ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.10.2020
Просмотров: 133
Скачиваний: 4
Р.Л.Ахмедшин, Н.В. Кубрак
"Проблемы использования методики построения "психологического портрета" неизвестного преступника в современной России."
В сборнике статей "Проблемы развития и совершенствования российского законодательства" / под ред В.Ф. Воловича. - Томск: изд-во Томского университета, 2000. - Ч.3 - 178 с. (С.146-149)
В современной криминалистической литературе в последнее время появилось значительное количество публикаций, посвященных методике построения "психологического" портрета неизвестного преступника. Содержание этих работ отражает историю становления данной методики расследования преступлений, ее сущность, комплекс проблем, возникающих при ее использовании. Опыт расследования преступлений, совершенных серийными убийцами в нашей стране, продемонстрировал существование ряда специфических проблем, сущность которых сводится к следующему:
1. В теории отечественной криминалистики на сегодняшний день не существует полноценного, комплексного определения серийного убийцы. Данная категория преступников изучается в уголовном, уголовно-процессуальном, криминологическом, психиатрическом, но не в криминалистическом аспекте, т.е. не под таким углом зрения, который раскрывает выражение личностных характеристик серийного убийцы в следах совершенных им преступлений. Это приводит к смещению акцента исследования феномена серийных убийц с криминалистически значимой задачи по установлению личности данного преступника на криминологически значимые задачи объяснения природы указанного феномена.
2. В исследовании серийных преступлений, проводимых в нашей стране, акцент однозначно ставиться на личность преступника, в то время как оригинальная методика построения "психологического" портрета исходит из существования неразрывной связи между серийным убийцей и его жертвой. Детальное исследование этого вопроса поможет выявить образ потенциальной жертвы в сознании преступника, что способствует сужению круга его поиска.
3. Из-за традиционного восприятия метода анализа уголовных дел как основного способа собирания эмпирического материала, метод интервью при изучении личности преступника фактически игнорируется, ввиду существующего убеждения в его методологической несостоятельности. Однако зарубежная практика показывает эффективность использования данного метода по отношению к рассматриваемой категории преступников.
4. Не существует общедоступной (для работников местных правоохрани-тельных органов) базы данных по раскрытым и нераскрытым насильственным преступлениям, наличие которой позволило бы узнать, было ли совершено аналогичное преступление, что скоординировало бы работу милиции и прокуратуры из разных регионов страны.
5. В структуре правоохранительных органов нет аналитического центра, специализирующегося на построении "психологического" портрета неизвестного преступника, подобному, например, вспомогательному следственному отделу ФБР в США.
6. На должном уровне не проводится профилактики насильственных преступлений. Представляется, что при каждом районном отделении милиции необходимо создать центр по предупреждению проявлений насильственных действий по отношению к детям, по учету и регистрации случаев насилия над детьми, похищения и других преступлений. В обязанность сотрудников этих подразделений должна входить также работа с родителями и детьми в школах и других детских учреждениях о том, как не стать жертвой преступления.
7. Нет полноценного взаимодействия следственных структур со средствами массовой информации. Опасаясь вызвать панику у населения, органы следствия и дознания ограничиваются лишь изложением криминальной хроники в незначительном объеме. О громких сериях убийств общественность узнает, как правило, после осуждения преступника. В период расследования правоохранительным органам совместно со СМИ необходимо информировать на-селение о преступлениях. Помощь населения, как показывает зарубежный опыт, в значительной степени способствует розыску лица по составленному "психологическому" портрету преступника.
Известно, что осмотр места происшествия является основной информационной базой расследования преступления, поэтому, чем полнее удастся его "прочесть", тем точнее будет составлен "психологический" портрет как жертвы (отсутствие которого крайне затруднит поиск виновного), так и предполагаемого преступника.
Отсутствие в следственных органах "профилеров" (специалистов по составлению "психологического" портрета неизвестного преступника), загруженность следователей, недостаточное техническое и компьютерное обеспечение также негативно влияет на эффективность расследования преступлений.
Остается надеяться, что время и опыт помогут разрешить эти пробле-мы, обходящиеся всем нам так дорого. Следует отметить, что объем работ, посвященных построению "психологического" портрета неизвестного преступника в нашей стране сводится в основном, к построению портрета серийных сексуальных убийц. Проблемы терроризма, похищения людей, профессиональных поджогов остаются в стороне. Вопрос о возможности построения "психологического" портрета неизвестного преступника по другим тяжким преступлениям на сегодняшний день остается открытым.