поверхности при формировании конечно-моренного рельефа.
ГЛАВА 3. РАЗВИТИЕ ТЕРРИТОРИИ БЕЛАРУСИ В ЧЕТВЕРТИЧНОМ ПЕРИОДЕ
Территория Беларуси служит эталоном областей развития ледниковых отложений. Четвертичные осадки распространены повсеместно, отсутствуя лишь в редких местах, где коренные (дочетвертичные) породы обнажаются на дневной поверхности. Мощность четвертичных образований характеризуется большим непостоянством – от 0 до 300 м и более, что объясняется разнообразными причинами.
История развития территории Беларуси в четвертичный период делится на три этапа: предледниковый, ледниковый и послеледниковый. Первые два соответствуют плейстоценовой эпохе, последний – голоценовой.
Предледниковый этап охватывает ранний плейстоцен и начало среднего плейстоцена. В это время в Скандинавии возникали ледниковые покровы. Они не достигали территории Беларуси, однако обусловливали чередование здесь фаз тепла и холода. На территории нашей страны были распространены хвойные и березовые леса с примесью дуба, липы, вяза, граба и ряда видов, которые сохранились с неогена. Рельеф был довольно ровным, общий уклон территории был с востока на запад. Существовали многочисленные глубокие озера. Реки текли примерно в тех же направлениях, что и современные, но глубина их вреза была меньшей. К концу предледникового этапа произошло похолодание, леса сменились открытыми пространствами.
В дальнейшем, на протяжении среднего и позднего плейстоцена, история развития территории Беларуси в самых общих чертах представляла собой чередование оледенений и межледниковий (ледниковый этап). Выделяются шесть ледниковых и пять межледниковых периодов. Каждый из них имел свои специфические особенности, которые детально описаны в специальной литературе. Здесь же мы лишь очень кратко охарактеризуем основные седиментационные обстановки ледникового этапа.
Движение ледников сильно меняло рельеф территории. По подсчетам специалистов в результате воздействия ледников на свое ложе был снесен слой горных пород мощностью около 30 м. Возникали протяженные, в десятки километров длиной, ложбины ледникового выпахивания и размыва. С другой стороны, происходила аккумуляция морен – обломочного материала, который осаждался при таянии льда.
Четвертичная толща Беларуси примерно наполовину представлена моренными отложениями. При относительно равномерном накоплении материала из таявшего льда возникала так называемая основная морена, которой сложены равнинные или слабохолмистые территории. В краевых частях таявших ледников накапливались конечные морены, по распространению которых судят о границах древних оледенений. При образовании конечных морен массы льда нередко срывали и переносили на различные расстояния массивы коренных пород. Такие ледниковые отторженцы коренных образований имеют мощность до 100-150 м и протяженность в несколько километров. Они часто бывают сложены мергельно-меловыми породами позднемелового возраста. В районе Гродно, Волковыска, Березы разрабатываемые месторождения этих пород приурочены именно к ледниковым отторженцам. О геологической «мощи» ледников свидетельствует также большое количество валунов кристаллических и осадочных пород, принесенных ледниками из Скандинавии и оставленных на территории Беларуси. Нередко встречаются экземпляры весом в несколько тонн.
Во время таяния ледников возникали водные потоки, несшие песок, реже гравий и гальку. Этот, флювиогляциальный, материал отлагался на поверхности ледников, в их толще или у краев. Иногда в теле таявшего ледника образовывались огромные полости, которые заполнялись материалом водных потоков. Так формировались камы (холмы с выпуклыми вершинами) и озы (удлиненные формы рельефа, напоминающие железнодорожную насыпь). Многочисленные потоки воды, стекавшие от края ледников, образовывали конусы выноса, которые распространялись далеко на юг от границ ледников. Накопившимся таким образом песчаным материалом на территории Беларуси сложены обширные зандровые равнины. Одна из них – Центрально-Березинская – протягивается в широтном направлении почти на 150 км. Водные потоки, возникавшие при таянии льда, нередко были настолько мощными, что формировали ледниковые реки.
Иногда водные потоки встречали на своем пути препятствия в виде конечных морен. В результате подпруживания возникали озера, в которых формировались лимногляциальные отложения. Одним из наиболее характерных видов лимногляциальных осадков являются ленточные глины, представляющие собой тонкое чередование песчаных и глинистых слойков. Большие приледниковые озера (Полоцкое, Суражское и др.) существовали на севере Беларуси во время последнего оледенения.
У края ледников, в перигляциальных зонах, образовывались эоловые холмы, гряды, дюны, наиболее характерные для севера и юга страны, накапливались толщи лессов.
Во время межледниковий, когда ледники оставляли территорию, осадконакопление было сосредоточено в руслах, долинах и поймах рек, многочисленных озерных котловинах, болотах. Каждое межледниковье сопровождалось тектоническим поднятием территории, что приводило к активизации речной эрозии. В эти периоды реки вновь прокладывали свои русла в моренных и флювиогляциальных толщах, оставленных предыдущими оледенениями. Наиболее сильное за всю четвертичную историю поднятие произошло в беловежское межледниковье. Самые важные для познания условий межледниковых периодов отложения накапливались в озерах, болотах, речных поймах. Это сапропели, мергели, торф, гиттии. Находки спор и пыльцы растений в этих осадках свидетельствуют о том, что климат во время межледниковий был обычно более теплым, чем современный. Интенсивно произрастали дуб, вяз, граб.
Наиболее близкое к нам оледенение – поозерское – оставило территорию Беларуси примерно 12 тыс. лет назад. Поозерское время характеризовалось максимальной за весь четвертичный период волной холода. При этом воздух был очень сухим, с чем связаны минимальные размеры площади поозерского оледенения. Поозерский ледник несколько раз надвигался на территорию Беларуси; в результате были сформированы конечно-моренные гряды и другие формы рельефа Белорусского Поозерья. При таянии ледника возникали большие озера, подпруженные конечными моренами. Современные озера севера Беларуси являются реликтами этих приледниковых бассейнов. Во время поозерского оледенения большая часть территории нашей страны представляла собой перигляциальную область, которая напоминала современную тундру. В конце ледникового периода талые воды прорвали конечно-моренные барьеры и устремились на юг. Именно с этим процессом связано образование речных террас Днепра, Немана, Западной Двины и других белорусских рек. На территории Полесья сформировалась большая озерно-аллювиальная низменность. Конец поозерского периода ознаменовался потеплением климата.
Наступил послеледниковый этап (голоцен). За время, прошедшее с его начала, накопилась толща отложений, мощность которой не превышает 20-25 м. В начале голоцена существовали специфические седиментационные обстановки, связанные с «ликвидацией» последствий ледникового этапа: таяние реликтов мерзлых пород приводило к образованию термокарстовых озер и западин. Несмотря на это и на изменения климата, происходившие на протяжении голоцена, условия осадконакопления на послеледниковом этапе были очень похожи на современные. Шла аккумуляция осадков в руслах и поймах рек, озерах, болотах; на склонах холмов и у их подножий накапливались продукты выветривания, перенесенные временными водными потоками.
Можно сказать еще об одном этапе геологической истории – современном, в существенной степени связанном с деятельностью человека. С развитием цивилизации эта деятельность становится все более и более значимым геологическим фактором. Разнообразные современные геологические процессы провоцируются добычей полезных ископаемых, жилищным, дорожным, мелиоративным и гидротехническим строительством, вырубкой лесов, распашкой земель, складированием и захоронением промышленных отходов, загрязнением атмосферы парниковыми газами, другими формами влияния человека на природную среду.