Файл: Юрьева Л.Н. Больбот Т.Ю. Компьютер- ная зависимость.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.10.2020

Просмотров: 3585

Скачиваний: 13

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

background image

ФОРМИРОВАНИЕ 

КОМПЬЮТЕРНОЙ СУБКУЛЬТУРЫ 

(ОТ КЛИНОПИСИ К ИНТЕРНЕТУ) 


background image

«Смотри, вот это новое», 

но это было уже в веках, 

бывших прежде нас.» 

Экклезиаст 

Во все времена смена исторических этапов развития об­

щества сопровождалась формированием новой системы 

управления и внедрением новых способов и средств коммуни­

кации. С одной стороны, они служили орудием власти над 

умами и были доступны избранным. С другой стороны, они из­

меняли ментальность населения. Приведем лишь несколько 

наиболее показательных примеров. 

Так, историческое развитие Шумерской цивилизации на­

шло свое отражение в создании земледельческих 

городов-государств и в изобретении пиктографического пись­

ма и клинописи (сер. IV — нач. III тыс. до н.э.), которые 

способствовали развитию новой культуры. Клинопись и все 

последующие варианты ее развития появились и тиражирова­

лись в храмах и царских дворцах и отражали идеологию именно 

этого слоя населения. Поэтому религиозность была одной из 

ведущих характеристик ментальности населения. 

Период окончания Столетней войны в Европе ознаменовал­

ся изобретением книгопечатания. Иоганн Гуттенберг (около 

1445 г.) изобрел новый вид коммуникации, способствующий 

распространенности светской образованности не только в Гер­

мании, но и во всей Европе. Именно в этот исторический 

период формируется культура эпохи Возрождения, распростра­

нившаяся в XIV-XV1 веках из Италии по всей Европе. 

Изменения психологии и поведения людей в эпоху Возрожде­

ния были столь очевидны, что психологи даже ввели термин 

«личность эпохи Возрождения», многие черты которой счита­

ются идеалом человека и по сей день. Гуманистическое 

мировоззрение, вера в творческие силы человека, обращение к 

13 


background image

Глава 1 

античному культурному наследию, ослабление религиозности, 

духовное раскрепощение, оптимизм, осознание своей свобо­
ды — основные характеристики человека эпохи Возрождения. 

Жизнь людей этой эпохи была тесно связана с искусством, на­
укой и техникой, которые в их умах заняли место, 
принадлежавшее в средние века, религии. 

По мере развития письменности изменялись стиль общения 

между людьми, их психология и поведение. При этом, челове­
чество не только приобретало новые возможности, но и теряло 
ряд не менее ценных качеств. 

Один из самых знаменитых ученых-медиевистов мира, се-

миотик, специалист по массовой культуре, профессор 

Болонского университета и почетный доктор многих универ­

ситетов Европы и Америки Умберто Эко (р. 1932) проанализи­
ровал психологические последствия внедрения новых способов 

и средств коммуникации на протяжении всей человеческой ис­

тории. Результаты этого анализа были им представлены 

в лекции «От Интернета к Гуттенбергу», прочитанной им 
в Колумбийском университете 12 ноября 1996 года. 

Со времен Платона человечество всегда испытывало страх 

перед новыми средствами коммуникации и считало, что новый 

способ общения меняет психологию и поведение человека. 

Еще Платон заметил, что письменность ослабляет память и 
предлагает людям «окаменевшую душу». 

В эпоху рукописных книг ими могли воспользоваться толь­

ко единицы избранных, а остальные получали знания о мире и 
о своем месте в нем, созерцая фрески и росписи Средневековых 
соборов и слушая проповеди священников, читающих рукопи­
си, имеющих возможность сравнивать и анализировать 
полученную информацию и нужную доносить до слушателей. 
С точки зрения современности, это была телевизионная про­
грамма с неизменным видеорядом и готовым набором 
суждений о мире, морали, Боге, Жизни и Смерти. 

Внедрение книгопечатания способствовало редукции арха­

ического мышления и разрушило образность и наглядность 
визуальной культуры. Ставшая доступной книга способствова­

ла излишней информированности населения, отвлекала его от 

раздумий о вечных ценностях, побуждала к свободной интер­
претации и критике Священного Писания. Мышление 
постепенно трансформировалось из конкретно-образного в 
абстрактно-логическое. Костры Инквизиции, на которых жгли 
еретиков и книги, так и не смогли вернуть человечество в лоно 
визуальной культуры. Это сделало телевидение. 

14 


background image

Формирование компьютерной субкультуры (от клинописи к Интернету) 

В 60-х годах XX века канадский культуролог Герберт Мар­

шалл Маклюэн написал свою Галактику Гуттенберга, где 

описал процесс постепенной смены линейного способа мыш­

ления, возникшего с изобретением печати, на более 

глобальный способ восприятия и понимания через образы те­

левидения и других электронных средств. Он выразил 

опасение, что телевидение может уничтожить потребность в 

печатной книге. С момента изобретения телевидения наша ци­

вилизация вновь вернулась к зрительным образам и визуальной 

культуре. Особенность ее влияния на психологию человека вы­

ражается в том, что визуальные образы способны преображать 

частные, высказанные всего несколькими людьми идеи в об­

щие, что позволяет легко убеждать телезрителей в тех идеях или 

проектах, которые не вызвали бы их доверия, если бы они были 

прочитаны (при необходимости неоднократно) и критически 

переосмыслены. 

Глобальная ориентация на зрительные образы способство­

вала снижению грамотности и оживлению архаического и 

конкретно-образного мышления. Сегодня, когда практически 

все население мира получает информацию по телевидению и 

80% безоговорочно ей доверяют, мы наблюдаем всплеск архаи­

ческого мышления, деструктивных форм поведения и 

прогрессирующее нарастание безграмотности. Эти тенденции 

учитываются печатными изданиями, которые с каждым годом 

все больше напоминают детские книжки с цветными картинка­

ми. Минимум текста (как правило, примитивного) и максимум 

цветных фотографий (желательно возбуждающих базисные по­

требности) — таков интерфейс популярных изданий. 

В настоящее время мы переживаем еще одну медиореволю-

цию исторического масштаба —

 компьютеризацию.

 Ее влияние 

на психические процессы и поведение человека уже не вызы­

вает сомнений. И если Средневековый собор был прообразом 

телевидения, то книга была прообразом компьютера. Первые 

компьютеры использовались, как орудия письменности. Для 

того чтобы ими пользоваться, необходимо быть грамотным, 

уметь очень быстро читать, редактировать тексты и совершать 

ряд логически связанных между собой операций. Согласно 

концепции О. К.Тихомирова (1988), у пользователя компьютера 

преобразовывается мыслительная деятельность. Мышление 

приобретает абстрактно-логический характер с хорошо разви­

тыми прогностическими функциями. 

В доинтернетовскую эпоху пользователи компьютером име­

ли дело с линейным видом письменности, то есть тексты на 

экране практически соответствовали таковым в книге: их мож-

15