Файл: Блейхер В.М., Крук И.В. - Клиническая патопсихология.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.10.2020
Просмотров: 7559
Скачиваний: 69
все
карточки
на
две
(
живая
и
неживая
природа
)
группы
.
По
харак
-
теру
проведения
классификации
больными
шизофренией
нередко
можно
судить
о
нарушениях
у
них
целенаправленности
мышле
-
ния
,
приводящих
к
непродуктивности
мыслительной
деятельно
-
сти
,
хотя
выполнение
отдельных
достаточно
сложных
заданий
свидетельствует
,
что
интеллектуальный
уровень
у
них
не
снижен
.
Примером
этого
является
приведенная
выше
классификация
,
по
-
строенная
на
несопоставимых
критериях
.
Об
этом
же
сви
-
детельствует
проведение
классификации
на
разных
уровнях
обобщения
—
наряду
с
достаточно
обобщенными
нередко
на
ос
-
нове
выделения
абстрактного
признака
группами
остается
множе
-
ство
единичных
,
нерубрифицированных
карточек
(«
Их
ни
с
чем
объединить
нельзя
,
они
сами
по
себе
» —
говорит
больной
).
При
выполнении
заданий
по
методике
исключения
больные
также
производят
обобщение
по
несущественным
,
формальным
признакам
.
Больной
Л
.
объединяет
в
одну
группу
ножницы
,
катушку
и
трубку
—
«
все
они
имеют
сквозные
отверстия
,
а
наперсток
имеет
лишь
входное
отверстие
».
Он
же
объединяет
весы
,
очки
и
часы
и
исключает
термо
-
метр
— «
по
принципу
общности
отношений
деталей
.
Весы
при
воз
-
действии
факторов
внешней
среды
могут
колебаться
,
у
очков
можно
передвигать
ушки
,
а
часы
имеют
заводной
механизм
».
Легкость
актуализации
«
слабых
»,
чрезмерно
обобщенных
при
-
знаков
обнаруживается
,
когда
больному
шизофренией
предъявля
-
ют
карточку
,
где
изображены
далекие
друг
от
друга
предметы
.
Здоровые
обследуемые
в
таких
случаях
либо
отказываются
вы
-
полнить
задание
,
говоря
,
что
эта
карточка
не
содержит
изображе
-
ний
трех
предметов
,
которые
можно
было
бы
обобщить
,
либо
дают
обусловлено
-
формальное
решение
(«
если
вы
настаиваете
,
то
мож
-
но
так
...
но
это
неправильно
»).
Больные
шизофренией
в
этих
слу
-
чаях
легко
производят
обобщение
и
отстаивают
правильность
ре
-
шения
задачи
.
Так
,
например
,
предъявляется
карточка
,
на
которой
нарисованы
роза
,
яблоко
,
шуба
,
книга
.
Больной
С
: «
Роза
,
яблоко
и
книга
имеют
листья
».
Больной
О
.: «
Если
в
грамматике
разбираться
,
то
книга
,
роза
,
и
шу
-
ба
женского
рода
,
а
яблоко
—
среднего
рода
».
При
исследовании
методикой
исключения
нередко
у
больных
шизофренией
обнаруживаются
явления
разноплановости
мышле
-
ния
.
Одно
и
то
же
задание
больной
выполняет
в
нескольких
вари
-
антах
(
иногда
один
из
них
правильный
).
246
При
этом
предпочтение
какому
-
либо
решению
не
отдается
.
Так
,
больная
П
.
одно
и
то
же
задание
решает
двояко
: «
Можно
объе
-
динить
монету
,
будильник
и
карманные
часы
и
выделить
стенные
ча
-
сы
,
так
как
они
граненой
формы
.
А
можно
выделить
монету
—
это
все
часы
по
производству
,
а
это
деньги
.
Все
зависит
от
постановки
во
-
проса
.
Если
по
форме
—
то
первое
решение
,
а
по
производству
—
вто
-
рое
».
Больной
Ж
.
объединяет
в
одну
группу
солнце
,
керосиновую
лампу
и
свечу
и
исключает
электрическую
лампочку
.
При
этом
он
рассуждает
следующим
образом
: «
Электрическая
лампочка
слишком
пахнет
циви
-
лизацией
.
Цивилизация
убила
все
,
что
оставалось
в
человеке
хороше
-
го
.
Вообще
-
то
,
нет
надобности
исключать
ни
один
из
этих
предме
-
тов
,
но
,
руководствуясь
подтекстом
,
я
исключил
электрическую
лам
-
почку
.
Кроме
того
,
в
ней
нет
очевидности
горения
,
накала
нити
.
Иначе
были
бы
какие
-
нибудь
лучи
подрисованы
.
Таким
образом
,
здесь
могут
быть
два
плана
:
первый
—
субъективно
-
индивидуальный
,
а
второй
—
обусловленный
необходимостью
конкретного
ответа
на
прямой
во
-
прос
».
Задание
,
требующее
обобщения
измерительных
приборов
,
больной
решает
так
:
«
Здесь
могут
быть
три
плана
.
Первый
план
—
я
исключаю
очки
.
При
этом
руководствуюсь
нежеланием
слепоты
духовной
.
Очки
—
это
символическая
согласованность
,
свидетельствующая
о
слепоте
.
Вто
-
рой
план
—
при
рассмотрении
с
позиций
человеческой
необходимости
использования
в
быту
—
нужны
все
четыре
предмета
.
Есть
и
третий
план
—
все
эти
предметы
,
кроме
весов
,
являются
более
единичными
,
цельными
по
своей
природе
».
Эти
явления
разноплановости
наблюдаются
и
при
обследовании
больных
шизофренией
другими
экспериментальными
методиками
,
предполагающими
целенаправленную
и
последовательную
дея
-
тельность
(
например
,
соотношение
пословиц
с
фразами
),
так
как
разноплановость
—
проявление
нарушения
целенаправленности
мышления
(
Б
.
В
.
Зейгарник
, 1958).
Случайные
,
неадекватные
ассоциации
обнаруживаются
в
пикто
-
граммах
больных
шизофренией
.
Следует
отметить
,
что
методика
пиктограмм
выявляет
нарушения
ассоциативного
процесса
часто
тогда
,
когда
они
еще
остаются
незаметными
при
исследовании
другими
методиками
.
Методика
пиктограмм
требует
от
обследуе
-
мого
умения
уловить
общее
в
слове
и
рисунке
,
хотя
значение
слова
само
по
себе
шире
,
чем
то
,
что
можно
изобразить
рисунком
,
и
зна
-
чение
рисунка
шире
,
чем
слова
,
они
должны
лишь
в
какой
-
то
час
-
ти
совпадать
(
Г
.
В
.
Биренбаум
, 1934;
Б
.
В
.
Зейгарник
, 1958;
А
.
Р
.
Лурия
, 1962).
Обнаруживаемые
при
исследовании
методикой
пик
-
тограмм
у
больных
шизофренией
расстройства
соотнесения
247
абстрактно
-
смысловых
и
предметно
-
конкретных
компонентов
ана
-
литико
-
синтетической
деятельности
можно
расценивать
как
ре
-
зультат
нарушения
взаимодействия
сигнальных
систем
.
Этим
же
можно
объяснить
и
то
обстоятельство
,
что
для
боль
-
ных
шизофренией
неравнозначными
оказываются
предметный
и
словесный
варианты
методики
исключения
.
При
исследовании
методикой
пиктограмм
больных
шизофре
-
нией
нередко
отмечается
своеобразная
легкость
,
с
которой
они
подбирают
образы
для
опосредования
.
Пиктограммы
,
особенно
к
словам
абстрактного
содержания
,
не
представляют
для
них
такой
трудности
,
как
для
больных
с
интеллектуальной
недостаточно
-
стью
вследствие
органического
поражения
мозга
.
Приводим
при
-
меры
пиктограмм
больных
шизофренией
:
248
Иногда
вся
пиктограмма
представлена
чрезмерно
отвлеченно
-
абстрактными
значками
,
например
,
у
больного
А
.:
Такие
формально
-
схематические
пиктограммы
наблюдаются
только
у
больных
шизофренией
.
По
Г
.
В
.
Биренбаум
(1934),
они
отображают
характерную
для
мышления
этих
больных
«
пустую
»
символику
—
это
не
присущая
здоровым
способность
абстрагиро
-
вать
(
высшее
проявление
психической
деятельности
),
а
вычур
-
ный
,
формальный
способ
искаженного
отражения
действительно
-
сти
,
обусловленный
аутизмом
больного
шизофренией
.
С
.
В
.
Лонгинова
(1972)
разработала
четкую
систематику
на
-
блюдающихся
у
больных
шизофренией
при
исследовании
мето
-
дикой
пиктограмм
образов
,
избираемых
для
опосредования
.
Так
,
выделяется
выбор
образов
,
неадекватный
по
содержанию
.
Сюда
относится
выбор
весьма
отдаленного
от
заданного
слова
образа
,
например
,
к
слову
«
справедливость
» —
стакан
с
водой
. (
Мы
поль
-
зуемся
здесь
приведенными
в
работе
С
.
В
.
Лонгиновой
исключи
-
тельно
иллюстративными
пиктограммами
).
Далее
к
этой
группе
пиктограмм
С
.
В
.
Лонгинова
относит
пустой
,
выхолощенный
,
бессодержательный
выбор
,
например
использование
для
пикто
-
грамм
точек
,
линий
.
249
При
этом
для
опосредования
избирается
образ
,
лишенный
сам
по
себе
какого
бы
то
ни
было
содержания
.
Выбор
на
основе
ак
-
туализации
чувственного
впечатления
,
например
,
к
слову
«
разлу
-
ка
» —
темный
квадрат
(«
Темный
квадратик
—
это
олицетворение
печали
,
разлука
обычно
сопровождается
печалью
.
Темный
цвет
соответствует
настроению
,
которое
бывает
при
разлуке
»).
Пикто
-
граммы
по
созвучию
: «
отчаяние
» —
чайник
.
С
.
В
.
Лонгинова
вы
-
деляет
также
пиктограммы
,
построенные
с
учетом
какого
-
то
фрагмента
,
обычно
неудачно
выбранного
конкретной
ситуацией
,
например
,
к
слову
«
надежда
» —
скамейка
. («
Когда
надеются
,
то
обязательно
ждут
.
Стоя
ждать
неудобно
»).
Вторую
,
характерную
для
больных
шизофренией
,
группу
пик
-
тограмм
,
по
С
.
В
.
Лонгиновой
,
составляют
основанные
на
непра
-
вильном
выборе
с
потерей
целенаправленности
действия
.
Здесь
—
множественный
тип
выбора
,
когда
опосредованно
избираются
образы
нескольких
предметов
,
конкретный
выбор
с
расплывчато
-
стью
и
с
символическим
объяснением
,
например
,
к
слову
«
разлу
-
ка
» —
стена
,
мусорное
ведро
и
человек
. («
Стена
,
мусорное
ведро
и
человек
сидит
на
этом
ведре
,
обхватив
голову
,
и
думает
,
что
снова
один
.
Человека
,
как
ненужную
личность
,
бесполезность
его
суще
-
ствования
,
можно
ассоциировать
с
мусором
...
Стена
—
символ
одиночества
...»);
стереотипность
выбора
,
когда
для
создания
со
-
вершенно
различных
пиктограмм
используется
один
и
тот
же
уз
-
кий
набор
образов
.
Б
.
Г
.
Херсонский
(1982)
установил
тесную
связь
между
харак
-
тером
пиктограмм
и
психическим
состоянием
больных
шизофре
-
нией
.
В
состоянии
обострения
отмечается
резкое
снижение
числа
адекватных
образов
,
смещение
стереотипной
установки
,
употреб
-
ление
букв
.
Неадекватные
ассоциации
наблюдаются
и
в
ассоциативном
эксперименте
.
Речевая
реакция
в
этих
случаях
связана
не
со
сло
-
вом
-
раздражителем
,
а
с
каким
-
нибудь
посторонним
раздражите
-
лем
(
зрительным
,
звуковым
).
Атактическая
речевая
реакция
во
-
обще
не
обусловлена
наличием
конкретного
внешнего
раздражи
-
теля
.
У
больных
шизофренией
в
словесном
эксперименте
нередки
низшие
,
примитивные
(
по
А
.
Г
.
Иванову
—
Смоленскому
, 1928),
речевые
реакции
:
эхолалические
,
отказные
,
по
созвучию
.
Причем
количество
их
обычно
возрастает
с
течением
процесса
.
Иногда
удается
обнаружить
соответственно
содержанию
бреда
наличие
неиндифферентных
250