Файл: Теория и методология идеологии белорусского государства.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 28.09.2020
Просмотров: 99
Скачиваний: 4
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УЧЕРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ «БАРАНОВИЧСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ФАКУЛЬТЕТ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ
Реферат по дисциплине «Основы идеологии белорусского государства»
на тему «Теория и методология идеологии белорусского государства»
Подготовила:
студентка 1 курса
группы ГЭ-11
Бордюк Я.В.
Барановичи, 2015
Идеология белорусского государства – это идеология белорусского пути общественного развития.
Понятие “идеология” неразрывно связано с системным анализом политических, правовых, нравственных и эстетических отношений в обществе. В политической плоскости эта конструкция позволяет лучше понять то или иное явление.
Идеология – это своего рода среда, “подпитка” центра принятия политических решений, где законодательная, судебная и исполнительная ветви власти составляют единый блок.
Когда наступают знаковые периоды в жизни общества (к ним также относятся президентские выборы, формирование местных органов власти), люди выражают свои взгляды посредством голосования за того или иного кандидата, мысли, предпочтения которого совпадают с личными симпатиями граждан.
При формировании и реализации избирательных технологий идеологическая составляющая может рассматриваться как система ценностных ориентации людей, определяющая их выбор, шкалу их предпочтений.
С этой точки зрения идеологическая составляющая важна как предтеча принятия государственных, политических решений.
На этапе избирательных баталий термин “идеология” можно отождествить с таким многовекторным понятием, как “пропаганда” или “агитация”, включающим в себя, в том числе знания о политических технологиях, маркетинге и имиджмейкерстве.
Когда же выборы состоялись, то предвыборные платформы кандидатов становятся значимыми государственными документами, где уже обозначены приоритеты для властных структур.
В идеологии должен быть, во-первых, мировоззренческий стержень. Этим стержнем является:
-белорусская гражданственность,
-национальное государственное самосознание,
-патриотизм.
Вот фундамент, на котором формируется мировоззрение. Кроме того, безусловно, существенное влияние оказывают и экономика, и политика государства, и другие сферы общественной жизни.
Идеология играет важную роль в политической жизни общества и теснейшим образом связана с политикой. Эта взаимосвязь проявляется через интересы различных субъектов политики, их взгляды, ценности и цели и выражается в соответствующих политических процессах, деятельности учреждений, организаций, отдельных субъектов.
Взаимосвязь идеологии и политики должна быть гармоничной и дополняющей друг друга, не допуская крайних форм их взаимосвязи.
Чрезмерное идеологическое влияние на политику (особенно государственную) и общественные процессы - идеологизация политики - приносят вред общественным процессам, превращают политику в служанку идеологии, догматизируют идеологические постулаты, не сообразуясь с реальной жизнью и приводят к кризису политической системы.
Вторая недопустимая крайность во взаимоотношении политики и идеологии - это чрезмерное влияние политики на идеологию - политизация идеологии, когда идеология испытывает на себе диктат господствующей политики, ставится на службу монопольной власти, меняется в соответствии с запросами правящей власти, ставится ей на службу, превращаясь в мировоззренческую структуру на службе у власти.
Весьма опасным последствием политизации идеологии является преобладание политизированных узкогрупповых идей и ценностей над социально-нравственными содержательными компонентами, вытеснение общенациональных (общегосударственных) и общечеловеческих ценностей, интересов и приоритетов.
Функции идеологии белорусской государственности.
Идеология определяет цели политики, формулирует ориентиры политической деятельности, обосновывает выбор средств ее реализации, организует усилия заинтересованных людей в осуществлении политики.
Идеология выполняет такие социальные функции, как:
-мировоззренческо-ориентирующую,
-нормативно-регулятивную,
-познавательную,
-коммуникативную,
-воспитательную,
-аксиологическую,
-мотивационную,
-социально-преобразовательную,
-прогностическую.
Структура идеологии
В структуру идеологии включаются такие компоненты, как:
-знания,
-взгляды,
-ценности,
-нормативы,
-убеждения,
-действия,
-волевой компонент.
Взгляды, представления, идеи об основах социально-политического устройства общества, об обществе в целом и его отдельных феноменах историчны и изменчивы, наполняясь новым содержанием вместе с развитием общества и государства, его политической системой, сменой политических режимов и процессов, становлением и развитием гражданского общества, политических партий, различных политических институтов, избирательных технологий.
Понятие "ценность" используется для указания на человеческое, социальное и культурное значение определенных явлений действительности.
Двумя полюсами ценностного отношения человека к миру являются "предметные" и "субъектные" ценности.
Предметные ценности – все многообразие предметов человеческой деятельности, общественных отношений и включённых в их круг природных явлений, которые оцениваются в плане добра и зла, красоты или безобразия, справедливого или несправедливого, допустимого или запретного и т.д.
Субъектные ценности – способы и критерии, на основании которых производятся сами процедуры оценивания соответствующих явлений. Это установки и оценки, императивы и запреты, цели и проекты, которые закрепляются в общественном сознании в форме нормативных представлений и выступают ориентирами деятельности людей.
Ценностные системы формируются в историческом развитии общества. Они генетически, конечно, не наследуются, а усваиваются в процессе социализации человека.
Убеждение – это форма углубления, укоренения знаний и ценностей в систему мировоззрения, это вера человека в правоту усвоенных идей. Знания могут и не переходить в убеждения. В свою очередь убеждения не всегда основываются исключительно на рациональных знаниях.
Убеждения – это звено перехода от знания к практике. Лишь тогда, когда знания становятся убеждениями, они вливаются в "сосуд" мировоззренческих и идеологических приоритетов. Идейная убежденность помогает человеку в минуту смертельной опасности преодолеть инстинкт самосохранения, жертвовать жизнью и совершать подвиги во имя определенных идеалов.
Структура курса
Структура курса имеет системный характер, она включает 4 раздела, 4 уровня рассмотрения вопросов идеологии.
-
Первый, теоретико-методологический уровень – теория, история, методология и, в том числе, конституция как правовая основа идеологии.
-
Второй уровень – динамика идеологических процессов представляет собой “процессуальный уровень” принятия государственных политических решений.
Он охватывает культуру, ментальность, средства массовой информации, которые отражают мысли и взгляды населения и сами, в свою очередь, формируют и общественное мнение, и, в полной мере, общественно-политический курс государства.
-
Третий блок проблематики посвящен непосредственно центрам принятия решений.
Он называется: “Государственные институты и идеологические процессы”. Сформированные органы власти – президент, парламент, правительство, органы местного управления – призваны действовать в интересах народа, экономического процветания страны, защищать суверенитет, национальную целостность.
-
Четвертый уровень, инструментальный, включает механизмы реализации государственного курса и называется: “Государственная политика в идеологической сфере”.
Идеология пронизывает все сферы жизнедеятельности государства экономическую, политическую, мировоззренческую и собственно идеологическую.