ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.10.2020

Просмотров: 5915

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


При криминалистическом исследовании холодного метательного оружия

необходимо установить возможность поражения цели данным предметом на расстоянии. Если метательное оружие, предназначенное для поражения цели снарядом при помощи механического устройства (лук, арбалет), изготовлено заводским способом, то вопрос об его относимости к холодному оружию может быть решен при осмотре. В отношении кустарно изготовленного оружия данный вопрос обычно решается в процессе экспертного исследования. К холодному метательному оружию относятся предметы, обладающие следующими качествами: а) предназначенность для поражения цели на расстоянии; б) техническая исправность, т.е. пригодность к метанию специальных снарядов; в) убойная сила.


В процессе экспертного исследования лука проверяется надежность и прочность его дуги, тетивы, их взаимного крепления, определяется максимальная дальность метания снаряда, прочность и поражающая способность снарядов, возможная пропитка их наконечников ядовитым или иным веществом и т.п. Убойная сила лука колеблется в пределах от 30 до 90 м. При использовании арбалета современных модификаций цель может быть поражена на расстоянии до 150-300 м. У арбалета дуга лука закреплена на специальном ложе, имеется спусковой механизм (пружина, спусковая коронка, спусковой крючок), ствол. В качестве снаряда используются стрелы. Арбалет может быть приспособлен для метания металлических шариков и других поражающих цель предметов. В процессе проверки исправности, надежности механизма арбалета, убойной силы его снарядов и разрешения других вопросов производится экспериментальное метание снарядов.

Идентификация снаряда, обнаруженного на месте происшествия, либо изъятого из тела потерпевшего, и снарядов, изъятых при обыске у подозреваемого, проводится с учетом качества и индивидуальных особенностей материала, из которого они изготовлены, способа их производства, использованных для этого специальных приспособлений, инструментов и механизмов, а также следов, образовавшихся на снаряде в процессе его метания.


Факт использования холодного оружия

либо другого предмета, аналогичного ему по своему поражающему действию (топора, молотка, трубы и т.п.) выдвигает в процессе расследования необходимость решения по крайней мере трех основных вопросов: данным ли орудием совершено преступление; принадлежит ли это орудие конкретному лицу; данное ли лицо, которому принадлежит орудие или у которого оно находилось, использовало его при совершении преступления. Аналогично ставятся вопросы и в отношении орудий, предметов и средств, использованных потерпевшим при оказании противодействия посягателю.


Все эти вопросы важны при установлении факта связи между преступником и потерпевшим. Так, факт принадлежности ножа, обнаруженного на месте происшествия, конкретному лицу еще не дает оснований для утверждения, что именно этим ножом было нанесено повреждение жертве (ранение потерпевшему могло быть причинено другим ножом). Точно так же факт нанесения удара ножом, принадлежащим определенному лицу, еще не подтверждает того обстоятельства, что именно это лицо нанесло удар (например, нож мог быть потерян, выкраден и т.п.). Линия связи замыкается, когда при установлении факта нанесения ударов потерпевшему данным орудием подтверждается и принадлежность этого орудия конкретному лицу, и то обстоятельство, что именно это лицо использовало его при совершении преступления. Указанные вопросы могут быть решены как путем проведения допросов свидетелей, потерпевших, предъявления для опознания, проверки показаний на месте и т.п., так и путем производства криминалистической и судебно-биологической экспертиз.







Рис. 24. Образование взаимных следов на преступнике и потерпевшем при использовании холодного оружия


Орудие преступления несет на себе самые разнообразные следы, помогающие установлению линии связи и по отношению к лицу, совершившему преступление, и по отношению к жертве (рис. 24). В каждом случае могут быть обнаружены взаимные следы, которые дополняют друг друга, связывают различные объекты между собой, свидетельствуя о пребывании конкретных лиц в определенное время на определенном месте.

Так, при установлении факта применения данного орудия конкретным лицом важное значение приобретает обнаружение на исследуемом орудии следов пальцев рук, потожирового вещества, микрочастиц с одежды (карманов) подозреваемого, а на руках подозреваемого и его одежде следов металлизации, загрязнений, смазки от этого самого орудия.

Линия связи от орудия преступления к жертве, т.е. разрешение вопроса о нанесении удара, например, данным конкретным ножом, устанавливается при соответствии раневого отверстия, его размеров (глубины, ширины) и формы данному орудию. Определенное значение имеет ободок (поясок) обтирания (грязь, микрочастицы, следы металлизации, смазки), отпечаток рукоятки (ее упора, ограничителя), обломки, части орудия, кусочки краски от рукоятки и т.п. как в раневом отверстии и вокруг него, так и на одежде потерпевшего.

Эти данные обычно являются исходными для идентификации по имеющимся на самом ноже следам наложений (волокон, ворсинок, пылевидных частиц с одежды, а также крови, волос, кусочков и клеток внутренних органов и кожи потерпевшего). Кроме того, на ноже могут быть следы пальцев рук, потожирового вещества потерпевшего, если он касался ножа, хватал его при попытке вырвать из рук преступника.

Связь «преступник – потерпевший» может быть выявлена и непосредственно при обнаружении на руках подозреваемого, его одежде (в карманах) дополнительных (вторичных) следов, образовавшихся в результате обратного отражения. Так, на преступнике (на его руках, одежде, в карманах и т.п.) могут быть обнаружены микрочастицы с одежды, кровь, клетки, кусочки и частицы внутренних органов, кожи потерпевшего, перенесенные с орудия, которым было совершено преступление.







Объектами рассматриваемой подотрасли криминалистического исследования оружия являются взрывные устройства как промышленно изготовленные, штатные (ручные гранаты, мины), так и самодельные, взрывчатые вещества, используемые для взрыва средства взрывания и все следы их применения.


В качестве

взрывных устройств

промышленного изготовления как исследуемых объектов чаще всего фигурируют ручные гранаты и мины. Разнообразен и круг исследуемых самодельных взрывных устройств. Последние устройства конструктивно обычно упрощены и имеют корпуса из отрезков металлических труб, консервных банок, металлических и пластмассовых пробок, деревянных ящиков, стеклянных бутылок и т.д. Они часто маскируются под различные предметы бытового назначения (бандероли, почтовые посылки, портфели, кейсы, электрофонари, электробритвы, банки с соком и т.д.). Однако по принципу действия они во многом сходны со штатными.



Важным объектом исследования являются средства взрывания взрывных устройств, в качестве которых могут использоваться запалы, взрыватели, капсюли-детонаторы, огнепроводные и детонирующие шнуры, зажигательные трубки, электродетонаторы (различных систем, радиоуправляемые устройства, а также различного рода самодельные взрыватели. Иногда такие средства взрывания, как электродетонатор или капсюль-детонатор, снабженный огнепроводным (бикфордовым) шнуром, используются в качестве взрывных устройств и соответственно исследуются как взрывные устройства.


В качестве

взрывчатых веществ

во взрывных устройствах используются и соответственно исследуются криминалистами самые различные вещества, их механические смеси и соединения разного взрывного действия: инициирующие, первичного действия (гремучая ртуть, тетразен и др.), бризантные, дробящего действия (тротил, нитроглицерин, пластит, эластит, динамит, аммонит и др.), метательного действия (дымный или бездымный порох). В самодельных взрывных устройствах чаще всего используются пиротехнические или вещества с горючими свойствами (сера, фосфор, нефтепродукты, канифоль, соли некоторых металлов и др.).



К следам взрыва

, исследуемым криминалистами, относятся: механические повреждения среды (грунта), иного материала поверхности, окружающих предметов, живых лиц от взрывной волны (воронки, разломы, сколы, локальные деформации, травматические повреждения у людей и др.) от осколков (вмятины, царапины, осколочные пробоины);

термические повреждения

(окопчение, оплавление);

остатки

(обломки, части) взрывного устройства (металлические, стеклянные или пластмассовые части корпуса устройства, обрывки электропроводов, проволоки и огнепроводного шнура, части корпуса, механического взрывателя, детали или обломки часового механизма и элементов электропитания и др.).


Средства и методы выявления и криминалистического исследования указанных объектов базируются на данных соответствующих военно-технических наук, физики, химии. Вместе с тем в значительной степени они основываются на результатах изучения таких закономерностей механизма действия и технико-конструктивных особенностей этих объектов, которые не учитываются в военно-технических науках и носят специфический криминалистический интерес. Именно подобный сплав знаний и характерен для научно-методической основы рассматриваемой подотрасли криминалистической техники.

Результативность криминалистических исследований целых взрывных устройств как штатных, так и самодельных и достаточного объема взрывных веществ весьма высока. Значительно труднее проводить исследования по следам происшедшего взрыва. В этих случаях результативность исследования зависит от качества и объема, представленного на криминалистическое исследование материала; собрать необходимый материал можно только при достаточно профессиональном осмотре места взрыва с участием соответствующих специалистов.


Осмотр места взрыва должен быть тщательно продуманным и сплошным. Ни один из участков этого места не должен быть пропущен. При этом необходимо иметь ввиду, что наибольшее число следов взрыва обычно концентрируется в очаге взрыва, определяемом по наличию воронки в грунте, наибольшим разрушениям, деформации материальных объектов, наличию интенсивных следов термического действия, окопчения и др.

Если обнаруживается невзорвавшееся взрывное устройство, очень чувствительное к механическим воздействиям, или неизвестна конструкция взрывателя, оно уничтожается на месте происшествия. Но перед этим данное устройство должно быть тщательно осмотрено с соблюдением всех предосторожностей, измерено и сфотографировано или сделана его видеозапись. Фрагменты же разрушенного взрывного устройства следует выявить и изъять для экспертного исследования. В этих целях необходимо изъять пробы в месте взрыва (грунта, окопчения), что осуществляет специалист.

При собирании вещественных доказательств по факту взрыва необходимо искать и изымать традиционные криминалистические следы на месте взрыва и его отдельных объектах (отпечатки пальцев, следы обуви, следы инструментов).

До направления отмеченных объектов на экспертное криминалистическое исследование они обычно подвергаются предварительному следственному изучению с участием специалистов для вынесения предварительного суждения о следующем: о факте и обстоятельствах взрыва, типе примененного в данном случае взрывного устройства и его конструктивных особенностях, способе его изготовления (промышленный, кустарный), примененном средстве взрывания, виде использованного взрывчатого вещества, области (техники, военного дела, производства), в которой применяется взрывное устройство подобного вида, местонахождении взрывного устройства в момент взрыва и т.п.

Основное криминалистическое исследование взрывных устройств, взрывчатых веществ и следов их применения осуществляется взрывотехнической экспертизой, являющейся видом криминалистической экспертизы.

Экспертное исследование этих объектов обычно проводится для установления следующего: произошел ли в данном случае взрыв от взрывного устройства, какое взрывное устройство (мина, граната, снаряд, самодельное устройство) применено в данном случае; какова конструкция, способ и материал изготовления этого устройства; не являются ли представленные на исследование осколки частями корпуса взрывного устройства; имеет ли изготовившее устройство лицо специальные знания (профессиональные навыки) в области взрывного дела или родственной области; какое средство взрывания применено в данном взрывном устройстве; какое взрывчатое вещество (какого вида, самодельное или промышленного производства) использовано в качестве заряда во взрывном устройстве; относится ли данное вещество к категории взрывчатых; относится ли данное взрывчатое вещество к такомуже виду, что и обнаруженное у подозреваемого; не изготовлены ли на одном предприятии; не относятся ли к одной производственной партии изготовления; мог ли при определенных условиях (ударе, сотрясении, транспортировке взрывного устройства) произойти самопроизвольный взрыв.


При криминалистическом исследовании на месте взрыва эксперт может в ряде случаев установить место, где находилось взрывное устройство в момент взрыва.

В то же время возможно и комплексное исследование указанных объектов. Например, с помощью комплексной медико-взрывотехнической экспертизы можно установить поражающий радиус действия данного взрывного устройства и механизм травмирования потерпевших при взрыве, положение взрывного устройства .относительно потерпевшего в момент взрыва и т.д.
















Документ как разновидность источника доказательств характеризуется тем, что содержащаяся в нем информация выражена знаками: рукописными или печатными буквами, цифрами, сим волами.

В случаях, когда содержащаяся в документе информация выражена не только знаками, но и материальными признаками, например, имеет следы смывания, подчистки, травления, переделки, признаками, характеризующими навыки исполнителя рукописи, и т.п., документ является одновременно и вещественным доказательством. В этом случае на документ распространяются правила обращения с вещественными доказательствами, предусмотренные УПК.

Различают виды криминалистического исследования документов:

1) криминалистическое исследование почерка (почерковедение);

2) криминалистическая идентификация автора текста (автороведение);

3) технико-криминалистическое исследование документов.

Задача криминалистического исследования почерка состоит в установлении исполнителя либо в установлении свойств и состояний исполнителя (пол, возраст, физические и профессиональные особенности, состояние опьянения и др.).

Письменная речь, являющаяся общим объектом как почерковедческого так и автороведческого исследования, имеет внешнюю двигательную (артикуляция, движения руки) и внутреннюю содержательную стороны (грамматика, лексика, стиль, информативность и др.).

Почерковедение опирается главным образом на исследование навыков письма, проявляющихся в движениях пишущей руки.

При этом в результате может быть установлен непосредственный исполнитель данной рукописи.

Автороведческое исследование опирается на исследование содержательной стороны рукописи. Оно может дополнять исследование почерка. Самостоятельное значение оно приобретает в случаях, когда автор и исполнитель рукописи являются разными лицами, а также в случаях исполнения рукописи на печатающих устройствах. Непосредственный исполнитель рукописи при этом не устанавливается. Вместе с тем возникает возможность идентификации печатающих устройств.

Задачей криминалистического автороведения является установление автора рукописного или печатного текста.

Задачей технико-криминалистического исследования является установление существенных для расследования обстоятельств и способов изготовления документа, а также изменения и восстановления его первоначального содержания.