Файл: Доклад об отсутствии научного обоснования психиатрических теорий.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.10.2020

Просмотров: 877

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

А

кты бессмысленного насилия шокируют и ужасают, особен-

но когда их совершают дети и подростки. Мы спрашиваем:

«Как же это могло произойти?»

Необходимо тщательно изучить опасность психиатрических

препаратов и психологических программ, внедряемых в школах.

В 7 из 12 случаев, когда в американские школы врывались

подростки и устраивали там стрельбу, это делали подростки, при-

нимавшие по назначению психиатра психотропные препараты,

вызывающие приступы агрессии и желание совершить самоубий-

ство.

Как минимум 5 подростков, устроивших бойню в школах,

прошли в прошлом программу «управление гневом» или другие

школьные программы по изменению поведения типа «курсов

смерти». Программа «управление гневом» имеет своей целью на-

учить человека сдерживать собственное агрессивное поведение.

Однако нет никаких данных о том, что эта программа имеет хоть

какой-то положительный эффект.

Десятилетиями в школах преподавалась танатология или

«курсы смерти» – очередной эксперимент психологов. В рамках

этой программы детей заставляют обсуждать самоубийства, про-

сят рассказать, что они хотели бы поставить на собственный гроб,

или просят составить надписи для собственных надгробных плит.

И все это для того, чтобы «дети чувствовали себя комфортно, стал-

киваясь со смертью в жизни».

Судьба двоих подростков, Эрика Харриса и Дилана Клебол-

да, – яркий пример полной несостоятельности программ «управ-

ление гневом» и «курсы смерти». Помимо этого Харрис принимал

антидепрессант, вызывающий агрессию и манию. По приказу суда

он и Клеболд занимались с психологом, в том числе и по програм-

ме «управления гневом». В школе, на уроке «курсов смерти», Хар-

риса попросили вообразить собственную смерть. После этого

Харрису приснилось, как он и его друг Клеболд идут в торговый

центр и устраивают там пальбу. Парень описал свой сон и сдал со-

чинение учителю. Вскоре Харрис вместе с Клеболдом воплотили

этот сон в реальность, застрелив 12 одноклассников и учителя.

24

В феврале 2004 г. 15-летний Андреас из Германии пристре-

лил своего приемного отца. В течение нескольких лет он подвер-

гался психиатрическому лечению и принимал назначенные ему

психотропные препараты.

25

17 мая 2004 г. 19-летний Райан Фарло из Мэриленда был

признан виновным в убийстве особо тяжкого характера. В 2001 г.,

принимая назначенные ему антидепрессанты, он убил своего

школьного товарища.

В Японии 14-летний подросток обезглавил своего 11-лет-

него приятеля; другой зарезал своего пожилого соседа, потому

что, как он объяснил позднее, ему хотелось испытать, что значит

совершить убийство.

24

Резкий скачок числа актов насилия среди школьников про-

изошел также в Канаде, Израиле и Франции.

25

Система ценностей, навязанная психологическими програм-

мами, в сочетании с психиатрическими препаратами, вызывающи-

ми приступы агрессии и жестокости, представляет собой порохо-

вую бочку, готовую разорваться в любой момент.

Психиатрические препараты и психологические

практики сыграли свою роль в росте насилия в

американских школах, таких как, например, в школе

«Колумбина» в 1999 году.

НАСИЛИЕ СРЕДИ ШКОЛЬНИКОВ

Угрожающая перспектива


background image

По словам психиатра Теодора Перлмана из

Хьюстона, психиатры зашли со справочни-

ком 

DSM-IV

слишком далеко. В нем содер-

жится очень много диагнозов, не имею-

щих никакого реального обоснования.

Психиатр Джозеф Гленмуллен из Гар-

вардского университета утверждает:

«

DSM

в его сегодняшнем виде представ-

ляет собой перечень диагнозов, поверх-

ностный, несерьезный набор симпто-

мов… Любые попытки помочь пациенту

понять себя и измениться тонут в стрем-

лении поскорее поставить диагноз и на-

значить прием препаратов».

Несмотря на отсутствие научной досто-

верности, 

DSM

и 

МКБ

интенсивно исполь-

зуются в качестве главных инструментов

диагностики не только при назначения

лечения, но и в делах детской опеки,

при даче показаний в суде, в сфере

образования, и т.д.

Когда законодатели «думают о

душевном здоровье, им на ум приходит

шизофрения», – говорит Карен Игнани,

президент Американской ассоциации

программ здравоохранения. – «Я не ду-

маю, чтобы они хорошо разбираются во

всех этих специальных терминах, исполь-

зование которых может существенно

увеличить расходы государства на лече-

ние болезней, существование которых

научно не подтверждено».

1
2

3
4

ВАЖНЫЕ ФАКТЫ


background image

П

сихиатры постоянно твердят о мировой эпи-
демии психических заболеваний и настаива-
ют на том, что единственным выходом из со-
здавшейся ситуации является увеличение
финансирования на нужды психиатрии. Од-

нако прежде чем выделить еще миллион-другой, давайте
посмотрим, достаточно ли мы знаем об этом пресловутом
«кризисе душевного здоровья»? Чтобы ответить на этот во-
прос, необходимо поближе познакомиться с психиатрией
и ее «

Диагностическим и статистическим руководством

по психическим расстройствам

» (DSM).

Томас Дорман, тера-

певт, член Королевской кол-
легии терапевтов Великоб-
ритании и Канады, пишет:
«Вся эта затея по созданию
категорий психиатрических
“заболеваний”, придание им
официального статуса путем
голосования и последующее
присвоение “заболеваниям”
диагностических кодов, ве-
дущее, в свою очередь, к ис-
пользованию этих диагнозов
при получении страховых
выплат, есть не что иное, как широкомасштабная афера,
придающая психиатрии якобы научный характер, оплачи-
ваемая, естественно из государственной казны».

26

В 1995 г. психолог Джеффри Скалер сказал: «Само

понятие научной достоверности связано с мошенничест-
вом. Достоверность – это степень точности, с какой то или
иное явление может быть объяснено или определено. Ког-
да диагностические средства не отражают того, что, как
предполагается, они должны отражать, мы говорим об от-
сутствии достоверности. Если сделка основана на недосто-
верных данных, можно утверждать, что отсутствие досто-
верности сыграло определяющую роль в совершении
мошенничества. «Диагностическое и статистическое руко-

водство по психическим расстройствам», выпущенное
Американской психиатрической ассоциацией, печально
известно низким уровнем научной достоверности».

29

Учитывая, что DSM подвергается серьезной критике,

властям не следует полагаться на статистические данные,
основанные на DSM или МКБ при принятии решений об
увеличении финансирования психиатрической службы.
Ведь средства выделяются на преодоление всеобщего
«кризиса в сфере психического здоровья», которого не су-
ществует; он выдуман «фокусниками» от психиатрии для
того, чтобы сохранить свой раздутый бюджет.

При такой неправиль-

ной постановке дела оста-
ются без внимания действи-
тельно эффективные про-
граммы, с помощью кото-
рых можно решить те самые
социальные проблемы, ко-
торые психиатрии не под
силу.

Диагностика

психических

расстройств: пародия

на науку

В то время как научные методики, используемые в

традиционной медицине, поддаются проверке, отсутствие
в психиатрии систематического подхода к проблемам ду-
шевного здоровья и, что еще более важно, полное отсутст-
вие ощутимых результатов в этой области в значительной
степени повлияли на то, что психиатрия снискала себе дур-
ную славу как среди представителей научного сообщества,
так и у широкой публики.

Прелюдией к систематическому подходу в диагности-

ке психических заболеваний послужило опубликование в
1948 г. Всемирной организацией здравоохранения шестого
издания «

Международного классификатора болезней

»

(МКБ), в который психиатрические расстройства впервые

Лучший способ

продавать препараты –

продавать

психиатрические

болезни

— Карл Эллиот, специалист по биоэтике,

университет Миннесоты.

Г Л А В А   В Т О Р А Я

О п а с н о е   п с и х и а т р и ч е с к о е   д и а г н о с т и р о в а н и е

11

ГЛАВА ВТОРАЯ

Опасная психиатрическая

диагностика


background image

вошли в качестве заболеваний, а также публикация в
1952 г. в США «Диагностического и статистического ру-
ководства по психическим расстройствам» (DSM). Это
была попытка получить признание в медицинских кру-
гах, подражая традиционной медицине, которая за мно-
гие века приобрела репутацию науки, способной справ-
ляться с физическими заболеваниями.

«Психические расстройства» рождаются на свет без

научно-методического обоснования в результате голосо-
вания членов комитета Американской психиатрической
ассоциации. Один психолог, посетивший слушания по
вопросам DSM, сказал: «Примитивность творческого
процесса поражала. Диагнозы принимались решением

большинства голосов, словно вопрос стоял о том, в какой
ресторан сегодня пойти. Вы любите итальянскую кухню,
а я – китайскую. Так что давайте пойдем в кафетерий. И
вот уже решение занесено в компьютер. Наверное, мы
были слишком наивны, но мы полагали, что смотрим на
вещи с научной точки зрения».

Маргарет Хаген, профессор психологии из Бостон-

ского Университета, подводит итог: «Изобретение новых
расстройств с помощью перечня сопутствующих симпто-
мов основывается на шутовских, знахарских методиках
психиатров. Как же может Американская психиатриче-
ская ассоциация претендовать на то, что ее диагностиче-
ское руководство научно обосновано? Это не наука.
Просто психиатры называют это наукой».

30

Не располагая объективными научными данными,

психиатры тем не менее объявили о существовании сле-
дующих психических заболеваний:

расстройство экспрессивной речи;

фонологическое расстройство речи;

расстройство на почве кофеиновой интоксикации;

расстройство, связанное с отвыканием от кофеина;

расстройство поведения;

расстройство математических способностей;

расстройство, связанное с употреблением никотина;

расстройство, связанное с отвыканием от
никотина;

расстройство, связанное с несоблюдением
назначенного лечения;

страх расставания;

расстройство вследствие сиблингового
соперничества (соперничество между детьми);

половая агрессия в отношении ребенка.

В своей книге «

Капля здравого смысла

» невролог и

психиатр Сидни Уокер III предупреждает об опасности,
которую представляет для общества «Диагностическое и
статистическое руководство по психическим расстрой-
ствам»: «Важно помнить, что многие психиатры, ориенти-
рованные на использование 

DSM

, в значительной степени

отказались от научного подхода в диагностике, от поста-
новки дифференцированных диагнозов. Они считают
большинство психиатрических заболеваний «неизлечи-
мыми». И тогда у них остается два инструмента: психоте-
рапия и лекарства. Неудивительно, что они так увлекают-
ся назначением новых психотропных препаратов;
современным психиатрам больше нечего предложить, как
и врачам далекого прошлого, рекомендовавшим от всех
болезней кровопускание…»

В DSM-IV

включены 374

расстройства

(для каждого

из которых

предусмотрены

страховые

выплаты). 

Для сравнения:

предыдущее

издание

содержало 253

расстройства, а

первое издание

1952 года –

всего 112.

1952

1968

1980

1987

1994

DSM IIIR

253

DSM IV

374

DSM I

112

DSM II

163

DSM III

224

200

100

0

КОЛИЧЕСТВО УМСТВЕННЫХ РАССТРОЙСТВ

В DSM, НАЧИНАЯ С ПЕРВОГО ИЗДАНИЯ


background image

«Мы так и не можем раскрыть

причину или определить физио-

логию хотя бы одного психиат-

рического заболевания. Всякий

раз, когда казалось, что обнару-

жен некий химический дисба-

ланс, позднее оказывалось, что

это не так».

– Джозеф Гленмуллен, психиатр

из Гарварда, автор книги «Ответ-
ный удар по прозаку», 2000 г.

В

информации о психиче-

ских расстройствах, ко-

торую распространяют

психиатры или их группы под-

держки, финансируемые фар-

мацевтическими компаниями,

часто встречаются упомина-

ния о «расстройствах, вызван-

ных нейробиологическими

причинами», или «излечимых

расстройствах мозга».

Авторитетные врачи счи-

тают, что для того чтобы можно

было утверждать наличие забо-

левания, должна существовать

реальная объективная физиче-

ская аномалия, устанавливаемая

при проведении анализа, напри-

мер, крови, мочи и других ана-

лизов, рентгенологического ис-

следования, томографии мозга

или биопсии. Не существует ни-

каких научных доказательств то-

го, что СДВГ – это «заболевание

мозга», или что дисбаланс хими-

ческих веществ в мозге являет-

ся причиной каких-либо психи-

ческих расстройств.

По мнению детского

невролога Фреда Бомана-

младшего, «когда СДВГ называ-

ют “заболеванием” или утверждают, что СДВГ вызывается некими

“нейробиологическими” причинами, это звучит столь серьезно и

страшно, что родителей, осмеливающихся не поверить в это или

не позволить лечить своего ребенка, скорее всего, обвинят в пре-

ступной небрежности и лишат родительских прав. Это просто

ложь, псевдонаучная фальсификация и медицинская профанация».

Тай Колберт, писатель, специалист в области клинической

психологии, пишет: «Поборники биологической психиатрии сочи-

нили красивую сказку о том, что “чудесные” психиатрические пре-

параты могут скорректировать химический дисбаланс. Однако эта

модель абсолютно безосновательна, поскольку никому еще не

удалось доказать, что в основе психических заболеваний лежит

химический дисбаланс».

29

В книге «Обвиняя мозг», опубликованной в 1998 г., биопси-

холог Эллиот Валленштейн пишет о том, что «биохимическая»

теория весьма удобна с точки

зрения «популяризации лече-

ния с помощью психиатриче-

ских препаратов».

30

Психолог из Австралии

Филипп Оуэн предупреждает:

«Приходится вновь и вновь слы-

шать утверждения о том, что ле-

карственные препараты коррек-

тируют химический дисбаланс в

мозге. Это заявление ложно. В

настоящее время нет даже воз-

можности измерить точный

уровень трансмиттеров (хими-

ческих передатчиков импульсов

между нервными клетками) в

определенных синапсах (места

соприкосновения нервных кле-

ток друг с другом) в мозге чело-

века. Так как же тогда можно де-

лать заявления о химическом

дисбалансе?»

31

Джонатан Лео, профес-

сор анатомии Западного Уни-

верситета медико-санитарных

дисциплин, и профессор Дэ-

вид Коэн из колледжа соци-

альных проблем при Междуна-

родном университете Флори-

ды, изучили 33 новых научных

доклада, посвященных обсле-

дованию пациентов с диагно-

зом СДВГ с использованием

снимков мозга. Они подтверди-

ли, что мозг ребенка, принима-

ющего психотропные препара-

ты, сильно отличается на сним-

ках от мозга ребенка, не при-

нимающего таковых, посколь-

ку именно стимулирующие

средства и «вызывают стойкие

изменения в мозге». Ученые

также сделали обзор исследования, проведенного в 2001 г. Наци-

ональным институтом психического здоровья США, результаты ко-

торого психиатры активно пропагандировали. В рамках этого про-

екта были обследованы две группы детей с диагнозом СДВГ. Дети,

входившие во вторую группу, не принимали никаких препаратов

от СДВГ. Было заявлено, что мозг детей с диагнозом СДВГ, не при-

нимающих никаких препаратов, имеет значительно меньший раз-

мер. Однако Джонатан Лео и Дэвид Коэн обнаружили, что дети,

входившие в первую группу, были старше на два года. Совершен-

но очевидно, что у детей помладше и мозг, соответственно, име-

ет меньший размер.

32

Хотя заявления психиатров о «химическом дисбалансе» и

«излечимых расстройствах мозга» всегда преподносятся под со-

усом научной обоснованности, истина заключается в том, что эти

заявления базируются лишь на отдельных примерах.

ПСИХИАТРИЧЕСКИЕ ПРЕПАРАТЫ

Ложь о химическом дисбалансе

Доктор Фред Боман

Эллиот Валленштейн

ЛЖИВАЯ ТЕОРИЯ МОЗГА:

Благодаря бесчисленным

популярным журналам, общество было завалено

новейшими теориями о том, что что-то не так с мозгом. 

Чего не достает психиатрической непогрешимости, так это

научной достоверности. Как объясняет доктор

Валленштейн, «не существует тестов, позволяющих оценить

химическое состояние мозга живого человека».