ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.10.2020

Просмотров: 5908

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Видеофонографическая экспертиза развивается по двум направлениям: а) видеофонографические исследования материалов и средств видео- и звукозаписи; б) криминалистическое исследование звуковой информации, зафиксированной на фонограмме или звуковой дорожке видеограммы.

Объектами видеофонографической экспертизы являются звуко- и видеограммы с записями видео- и акустической информации, источником которой может быть человек, животные, транспортные средства, явления природы (шум дождя, ветра, прибой моря, обстановка места происшествия – крик жертвы, скрип дверей, звук работающего двигателя, шаги обутых и босых ног, звонок или звук наборного устройства телефонного аппарата и т.д.).

Криминалистическая экспертиза видео- и фонограмм по признакам, отразившимся на магнитной ленте (магнитофона, видеомагнитофона), решает многообразные задачи идентификационного, диагностического и ситуационного характера.

К числу основных решаемых ею задач относятся:

– отождествление источника звука: принадлежат ли зафиксированные на фонограмме речь и голос одному или нескольким лицам или конкретным лицам, указанным в постановлении;

– не записаны ли на данной магнитной ленте звуки неречевого характера, издававшиеся конкретным источником (двигателем автомобиля, часами, орудием взлома, выстрелом и т.д.);

– отождествление видео- и звукозаписывающего устройства: воспроизводилась ли запись на представленном звукозаписывающем аппарате: на магнитофоне, видеомагнитофоне, диктофоне; класс (вид) звукозаписывающего аппарата, на котором была осуществлена данная магнитная запись; изготовлена ли представленная фонограмма на одном или разных звукозаписывающих аппаратах;

– была ли выполнена данная запись при описанных обстоятельствах;

– подвергалась ли магнитная фонограмма механическому или электроакустическому монтажу;

– является ли фонограмма оригиналом или копией;

– каковы тип и эксплуатационные характеристики исследуемой ленты.

В ходе такого исследования можно решить вопросы, относящиеся к классификационным и другим диагностическим задачам, например, обстановка звукозаписи, какое количество лиц участвовало в разговоре, зафиксированном на представленной фонограмме, состояние человека и его речи.

Эффективность идентификационной судебно-видеофонографической экспертизы в значительной степени зависит от качества и объема образцов, полученных для сравнительного исследования. Как известно в уголовном судопроизводстве используются свободные и экспериментальные образцы. Свободные образцы могут быть представлены в виде фонограммы, изготовленной при интервьюировании, личной беседе, записи автоматизированной системой принятия заказов в сфере бытового обслуживания, и ) а также любительских домашних записях самого различного характера При их отсутствии эксперт ограничивается экспериментальными образцами. Получение экспериментальных образцов – важный момент в подготовке материалов для идентификационной судебно-видеофонографической экспертизы. Экспериментальные образцы представляют собой фонограммы, на которых должна быть зафиксирована акустическая информация в условиях, сходных с исследуемой записью; на тех же либо на таких же звукозаписывающих устройствах и магнитных носителях, что и исследуемые материалы; в помещении с теми же акустическими свойствами. Помещение, в котором осуществляется такая запись, должно быть изолировано от посторонних шумов и эффектов отражения звука. Предварительно следует выбрать место расположения источника звука и приемника, проверить запись. Если процедуру записи полностью отразить в сходных условиях не представляется возможным, то следует произвести ее в максимально близкой к требуемой обстановке.


Тема подлежащего записи разговора подготавливается следователем заранее. Текст разговора не должен нести информацию, сходную с полученной в процессе исходного документирования. Образцы должны содержать свободную речь (монолог, диалог, полилог), в которую желательно включить фразы, слова, характерные лингвистические особенности, имеющиеся в исследуемой фонограмме. Протяженность образца во времени должна быть не менее 15-20 мин спонтанной (свободной) речи. Если подозреваемый, речь которого записывается для сравнения, пытается изменить свой голос, чтобы затруднить исследования, то целесообразно осуществить запись образца в ходе проведения допроса, не предупреждая подозреваемого об отборе образцов голоса и речи, а только уведомив его о проведении допроса с применением звукозаписи (что допускается УПК). Получению качественных образцов голоса и речи способствует участие в проведении сравнительной видео или звукозаписи соответствующего специалиста.

На криминалистическую экспертизу видео- или фонограмм желательно (в ряде случаев обязательно) представлять оригинальные записи, а не копии. Копия сохраняет содержание и последовательность сигналов оригинала, но при этом ухудшается качество записи. С исследуемой звукозаписывающей аппаратурой нельзя проводить каких-либо манипуляций (ремонт и т.п.). Не рекомендуется многократное прослушивание записи, так как это придает оригинальной ленте новые признаки или может уничтожить ряд фрагментов записи, имеющейся на ленте. Поврежденную ленту нельзя реставрировать. Образцы нельзя подвергать какой-либо технической обработке (например, очистке от шумов).

В случае исследования материалов, полученных в процессе звукозаписи телефонных переговоров и других переговорных устройств, отбор экспериментальных образцов желательно производить в таких же условиях и обязательно с участием специалистов.

Получение сравнительных образцов должно быть проведено с соблюдением уголовно-процессуального законодательства и иметь соответствующее оформление – в протоколе должны быть отражены следующие данные: где, когда, кем, в присутствии и с участием кого получены образцы, наименование и вид технического устройства и магнитной ленты (тип носителя, цвет, метраж пленки , индивидуальные особенности и др.), время начала и окончания записи, а также – воспроизводился ли текст записываемой информации. В протоколе также указывается форма устного текста (спонтанная, выученная наизусть, чтение с листа и т.д.).

Идентификация (отождествление) звуко- и видеозаписывающих устройств (магнитофон, диктофон, магнитная лента и т.д.) осуществляется путем анализа параметров устройства объектов магнитной записи. Исследования основываются на выделении амплитудно-частотных и диагностических признаков, имеющихся на видеофонограмме. В процессе анализа сравнительного материала эксперт принимает во внимание отклонения технических параметров записи от норм ГОСТа, а также следы-отображения, появившиеся на фонограмме при прохождении ее через лентопротяжный механизм и магнитные головки записывающего устройства, исследуемые с помощью трасологических приемов и методов.


Идентификация типа и вида носителя (магнитной ленты) заключается в установлении ее групповых (скорость протяжки и т.п.) и индивидуальных признаков. При этом устанавливают: место изготовления, новая или бывшая в употреблении магнитная лента использовалась для записи и др.

Исследование акустической среды следует проводить с использованием в процессе экспертизы специально полученных экспериментальных образцов. Процесс получения подобных образцов включает в себя воспроизведение соответствующей акустической обстановки. Указанные исследования при правильной методике их проведения позволяют определить не только класс источника шумов, но и идентифицировать конкретный источник.

Методика производства криминалистических экспертиз видео- и фонограмм требует использования специальной техники и соответствующей подготовки эксперта в области видеофонографической экспертизы.












Криминалистическое исследование оружия, взрывных устройств, взрывчатых веществ и следов их применения является одним из важных направлений исследования в современной криминалистической технике. В криминалистической литературе (главным образом учебной) указанные объекты в единый исследуемый комплекс были объединены сравнительно недавно. До этого основной отраслью криминалистической техники, исследующей оружие, да и то главным образом огнестрельное оружие и другие родственные ему виды оружия с поражающими элементами (переделанное, газовое, пиротехническое, сигнальное и строительно-монтажное), боеприпасы к нему и следы их применения и отчасти холодное оружие, являлась криминалистическая баллистика*. Это легко объяснимо, ибо огнестрельное и холодное оружие и в далекие времена было таким видом оружия, которое чаще всего применялось для совершения преступлений. Соответственно криминалистическая баллистика как отрасль криминалистики имеет очень давнюю историю.


*Холодное оружие также порой изучалось и в рамках трасологических исследований.


Исследование взрывчатых веществ и взрывных устройств и следов их применения также сначала чаще осуществлялось в экспертно-баллистических, нежели трасологических подразделениях экспертно-криминалистических учреждений, пока не трансформировалось в самостоятельный вид криминалистической экспертизы. В криминалистической же литературе указанные направления исследований, включающие все отмеченные выше объекты, долгое время раздельно рассматривались в криминалистической технике. Однако общность их существа и предназначенность для поражения цели, общность многих методических особенностей исследования, одинаково широкое и нередко одновременное использование различных видов оружия (в том числе и взрывных устройств и взрывчатых веществ) при совершении одних и тех же преступлений, обусловливающих необходимость параллельного их исследования, закономерно поставили вопрос о целесообразности выделения и закрепления в криминалистической технике самостоятельного направления исследований в виде ее отдельной отрасли. Основную же роль в формировании такой отрасли сыграли следующие факторы:


- общность задач идентификационного, диагностического, ситуационного и реставрационного характера, решаемых при их исследовании (установление групповой принадлежности, источника происхождения оружия, взрывных устройств и взрывчатых веществ; индивидуальная идентификация оружия, а также определенное сходство элементов механизма их применения и действия и др.); необходимость выявления имеющихся естественных системных связей между различными видами оружия и взрывными устройствами в целях соответствующего сближения методик их исследования; общность в методическом подходе к их исследованию (использование однотипных методических рекомендаций криминалистической идентификации и диагностики, а также методов трасологической идентификации, инструментально-аналитических методов и т.д.).

Сначала вопросы исследования огнестрельного и холодного оружия были включены в единую отрасль криминалистической техники под названием «Криминалистическое исследование оружия и следов их применения»*. Затем в рамках этого направления криминалистической техники стали исследоваться взрывные устройства и взрывчатые вещества, а сама такая отрасль получила название «Криминалистическое оружиеведение»*. Однако это название – «криминалистическое оружиеведение» еще не закрепилось в понятийном аппарате криминалистики и поэтому в данном учебнике и главе не используется.


*См., напр.: Криминалистика. Т. 1. М., 1969. С. 271-297.

**См., напр.: Криминалистика. Т. 2. Волгоград, 1994. С. 69-90.


Современная система данной отрасли криминалистической техники складывается из трех подотраслей: криминалистической баллистики; криминалистического исследования холодного оружия и криминалистического исследования взрывных устройств и взрывчатых веществ.

Соответственно эта отрасль криминалистической техники исследует все виды оружия, боеприпасов к ним, взрывных устройств, взрывчатых веществ и следы их применения с целью использования их результатов в раскрытии и расследовании преступлений, при совершении которых использовались такие объекты. При этом в криминалистике используется общепринятое понимание оружия как устройств и предметов, конструктивно предназначенных для поражения живой или иной цели*. Под огнестрельным же понимается оружие, предназначенное для механического поражения цели на расстоянии снарядом (пулей, дробью, картечью), получающим направленное движение за счет энергии порохового или иного заряда. В криминалистике же исследуются не только все виды гражданского, служебного и боевого ручного стрелкового огнестрельного оружия, но и родственные ему виды (газовое, пневматическое, стартовое и т.п.), а также различные виды самодельного оружия. Последнее независимо от простоты или совершенства его устройства должно быть предназначено для поражения живой или иной цели. Вместе с тем оно должно обладать признаками, присущими всем видам огнестрельного оружия, а именно: использовать энергию газов пороха или иного взрывчатого вещества для метания снаряда; иметь ствол для придания направления движению снаряда; иметь запирающее устройство ствола и устройство для воспламенения снаряда (ударно-спусковой механизм, затравочное отверстие и т.д.); обладать поражающим действием снаряда и конструктивно обеспечивать возможность производства из него более одного выстрела.



*См.: Федеральный закон «Об оружии» // СЗ РФ. 1996. № 51. Ст. 5681.


Криминалистами исследуется холодное оружие двух видов. Одно (обычное), поражающее при непосредственном контакте с объектом поражения. Другое (метательное), поражающее на расстоянии снарядом, получающим направленное движение при помощи мускульной силы человека или механического устройства. Действие метательного холодного оружия соответственно основывается на законах баллистики, что сближает этот вид холодного оружия с огнестрельным по механизму нанесения поражения и методике его исследования.

К боеприпасам, применительно к данному виду криминалистического исследования обычно относят предметы вооружения и метаемое снаряжение, в частности, снаряды к основным видам огнестрельного оружия, предназначенные для поражения цели и содержащие взрывной, метательный или вышибной заряд либо их сочетание (прежде всего разные виды патронов к штатному оружию, а также артиллеристские снаряды, мины, бомбы и др.); патроны к специальным средствам, сходным с оружием (к строительно-монтажным, сигнальным и шумовым пистолетам), к компонентам патронов относятся: гильза, снаряд (пуля, дробь и картечь)

и пороховой заряд.

Взрывные устройства (ВУ) и взрывчатые вещества (ВВ) – объекты, обладающие разрушительной и поражающей силой, приводимой в действие каким-то внешним импульсом, вызывающим последующую химическую разрушительную реакцию.

Газовые, сигнальные, стартовые, строительно-монтажные пистолеты и револьверы, сигнальные, осветительные, холостые, газовые, строительно-монтажные, учебные и иные патроны, не имеющие поражающего элемента (снаряда, пули, дроби, картечи и т.п.) и не предназначенные для поражения цели, а также не содержащие взрывчатых веществ и смесей и имитационно-пиротехнические и осветительные средства, не относятся к огнестрельному оружию, боевым припасам и взрывчатым веществам**.


**См. постановление Пленума Верховного Суда РФ от 25 июня 1996 г. // 1 Бюллетень Верховного Суда РФ. 1996. № 8.







Криминалистическая баллистика*** – отрасль криминалистической техники, которая разрабатывает средства и методы обнаружения, фиксации и исследования огнестрельного оружия, боеприпасов и следов их применения с целью разрешения вопросов, возникающих при расследовании уголовных дел. Основное содержание криминалистической баллистики составляет исследование движения снарядов (пули, картечи, дроби) в канале ствола оружия и в воздухе, а также свойств оружия, боеприпасов, механизма выстрела, возникающих в результате его следов.


***От греческого Ьа11о – бросаю.


В числе вопросов, разрешаемых ее методами, могут быть выделены три основные группы:

1) определение свойств огнестрельного оружия и боеприпасов, фигурирующих в деле в качестве вещественных доказательств (например, является ли изъятый у задержанного предмет огнестрельным оружием; каковы система и модель представленного на исследование оружия; пригодно ли оно к стрельбе и т.п.);