ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.10.2020

Просмотров: 6218

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В разработке приемов и методов криминалистического предупреждения криминалистика опирается на криминологическую теорию предупреждения преступлений. Вышесказанное, однако, не исключает и даже предполагает теоретическую разработку в криминалистике отдельных проблем предупреждения преступлений, обеспечивающих надлежащий уровень следственной профилактики.

Тесные взаимоотношения существуют между криминалистикой и оперативно-розыскной деятельностью, особенно расширившиеся в связи с принятием Закона «Об оперативно-розыскной деятельности»* (далее – закон об ОРД). Общность основных задач, многих используемых средств, приемов и методов обязывает при разработке криминалистических средств, приемов и методов учитывать возможности оперативно-розыскной деятельности, а при разработке технико-тактического и методического арсенала оперативно-розыскной деятельности – положения теории и рекомендации криминалистики.

*СЗ РФ. 1995. № 33. Ст. 3349.


Данные судебной статистики в криминалистике учитываются и используются как в целях оценки действенности своих рекомендаций, так и для определения тех сторон криминалистической деятельности, которые нуждаются в изучении и разработке соответствующих рекомендаций.

Развивая указанные общие характеристики, следует отметить, что место криминалистики в системе наук уголовно-правового цикла и ее соотношение с науками уголовно-процессуального и уголовного права определяются в первую очередь функцией криминалистического знания о преступлении. В иерархии знания о преступной деятельности, исследуемой науками уголовно-правового цикла, отчетливо выделяются четыре уровня: криминалистическое, процессуальное, криминологическое и материально-правовое знание.

В процессе расследования преступления принципиально важным является то обстоятельство, что криминалистическое знание никогда не выступает как самоцель, а всегда только средством получения таких сведений о расследовании деяний, на основе которых решаются предусмотренные законом для этого случая процессуальные и уголовно-правовые задачи.


Криминалистическое знание

(информация о расследуемом событии), полученное в результате криминалистического поиска и исследования источников, является исходным, обеспечивает получение доказательственной информации и служит основанием принятия криминалистических (методических, тактических и технических) процессуальных решений. Криминалистическая информация, являющаяся во многом уголовно-релевантной, при этом может выступать как в форме судебных доказательств, так и в форме процессуально не оформленных сведений.



Процессуальное знание

о преступлении (информация о предмете доказывания) может быть получено только на основе исследования судебных доказательств при осуществлении процессуальных действий, т.е. имеет характер нормативного знания. Оно обеспечивает принятие процессуальных решений, связанных с движением дела в уголовном процессе.




Материально-правовое знание,

т.е. информация о составе преступления, полученная в итоге процессуального доказывания, также является нормативным знанием. Оно обеспечивает решение дела по существу, т.е. квалификацию содеянного, и назначение наказания за совершенное преступление. Поскольку методологическая роль научных категорий, понятий, концепций полностью обусловлена задачами практического исследования преступлений, рассматриваемая структура охватывает не только практическое, но и научное знание соответствующего уровня: криминалистическое, процессуальное, материально-правовое. Таким образом, речь идет об общей структуре, уровнях, иерархии, функциональном назначении и разграничении знания о преступной деятельности.



Криминологическое

знание дает другим наукам криминального цикла не только социальное объяснение преступности, но и свою характеристику отдельных преступлений с точки зрения особенностей, порождающих их причин и способствующих им условий, факторов окружающей среды, а также своеобразия личностных данных совершающих их субъектов. Эти знания наряду с криминалистическими также являются исходными для принятия криминалистических и процессуальных решений о проведении профилактической деятельности по материалам расследуемых уголовных дел.


Разграничение предмета криминалистики и криминологии осуществляется по кругу решаемых задач.

Криминалистика, исходя из тех задач, которые ставятся законом перед расследованием, в сфере предупреждения преступлений имеет свой собственный специфический аспект изучения. К предмету криминалистики в области профилактики преступлений относится значительный круг вопросов, прежде всего связанных с совершенствованием ее научно-практических разработок, обеспечивающих эффективность деятельности по раскрытию и расследованию преступлений, а следовательно, и общую превенцию. Вместе с тем большое внимание уделяется выявлению причин преступлений и способствующих им условий и выработке на основе их изучения как главных направлений криминалистической профилактики, так и конкретных профилактических мер общего и специального характера при защите различного рода объектов от преступного посягательства. Вместе с тем средствами криминалистики пресекаются начавшиеся и предупреждаются готовящиеся преступления.

Криминалистика с момента своего рождения активно и творчески использует данные естественных и технических наук. Их роль в формировании криминалистики как науки велика. Они обогащают ее важными знаниями и повышают эффективность ее научных рекомендаций для практики. Однако их использование никоим образом не лишает криминалистику значения как самостоятельной области знания и юридической сущности. При этом основные пути превращения данных естественно-технических наук в криминалистические знания и средства, приемы и методы различны. Они могут реализоваться путем их приспособления и преобразования в рамках криминалистических методик, создаваемых для решения криминалистических задач.


В литературе в свое время высказывалось мнение о целесообразности создания самостоятельных судебных предметных наук (судебной физики, судебной химии, судебной биологии и др.), исходя из того, что естественно-научные методы и средства разрабатываются не в криминалистике, а в соответствующих фундаментальных (материнских) науках.

Представляется, что применение естественно-научных методов в криминалистике осуществляется не на основе замкнутой системы какой-либо отдельной предметной науки, а на базе комплексных методик, структура которых полностью определяется криминалистической задачей обнаружения, фиксации, исследования следов, задачей идентификации объектов той или иной природы. Перспективным направлением специализированных криминалистических методик является создание лабораторных комплексов, средств и методик, базирующихся на современной высокочувствительной аналитической технике, ЭВМ, работающих по типовым программам в диалоговом режиме при максимальном использовании банков данных, обеспечивающих точную классификацию и глубокую индивидуализацию объектов исследования. Такого рода комплексы методов исследования воплощают в себе совокупность данных физики, химии, биологии, математики и кибернетики. Соответственно данные указанных наук не могут выступать как самостоятельные предметные судебные науки.

Сказанное не относится к судебной медицине и судебной психиатрии, тесно связанным с криминалистикой и использующим отдельные криминалистические знания, но исторически сформировавшимся отдельно от криминалистики и сохранившим свою естественно-научную самостоятельность в силу четко ограниченного предмета и специфичности задач, связанных с исследованием человеческого организма и его психики и основанных на закономерностях химии, нормальной и патологической анатомии, физиологии, психологии и психиатрии.


Не менее тесная связь прослеживается между криминалистикой и юридической психологией и особенно ее частью, называемой следственной психологией. Данные последней широко исполняются не только для разработок психологических основ криминалистической тактики и методики расследования,


но и для формирования отдельных криминалистических учений, например о навыках, методах распознания инсценировок, о способе совершения преступлений и т.д.


Широко и творчески криминалистика заимствует положения логики и особенно такие приемы логического мышления, как анализ, синтез, дедукция и индукция, аналогия, обобщение, абстракция и т.п. Использование сведений из области логики позволили разработать «логику следствия», логические основы криминалистической тактики.

В свою очередь, широкое проникновение психологии и логики в криминалистику создало благоприятные условия для использования в разработке криминалистических приемов и методов расследования данных групп математических наук (теории игр, теории рефлексивных игр), а также кибернетики.


В выборе наиболее эффективных способов организации и планирования расследования в целом, криминалистических операций, отдельных следственных действий и организационно-тактических аспектов по собиранию и использованию доказательств криминалистика опирается и на данные науки управления.

Немыслима разработка технических средств, тактических и методических приемов криминалистики без учета положений этики.







Каждая наука как единое целое складывается из совокупности элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, проникнутых внутренним единством и образующих ее систему. Система современной российской криминалистики включает четыре структурных элемента: теорию и методологию криминалистики, криминалистическую технику, криминалистическую тактику и криминалистическую методику расследования отдельных видов преступлений.


Теория и методология криминалистики

– это система ее теоретических концепций, методологических принципов и понятий. Как структурная часть криминалистики она включает в себя разделы, в совокупности дающие представление об основных общетеоретических, методологических и информационных аспектах объекта и предмета криминалистики, ее понятийном аппарате, основных специальных общекриминалистических методах, общих теоретических основах криминалистического планирования, профилактики, прогнозирования, диагностики, истории криминалистики и др.


Большое внимание в этой части уделяется методологическим вопросам и методам криминалистики с учетом решения задач теоретического и практического криминалистического исследования и соответственно теоретической и практической криминалистики. При этом раскрываются методы решения задач теоретической криминалистики и практического криминалистического исследования, а применительно к последним особо подчеркивается принципиальное положение методологии криминалистики о том, что методы раскрытия и расследования во многом обусловлены криминалистическими особенностями преступлений, проявляющимися в способе, механизме, обстановке совершения преступления и личностных типологических особенностях преступников, т.е. особенностями их криминалистической характеристики. Вместе с тем показывается и значение ситуационного фактора при разработке методов расследования, а также роль методов планирования и организации расследования.

Теоретические и методологические основы конкретизируются и детально развиваются в остальных частях криминалистики.


Криминалистическая техника.

Ее предметом как части криминалистики является изучение механизмов материальных взаимодействий, имеющих место при преступной деятельности разных видов, по материальным следам-последствиям и разработка средств и способов их выявления и изучения при расследовании на основе информации, содержащейся в следах.



Основная задача криминалистической техники состоит в обнаружении, фиксации, хранении и исследовании информации о расследуемом событии, содержащейся в соответствующих источниках (предметах и следах) и имеющих форму того или иного сигнала – физического процесса той или иной природы: механического, светового, звукового, электрического и иного импульса. Соответственно раскрываются закономерности, управляющие механизмами следообразования, средства и способы извлечения и расшифровки содержащейся в следах информации, ее фиксации, приемы ее сравнения с целью идентификации следообразующих объектов и способы оценки и формирования выводов по результатам проведенного исследования. При этом рассматриваются все виды механизма следообразования и следов (следы человека, животных, орудий, инструментов, оружия, транспортных средств и иных материальных объектов).

Таким образом, исследуемый криминалистической техникой информационный канал складывается в результате взаимодействия материальных тел, а сам механизм этого взаимодействия, его материальные следы, средства и методы его исследования являются предметом криминалистической техники.


Криминалистическая тактика.

Предметом криминалистической тактики являются информационно-познавательные и главным образом поведенческо-тактические аспекты преступной деятельности и деятельности по ее расследованию. При этом указанные аспекты криминальной деятельности выступают как объект познания и предупреждения, а криминалистической – как объект познания и оптимизации.


Основная задача криминалистической тактики состоит в оснащении криминалистической деятельности необходимым тактическим арсеналом в соответствии с целями расследования на основе наиболее рационального построения систем взаимодействий и взаимоотношений участников процесса расследования. Основные направления решения этой задачи раскрываются применительно к каждому из следственных действий.


Существенное значение имеет вопрос о соотношении криминалистический техники, тактики и методики расследования. Средства и приемы криминалистической техники реализуются главным образом при следственных действиях, вплетаясь в


их


тактику. Поэтому криминалистическая тактика с учетом своих потребностей использует данные криминалистической техники с целью приспособления их к потребностям каждого следственного действия. При этом предметом криминалистической тактики также является изучение взаимодействия материальных тел и процессов, но не изолированно – самого по себе, а как одного из элементов целенаправленной человеческой деятельности. Так, например, установление направления взлома снаружи или изнутри помещения осуществляется методами криминалистической техники (трасологии) путем исследования следов взаимодействия орудий и преграды. Установление же способа взлома как способа соответствующей преступной деятельности требует исследования ряда его элементов (поведенческих актов) в их взаимосвязи: выбора объекта преступления, выбора преграды и его частей, подлежащих разрушению, выбора технических средств и приемов, в том числе профессиональных, и порядка их реализации при совершении преступления. Все это обязывает использовать приемы криминалистической тактики, в частности, следственного осмотра места происшествия, следственного эксперимента, допроса, либо совокупности следственных действий или тактической операции. Соответственно и раскрываются основные тактические приемы для установления способа совершения преступления и других элементов криминалистической характеристики.