Файл: Теория и методология идеологии белорусского государства.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.09.2020

Просмотров: 99

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УЧЕРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ «БАРАНОВИЧСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ФАКУЛЬТЕТ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ













Реферат по дисциплине «Основы идеологии белорусского государства»

на тему «Теория и методология идеологии белорусского государства»











Подготовила:

студентка 1 курса

группы ГЭ-11

Бордюк Я.В.







Барановичи, 2015

Идеология белорусского государства – это идеология белорусского пути общественного развития.

Понятие “идеология” неразрывно связано с системным анализом политических, правовых, нравственных и эстетических отношений в обществе. В политической плоскости эта конструкция позволяет лучше понять то или иное явление.

Идеология – это своего рода среда, “подпитка” центра принятия политических решений, где законодательная, судебная и исполнительная ветви власти составляют единый блок.

Когда наступают знаковые периоды в жизни общества (к ним также относятся президентские выборы, формирование местных органов власти), люди выражают свои взгляды посредством голосования за того или иного кандидата, мысли, предпочтения которого совпадают с личными симпатиями граждан.

При формировании и реализации избирательных технологий идеологическая составляющая может рассматриваться как система ценностных ориентации людей, определяющая их выбор, шкалу их предпочтений.

С этой точки зрения идеологическая составляющая важна как предтеча принятия государственных, политических решений.

На этапе избирательных баталий термин “идеология” можно отождествить с таким многовекторным понятием, как “пропаганда” или “агитация”, включающим в себя, в том числе знания о политических технологиях, маркетинге и имиджмейкерстве.

Когда же выборы состоялись, то предвыборные платформы кандидатов становятся значимыми государственными документами, где уже обозначены приоритеты для властных структур.

В идеологии должен быть, во-первых, мировоззренческий стержень. Этим стержнем является:

-белорусская гражданственность,

-национальное государственное самосознание,

-патриотизм.

Вот фундамент, на котором формируется мировоззрение. Кроме того, безусловно, существенное влияние оказывают и экономика, и политика государства, и другие сферы общественной жизни.

Идеология играет важную роль в политической жизни общества и теснейшим образом связана с политикой. Эта взаимосвязь проявляется через интересы различных субъектов политики, их взгляды, ценности и цели и выражается в соответствующих политических процессах, деятельности учреждений, организаций, отдельных субъектов.

Взаимосвязь идеологии и политики должна быть гармоничной и дополняющей друг друга, не допуская крайних форм их взаимосвязи.

Чрезмерное идеологическое влияние на политику (особенно государственную) и общественные процессы - идеологизация политики - приносят вред общественным процессам, превращают политику в служанку идеологии, догматизируют идеологические постулаты, не сообразуясь с реальной жизнью и приводят к кризису политической системы.


Вторая недопустимая крайность во взаимоотношении политики и идеологии - это чрезмерное влияние политики на идеологию - политизация идеологии, когда идеология испытывает на себе диктат господствующей политики, ставится на службу монопольной власти, меняется в соответствии с запросами правящей власти, ставится ей на службу, превращаясь в мировоззренческую структуру на службе у власти.

Весьма опасным последствием политизации идеологии является преобладание политизированных узкогрупповых идей и ценностей над социально-нравственными содержательными компонентами, вытеснение общенациональных (общегосударственных) и общечеловеческих ценностей, интересов и приоритетов.

Функции идеологии белорусской государственности.

Идеология определяет цели политики, формулирует ориентиры политической деятельности, обосновывает выбор средств ее реализации, организует усилия заинтересованных людей в осуществлении политики.



Идеология выполняет такие социальные функции, как:

-мировоззренческо-ориентирующую,

-нормативно-регулятивную,

-познавательную,

-коммуникативную,

-воспитательную,

-аксиологическую,

-мотивационную,

-социально-преобразовательную,

-прогностическую.

Структура идеологии

В структуру идеологии включаются такие компоненты, как:

-знания,

-взгляды,

-ценности,

-нормативы,

-убеждения,

-действия,

-волевой компонент.

Взгляды, представления, идеи об основах социально-политического устройства общества, об обществе в целом и его отдельных феноменах историчны и изменчивы, наполняясь новым содержанием вместе с развитием общества и государства, его политической системой, сменой политических режимов и процессов, становлением и развитием гражданского общества, политических партий, различных политических институтов, избирательных технологий.

Понятие "ценность" используется для указания на человеческое, социальное и культурное значение определенных явлений действительности.

Двумя полюсами ценностного отношения человека к миру являются "предметные" и "субъектные" ценности.

Предметные ценности – все многообразие предметов человеческой деятельности, общественных отношений и включённых в их круг природных явлений, которые оцениваются в плане добра и зла, красоты или безобразия, справедливого или несправедливого, допустимого или запретного и т.д.

Субъектные ценности – способы и критерии, на основании которых производятся сами процедуры оценивания соответствующих явлений. Это установки и оценки, императивы и запреты, цели и проекты, которые закрепляются в общественном сознании в форме нормативных представлений и выступают ориентирами деятельности людей.

Ценностные системы формируются в историческом развитии общества. Они генетически, конечно, не наследуются, а усваиваются в процессе социализации человека.


Убеждение – это форма углубления, укоренения знаний и ценностей в систему мировоззрения, это вера человека в правоту усвоенных идей. Знания могут и не переходить в убеждения. В свою очередь убеждения не всегда основываются исключительно на рациональных знаниях.

Убеждения – это звено перехода от знания к практике. Лишь тогда, когда знания становятся убеждениями, они вливаются в "сосуд" мировоззренческих и идеологических приоритетов. Идейная убежденность помогает человеку в минуту смертельной опасности преодолеть инстинкт самосохранения, жертвовать жизнью и совершать подвиги во имя определенных идеалов.

Структура курса

Структура курса имеет системный характер, она включает 4 раздела, 4 уровня рассмотрения вопросов идеологии.

  • Первый, теоретико-методологический уровень – теория, история, методология и, в том числе, конституция как правовая основа идеологии.

  • Второй уровень – динамика идеологических процессов представляет собой “процессуальный уровень” принятия государственных политических решений.

Он охватывает культуру, ментальность, средства массовой информации, которые отражают мысли и взгляды населения и сами, в свою очередь, формируют и общественное мнение, и, в полной мере, общественно-политический курс государства.

  • Третий блок проблематики посвящен непосредственно центрам принятия решений.

Он называется: “Государственные институты и идеологические процессы”. Сформированные органы власти – президент, парламент, правительство, органы местного управления – призваны действовать в интересах народа, экономического процветания страны, защищать суверенитет, национальную целостность.

  • Четвертый уровень, инструментальный, включает механизмы реализации государственного курса и называется: “Государственная политика в идеологической сфере”.

Идеология пронизывает все сферы жизнедеятельности государства экономическую, политическую, мировоззренческую и собственно идеологическую.