Файл: Блейхер В.М., Крук И.В. - Клиническая патопсихология.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.10.2020
Просмотров: 7560
Скачиваний: 69
словесных
раздражителей
.
При
воздействии
их
оказывается
за
-
метно
увеличенным
латентный
период
,
речевая
реакция
много
-
словна
,
отражает
бредовые
переживания
больного
.
Так
,
при
ипо
-
хондрической
форме
шизофрении
такими
неиндифферентными
раздражителями
оказываются
названия
болезней
и
внутренних
органов
,
в
которые
больные
проецируют
испытываемые
ими
не
-
приятные
ощущения
.
В
ассоциативном
эксперименте
нередко
обнаруживается
и
своеобразное
изменение
восприятия
слов
больными
шизофрени
-
ей
.
Слова
для
них
приобретают
множественное
значение
в
связи
с
различной
трактовкой
их
составных
элементов
.
В
этих
случаях
можно
говорить
о
расшатывании
смысловой
структуры
слова
(
па
-
тологический
полисемантизм
,
по
М
.
С
.
Лебединскому
, 1938).
Примером
этого
может
служить
следующая
ассоциативная
пара
в
словесном
эксперименте
:
мужество
—
холостяк
.
С
преобладанием
случайных
,
несущественных
ассоциаций
,
с
актуализацией
«
слабых
»
признаков
предметов
и
явлений
связаны
и
наблюдающиеся
у
больных
шизофренией
явления
бесплодного
мудрствования
—
резонерства
.
В
результате
специального
патопсихологического
ис
-
следования
Т
.
И
.
Тепеницына
(1965)
описала
структуру
ре
-
зонерства
.
Психологический
анализ
позволил
автору
установить
наличие
в
структуре
резонерства
следующих
компонентов
:
сла
-
бость
суждений
(
выхолощенность
ассоциаций
,
потеря
целена
-
правленности
,
соскальзывания
);
непременные
условия
возникно
-
вения
резонерства
—
аффективные
изменения
,
проявляющиеся
в
неадекватности
выбора
предмета
обсуждения
,
в
претенциозно
-
оценочной
позиции
больного
и
склонности
к
большим
обоб
-
щениям
по
поводу
относительно
незначительных
объектов
суж
-
дения
.
Из
аффективных
изменений
Т
.
И
.
Тепеницына
выводит
и
та
-
кую
особенность
резонерства
,
как
многоречивость
,
указывая
,
что
это
следствие
неадекватной
позиции
больного
к
ситуации
.
Отсю
-
да
же
и
многозначительность
,
и
своеобразный
неуместный
пафос
высказываний
.
Мы
уже
приводили
образцы
резонерских
сужде
-
ний
больных
шизофренией
,
наблюдающихся
при
выполнении
ими
заданий
по
методикам
исключения
,
пиктограмм
.
Особенно
легко
выявляется
резонерство
методикой
определения
понятий
.
251
Вот
примеры
такого
рода
резонерских
формулировок
:
Пальто
—
предмет
элегантности
,
которая
подчеркивает
вкус
но
-
сящего
.
Кроме
того
,
иногда
пальто
защищает
от
холода
и
атмосфер
-
ных
влияний
.
Дружба
—
это
ассоциация
нескольких
взаимно
одинаково
развитых
людей
.
В
противном
случае
они
,
если
дружащие
находятся
в
нео
-
динаковой
стадии
развития
своего
интеллекта
,
не
будут
друг
друга
понимать
,
такая
дружба
превратится
в
недружелюбие
.
Выступает
резонерство
и
при
объяснении
больными
смысла
прочитанных
рассказов
.
Вот
как
был
понят
больным
рассказ
«
Колумбово
яйцо
»:
«
Колумб
,
прежде
чем
отправился
в
экспедицию
,
все
предвари
-
тельно
взвесил
:
ибо
самое
трудное
—
это
подготовка
к
экспедиции
,
а
не
свершение
.
Что
касается
яйца
,
то
теоретически
оно
не
может
стоять
вертикально
,
так
как
разбитое
яйцо
—
это
уже
не
яйцо
.
Дело
в
том
,
что
яйцо
—
это
идея
путешествия
.
Идеи
бывают
разные
—
осуществимые
и
неосуществимые
.
Поставив
яйцо
вертикально
,
Ко
-
лумб
продемонстрировал
согражданам
превращение
идеи
неосущест
-
вимой
в
осуществимую
».
Представляет
интерес
понимание
больными
шизофренией
пе
-
реносного
смысла
пословиц
.
При
уже
выраженном
шизофрениче
-
ском
дефекте
скрытый
смысл
пословиц
оказывается
для
больных
недоступным
—
пословица
трактуется
формально
.
Примеры
этого
:
Один
в
поле
не
воин
.
—
Одному
в
поле
скучно
.
Яблоко
от
яблони
недалеко
падает
.
—
Яблоко
,
как
и
все
в
природе
,
подчиняется
закону
Ньютона
о
всемирном
притяжении
.
Не
все
то
золото
,
что
блестит
.
—
Золото
является
золотом
сре
-
ди
металлических
изделий
,
а
уголь
среди
истопных
.
Нефть
—
тоже
золото
,
только
черное
.
Однако
нередко
(
при
относительно
меньшей
выраженности
шизофренического
дефекта
)
больные
,
оперируя
прежним
жиз
-
ненным
опытом
,
дают
правильное
толкование
пословиц
.
В
этих
случаях
результативным
является
соотнесение
пословиц
с
фраза
-
ми
.
Наряду
с
правильными
обнаруживаются
ошибочные
реше
-
ния
,
часто
по
формально
-
лексическому
сходству
,
например
:
Не
все
то
золото
,
что
блестит
.
—
Художник
сделал
статуэтку
с
позолоченной
головой
.
Цыплят
по
осени
считают
.
—
Цыплята
вырастают
к
осени
.
Иногда
отсутствует
и
формальное
сходство
между
пословицей
и
фразой
.
Объяснение
больными
своего
решения
задания
ока
-
зывается
паралогическим
,
резонерским
.
Так
,
больной
О
.
отнес
к
пословице
«
Плохую
овцу
из
стада
вон
»
фразу
«
Если
сам
отрезал
неправильно
,
не
следует
винить
ножницы
».
252
Мотивирует
он
это
следующим
образом
: «
Эти
две
фразы
,
характе
-
ризующиеся
однотипностью
отношения
к
объекту
.
Плохую
овцу
уда
-
ляют
из
стада
.
А
если
отрезал
неправильно
,
то
в
досаде
отбрасыва
-
ют
в
сторону
ножницы
.
Здесь
однотипным
является
то
,
что
объект
,
который
удаляется
,
виноват
».
Обычно
соотношение
пословиц
и
фраз
позволяет
выявить
и
разноплановость
—
к
одной
и
той
же
пословице
больные
относят
несколько
фраз
и
ни
одной
из
них
не
отдают
предпочтения
,
каж
-
дый
вариант
решения
они
считают
правильным
.
В
тех
случаях
,
когда
такие
ошибочные
суждения
единичны
,
эпизодичны
,
можно
говорить
о
соскальзываниях
.
Соскальзывания
наблюдаются
у
больных
шизофренией
при
их
относительной
со
-
хранности
.
Б
.
В
.
Зейгарник
(1962)
относит
соскальзывания
к
на
-
рушениям
логического
хода
мышления
и
характеризует
их
сле
-
дующим
образом
:
правильно
решая
какое
-
либо
задание
или
адек
-
ватно
рассуждая
о
каком
-
либо
предмете
,
больные
неожиданно
сбиваются
с
правильного
хода
мыслей
по
ложной
,
неадекватной
ассоциации
,
а
затем
вновь
способны
продолжать
рассуждение
по
-
следовательно
,
не
исправляя
допущенной
ошибки
.
Эти
соскаль
-
зывания
внешне
напоминают
наблюдающиеся
при
астенических
состояниях
явления
непоследовательности
суждений
.
Однако
у
больных
шизофренией
ошибочные
суждения
возникают
вне
связи
с
истощаемостью
,
они
обусловлены
своеобразным
нарушением
ассоциативного
процесса
,
большей
частью
не
корригируются
ис
-
следующим
.
Даже
при
разъяснении
обследуемому
,
как
следовало
бы
выполнить
задание
,
он
по
-
прежнему
отстаивает
свое
решение
,
приводя
резонерские
,
паралогические
мотивировки
.
Кроме
того
,
у
больных
шизофренией
не
удается
уловить
определенной
связи
между
степенью
трудности
задания
и
появлением
ошибочных
су
-
ждений
.
Соскальзывания
легче
обнаруживаются
при
исследовании
ме
-
тодиками
,
содержащими
множество
примерно
одинаковых
по
трудности
заданий
(
классификация
,
исключение
,
образование
аналогий
и
т
.
д
.).
Так
,
правильно
выполняя
задания
по
методике
исключения
,
обследуемый
внезапно
в
одном
из
примеров
объеди
-
няет
катушку
,
трубку
и
наперсток
и
исключает
ножницы
(«
по
продолговатости
,
по
вытянутости
трубки
»).
Последующие
более
трудные
задания
он
выполняет
правильно
.
Когда
исследующий
показывает
ему
правильное
решение
,
обследуемый
говорит
,
что
можно
это
задание
выполнить
по
-
разному
,
и
отстаивает
253
свое
ошибочное
суждение
.
И
при
отнесении
фраз
к
пословицам
у
больных
шизофренией
также
нередко
наблюдаются
соскальзыва
-
ния
,
примеры
которых
приводились
выше
.
Представляют
интерес
исследования
перцепционной
деятель
-
ности
больных
шизофренией
.
Проведенные
экспериментально
-
психологические
исследования
(
Ю
.
Ф
.
Поляков
, 1965:
Ю
.
В
.
Иванников
, 1965;
И
.
Е
.
Богданов
, 1965)
показали
,
что
при
ши
-
зофрении
обнаруживаются
нарушения
восприятия
,
проявляю
-
щиеся
в
своеобразных
особенностях
опознания
зрительных
об
-
разов
в
условиях
неполной
информации
—
рисунков
с
непол
-
ными
контурами
изображения
либо
нечетких
,
расфокусирован
-
ных
при
проекции
на
экран
,
изображений
.
Нами
(
В
.
М
.
Блейхер
и
Е
.
С
.
Вайнман
, 1970)
исследовалось
опознание
зрительных
образов
больными
шизофренией
при
дру
-
гом
построении
опыта
,
когда
задание
с
самого
начала
представляет
обследуемому
возможность
выдвижения
тех
или
иных
гипотез
,
менее
ограниченных
заданными
условиями
,
менее
предопределен
-
ных
уже
имеющейся
зрительной
информацией
.
Такое
построе
-
ние
эксперимента
позволяет
более
полно
проанализировать
те
-
чение
познавательных
процессов
во
времени
и
их
зависимость
от
логического
строя
и
целенаправленности
мышления
.
В
связи
с
этим
была
избрана
предложенная
А
.
М
.
Парачевым
(1965),
построенная
по
принципу
игры
«
Морской
бой
»
методика
логического
решения
задачи
опознавания
цифр
,
при
которой
уда
-
ется
судить
о
последовательности
рассуждений
,
о
характере
ло
-
гической
,
операционной
стороны
мыслительных
процессов
при
познавательной
деятельности
.
Получены
данные
,
свидетельст
-
вующие
о
наличии
при
шизофрении
расстройств
познаватель
-
ной
деятельности
,
характер
и
степень
выраженности
которых
зависели
от
глубины
психического
дефекта
,
нарушений
мотива
-
ционного
компонента
поисковой
деятельности
.
Отмечались
вы
-
раженные
нарушения
логического
строя
деятельности
—
не
-
обычные
ходы
объяснялись
соображениями
симметрии
или
чере
-
довались
в
шахматном
порядке
.
Достигнутый
успех
недостаточно
учитывался
в
дальнейшей
поисковой
деятельности
.
Иногда
от
-
мечались
нецелесообразные
,
нецеленаправленные
ходы
даже
то
-
гда
,
когда
была
уже
известна
большая
часть
искомой
цифры
.
Не
-
мотивированные
ходы
носили
характер
соскальзывания
на
более
низкий
уровень
выполнения
задания
.
Выдвигались
254
лишенные
реальных
оснований
гипотезы
.
В
отдельных
фрагмен
-
тах
цифр
улавливались
сугубо
формальные
особенности
.
Напри
-
мер
,
увидев
в
найденном
им
фрагменте
цифры
5
сходство
с
буме
-
рангом
,
больной
надолго
отвлекался
от
выполнения
задания
и
рассуждал
о
происхождении
бумеранга
и
о
вероятной
возможно
-
сти
его
обнаружения
в
таблице
.
Отношение
больных
к
опыту
свидетельствует
об
опре
-
деленном
эмоциональном
снижении
.
Отсутствуют
соответствие
между
количеством
полученной
информации
и
положительными
эмоциональными
реакциями
,
а
также
отрицательные
эмоциональные
реакции
на
стадии
опыта
,
характеризующейся
увеличением
количества
возможных
гипотез
.
У
части
больных
в
процессе
опыта
все
же
отмечалось
некоторое
эмоциональное
оживление
за
счет
«
игровых
»
эмоций
.
Рассуждения
больных
в
процессе
опыта
носят
характер
резо
-
нерских
,
отличаются
многословием
,
отсутствием
содержания
,
от
-
рывом
от
реальной
ситуации
.
Часто
больные
в
своих
рассуждени
-
ях
привлекают
категории
высшей
математики
,
философские
,
хотя
выполнение
задания
этого
не
требует
.
Полученные
данные
демонстрируют
наблюдающиеся
у
боль
-
ных
шизофренией
расстройства
такой
стороны
познавательной
деятельности
,
как
логический
ход
анализа
и
оценки
информатив
-
ности
стимулов
при
опознавании
зрительных
образов
.
Причем
эти
расстройства
тесно
связаны
с
характерными
для
больных
шизоф
-
ренией
нарушениями
мышления
и
аффективно
-
личностными
на
-
рушениями
.
Для
диагностики
шизофрении
важно
исследование
эмоцио
-
нальных
проявлений
обследуемого
.
Характеристика
эмоциональ
-
ной
сферы
больных
в
клинике
обычно
является
результатом
субъ
-
ективной
оценки
врачом
поведения
больного
и
его
взаимоотно
-
шений
с
окружающей
средой
.
В
связи
с
этим
понятно
значение
возможности
объективно
регистрировать
в
патопсихологическом
эксперименте
эмоциональные
расстройства
у
психически
боль
-
ных
,
в
первую
очередь
у
больных
шизофренией
.
Особенно
трудно
бывает
оценить
эмоциональность
больных
с
еще
не
сфор
-
мировавшимся
грубым
эмоциональным
дефектом
,
при
нерезко
выраженных
явлениях
эмоционального
уплощения
(«
неопреде
-
ленный
тип
аффекта
»,
по
Я
.
П
.
Фрумкину
и
И
.
Я
.
Завилянскому
,
1970).
255